12 декабря автоэкспедиция "Евразийский путь-2000", организованная редакцией
журнала "За рулем" в полном составе добралась до поселка Харьягинский в Заполярье
и сейчас возвращается домой.
Напомним, что среди путешественников вазовские
испытатели автомобильной техники Сергей Мишин и Валерий Карабанов, которые едут
на новой "Ниве" ВАЗ-2123, цвета "мираж". Ещё одна машина, изготовленная в Тольятти,
ВАЗ-2329, пикап на базе ВАЗ-2131, в руках "зарулёвцев". Эта малолитражка находится
в редакции на длительных эксплуатационных испытаниях.
Спидометры автомобилей отсчитали в этой
экспедиции более 5000 километров при резких перепадах температуры окружающей
среды от 0°С до -45°С, снежных заносах и гололеде, минимальном световом дне.
6 декабря при форсировании реки Кама лёд
не выдержал 15-ти тонного "Урала", самого "весомого" участника пробега.
Экспедиция потеряла почти все свои рекламно-журнальные
припасы, а некоторые москвичи остались без запасной одежды, поскольку водой
выдавило стекло пассажирского салона "Урала", а пока героически (при -43°С)
буксировали из воды
грузовик, часть пожиток поглотила река. На счастье, все происходило у берега,
рядом оказался могучий КрАЗ, да и переправлялись опытные путешественники через
реку при открытых дверях кабины.
"Титаник", как окрестили "Урал" после "купания"
с помощью местных дорожников привели в порядок, и к вечеру 7 декабря в Сыктывкаре
он догнал пеструю от рекламных наклеек колонну.
6 декабря в столицу Коми прибыл и главный
редактор журнала "За рулем" Петр Меньших. Очень кстати.
Не только из-за пресс-конференции для местных
журналистов.
Здесь пришлось организовать совместно с
северянами "мозговую атаку", как достигнуть цели пробега - пробиться в Заполярье.
Единственная автомобильная трасса-зимник пересекает реку Печора, гораздо более
своенравную и полноводную чем Кама.
Местные жители из-за теплой затяжной осени
не давали никаких гарантий на успех при поездке по неокрепшему льду Печоры.
А зрелище уходящего под воду "Урала" было
свежо в памяти…
В этих условиях участник обсуждения генеральный
директор "Ухта-Лада" Валерий Канев, по просьбе руководства АВТОВАЗа прибывший
в Сыктывкар, чтобы при необходимости помочь экспедиции, предложил переправить
автомобили на платформах по единственному железнодорожному мосту через Печору.
За содействием обратились к руководству республики и регионального управления
МЧС.
В считанные минуты понимание было найдено.
8 декабря в снежную пургу экспедиция своим
ходом отправилась до Ухты. Затем на станции Ираель погрузились на железнодорожный
состав и перебрались на другой берег непокорной Печоры.
И снова лесные дороги и тундра оказались по силам нижегородскому "Соболю", ижевской
"Оде", ульяновским джипам, миасскому "Уралу", вазовским "Нивам" и "Киа-спортэдж"
"отверточной" российской сборки.
В поселок оленеводов и нефтегазодобытчиков
Харьягинский машины прибыли по графику.
Выдержали испытание и водители.
Москвичи и представители автозаводов, российские
и немецкие журналисты, освещающие пробег, скоро вернутся домой.
Не будем лишать вазовских тест-пилотов
удовольствия самим рассказать о своих впечатлениях, предвиденных и неожиданных
трудностях, выпавших на долю экспедиции.
Впрочем, это были эпизоды нормальной будничной
жизни миллионов жителей российской глубинки, для которых и создаются наши автомобили.
Жаль, что предварительно заявленный "Мерседес"
компанию не составил.
Владимир Исаков,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
15 декабря 2000 г.
Сыктывкар-Тольятти.