Уже первая вазовская модель, "копейка", имела противоугонное устройство,
заложенное в ее конструкцию. Перенос замка зажигания с панели приборов на рулевую
колонку не был прихотью дизайнеров. Вынимая ключ зажигания, владелец тем самым
включал механический блокиратор рулевого управления. По лицензии ФИАТа этой
новинкой, предусмотренной 1-м пунктом 18 правила Европейской Экономической Комиссии
ООН, стали оснащаться и все последующие представители семейства "Жигулей" и
"Лад".
С 1 октября 1998 года вступил в действие
2-й пункт того же правила, согласно которому на экспорт могли поставляться только
те автомобили, которые в условиях конвейера были снабжены иммобилизатором -
электронным прибором, отключающим систему управления двигателем.
АВТОВАЗ оказался готовым к такому сюжету,
разработав устройство мирового уровня, в которое были заложены две микро-ЭВМ.
Чтобы контроллер электронного впрыска топлива начал управлять двигателем, он
должен получить от иммобилизатора разрешение в виде цифрового кода, неизвестного
постороннему.
Сегодня в распоряжении автовазовцев несколько
вариантов электронных "обездвиживателей" автомобиля. Производство их налажено
и на самом ВАЗе, и в Чебоксарах, и в Москве. С этого года иммобилизатор в массовом
порядке устанавливается и на часть машин, идущих на российский рынок. По плану
этим устройством в 2000 году должны быть "вооружены" в общей сложности, включая
экспорт, 240 000 переднеприводных моделей и 9500 автомобилей "Нива".
Иммобилизатор удорожает авто в среднем
на 1000 рублей, но даже проводя политику сдерживания цен на свою продукцию,
АВТОВАЗ идет на внедрение новинки, повышающей потребительские свойства автомобиля.
Кроме того, надо быть готовым к тому, что 18-е правило ЕЭК ООН будет распространено
и на Россию, как на члена Совета Европы. А в автостроении всегда лучше опередить
события, чем их догонять.