Одна из
самых сложных, технологически трудоемких деталей электронной системы управления
двигателем - форсунка впрыска топлива. Не случайно до сих пор отечественная
ЭСУД, разработанная специалистами АВТОВАЗа и Поволжского отделения Российской
инженерной академии, комплектуется форсунками от немецкой фирмы "БОШ". Понятен
поэтому тот интерес, который вызвала первая партия из 50 рамп (в каждой по
4 форсунки, монтируется на каналы впускной трубы двигателя), поступившая на
днях на АВТОВАЗ. Ведь эта "неподдающаяся", требующая микронной точности в
изготовлении деталь сделана на самарском заводе "ЗИМ", где есть и высококлассное
оборудование, и персонал самой высокой квалификации. И все же на ее освоение
у волжан ушло около 5 лет!
В отделе систем управления двигателем АВТОВАЗа, непосредственно
работающем с самарцами, качеством первых российских форсунок удовлетворены,
но считают, что с окончательными оценками надо повременить. Только массовое
производство покажет, насколько точно на предприятии соблюдается технологический
режим, стабильна работа оборудования, тщателен пооперационный контроль. К
сожалению, о массовом производстве самарских форсунок вопрос пока откладывается:
у "ЗИМа" не хватает оборотных средств. 325 комплектов форсунок - столько на
первых порах взялись осилить работники конверсионного завода. Этого мало (АВТОВАЗ
наметил в 2000 году собрать 240000 малолитражек с впрыском), но главное -
первая ласточка взлетела.