Архивы | 2000 | 1999 | 1998 |
На АВТОВАЗе приручили ультразвук

         В результате сотрудничества АВТОВАЗа с одним из оборонных предприятий создана уникальная технология ультразвукового деформационного упрочнения деталей автомобилей, оснастки и инструмента. За основу взят метод, с помощью которого военные повышают долговечность деталей стрелкового оружия.
         - Эффективное использование этой технологии позволяет увеличить стойкость оснастки и инструмента в 2-3 раза, рассказывает начальник лаборатории обрабатываемости материалов АВТОВАЗа, кандидат технических наук Валерий Иотов. - Мы убедились в этом, упрочняя, по просьбам производственников, крестообразные отвертки для сборщиков главного конвейера, матрицы для холодно-объемной штамповки, цанги для крепления деталей редуктора моста… Экономический эффект от применения новой технологии, в разработке которой со стороны АВТОВАЗа принимали участие также инженеры-исследователи нашей лаборатории Евгений Бычков и Юрий Зотов, по итогам прошлого года составил 1 миллион 300 тысяч рублей.
         Сейчас в лаборатории действуют уже три промышленных установки ультразвукового деформационного упрочнения, в стадии изготовления находятся еще две. Одним из самых ответственных экзаменов для уникального оборудования стал выпуск опытной партии мини-вэнов и универсалов ВАЗ-2111 с 2-литровым впрысковым двигателем. Повышение мощности мотора потребовало упрочнения деталей коробки передач, раздатки, приводов колес. Испытания машин еще не завершены, но в лаборатории уверены, что прошедшие ультразвуковую терапию детали не подведут.
         В ближайших планах Валерия Иотова и его коллег "закаливание" промежуточных шестерен заднего хода для КП к новой "Ниве" ВАЗ-2123 и, возможно, осей сателлитов на переднеприводные модели. Новый не только для отечественного, но и зарубежного - автостроения метод способен дать "вторую жизнь" целой группе деталей шасси, двигателя и коробки передач, но это дело не завтрашнего дня. Авторы самых смелых и нужных проектов на АВТОВАЗе вынуждены считаться с такой реальностью, как недостаток финансирования.


Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".

09.02.2000