В результате сотрудничества АВТОВАЗа с одним из оборонных предприятий создана
уникальная технология ультразвукового деформационного упрочнения деталей автомобилей,
оснастки и инструмента. За основу взят метод, с помощью которого военные повышают
долговечность деталей стрелкового оружия.
- Эффективное использование
этой технологии позволяет увеличить стойкость оснастки и инструмента в 2-3
раза, рассказывает начальник лаборатории обрабатываемости материалов АВТОВАЗа,
кандидат технических наук Валерий Иотов. - Мы убедились в этом, упрочняя,
по просьбам производственников, крестообразные отвертки для сборщиков главного
конвейера, матрицы для холодно-объемной штамповки, цанги для крепления деталей
редуктора моста… Экономический эффект от применения новой технологии, в разработке
которой со стороны АВТОВАЗа принимали участие также инженеры-исследователи
нашей лаборатории Евгений Бычков и Юрий Зотов, по итогам прошлого года составил
1 миллион 300 тысяч рублей.
Сейчас в лаборатории действуют
уже три промышленных установки ультразвукового деформационного упрочнения,
в стадии изготовления находятся еще две. Одним из самых ответственных экзаменов
для уникального оборудования стал выпуск опытной партии мини-вэнов и универсалов
ВАЗ-2111 с 2-литровым впрысковым двигателем. Повышение мощности мотора потребовало
упрочнения деталей коробки передач, раздатки, приводов колес. Испытания машин
еще не завершены, но в лаборатории уверены, что прошедшие ультразвуковую терапию
детали не подведут.
В ближайших планах Валерия
Иотова и его коллег "закаливание" промежуточных шестерен заднего хода для
КП к новой "Ниве" ВАЗ-2123 и, возможно, осей сателлитов на переднеприводные
модели. Новый не только для отечественного, но и зарубежного - автостроения
метод способен дать "вторую жизнь" целой группе деталей шасси, двигателя и
коробки передач, но это дело не завтрашнего дня. Авторы самых смелых и нужных
проектов на АВТОВАЗе вынуждены считаться с такой реальностью, как недостаток
финансирования.