Несмотря на то, что АВТОВАЗ вынужден отчислять
на техническое развитие гораздо меньше средств, чем могут позволить себе ведущие
автомобильные компании, современные техника тоже находит дорогу в его цеха.
Доживи до наших Самуил Маршак, он обязательно бы описал бы координатно-измерительную
машину цеха сварки 42-8 в своих "Умных вещах". Встроенный в автоматическую сварочную
линию итальянской фирмы "Комау" этот начиненный электроникой и закрытый со всех
сторон агрегат, тоже, кстати, итальянского происхождения, с точностью до 0,3
мм замеряет геометрию кузовов семейства "десятки". Быстро и безошибочно (в несколько
раз быстрее, чем в лаборатории собираемости кузовов), без участия оператора,
машина измеряет величину проемов дверей, капота, багажника, ветрового и заднего
окон, а также определяет, точно ли на месте точки крепления бамперов, блокфар,
фонарей.
Эти разъяснения зам. начальника цеха технического
контроля по комплексу сварки Юрия Гуторова несколько разочаровали. "Геометрия
кузова" - это ведь не только размеры деталей, но и состояние лицевых поверхностей,
чтобы не было "бликов" - еще не так давно предмета нередких упреков в адрес
отечественных автостроителей. Разве нет?
- Машине такие замеры не по силам, - улыбается
Гуторов, - ни этой, ни какой-либо другой. Есть человек и органолептический метод
контроля. Это оценка на глаз, визуально, когда кузов подсвечивается под определенный
углом. И это оценка наощупь, руками опытных контролеров и рихтовщиков в специальных
перчатках. Простым проглаживанием по кузову они выявляют утяжки, вмятины в металле.
Я пробовал делать то же самое с простым носовым платком вместо перчаток - получалось.
… Чем совершеннее техника, тем больше она
подчеркивает незаменимость человека.
Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
28.04.2000