Есть на АВТОВАЗе
два страстных любителя экстремальных ситуаций. Найти их несложно: достаточно
заглянуть на дочернее предприятие АО "АВТОВАЗ" - производство спецавтомобилей
"БРОНТО" - и спросить директора фирмы Юрия Зуева и водителя-испытателя Олега
Федорова. Больше всего им нравится ставить эксперименты с участием, пожалуй,
самого любимого детища "БРОНТО" - снегоболотохода ВАЗ-1922 "Марш". И почему-то
каждый раз действие происходит в условиях Крайнего Севера - настолько крайнего,
что все приборы определения земных координат, как правило, стремятся к нулю.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о Северном полюсе и экспедициях, организуемых
АО "АВТОВАЗ" совместно с фирмой "БРОНТО". В апреле "Волжский автостроитель"
не раз писал о ходе их новой совместной акции "Полярный марш - 2000", имевшей
целью достижение полюса на автомобиле, двигающемся своим ходом через льды Северного
Ледовитого океана. Говорили мы и о том, что в этом году нелегкие погодные условия
не позволили воплотить первоначальную идею: пройти по ледовому покрытию океана
в сторону полюса 650 километров. Все, чего удалось достигнуть, - это "прочертить"
гигантскими колесами "Марша" на карте Земного шара линию в 98 километров по
меридиану, отмеченную цифрой на спидометре автомобиля в 309 километров. Но поскольку
это первая в истории Арктики экспедиция на автомобиле - тем более вазовского
происхождения, - то нельзя не рассказать о ней подробней. А помогут нам в этом
главные участники события, встретившиеся на прошлой неделе с городскими журналистами.
Итак, в начале апреля снегоболотоход "Марш"
прибыл самолетом "АН-12" Хатангского объединенного авиаотряда - давнего партнера
АВТОВАЗа - вначале в Хатангу, а затем на остров Средний архипелага Северная
Земля. 12 апреля автомобиль и весь экипаж - Юрий Зуев, Олег Федоров и штурман-навигатор
из Хатанги Анатолий Гончаров при помощи вертолета "МИ-8" были доставлены на
льдину - к месту старта экспедиции. Покружив над "Маршем" и убедившись, что
все в порядке, вертолет взмыл в небо и ушел на базу острова Средний. Путешественники
оказались один на один с ледовым пространством, таящим, как выяснилось, немало
опасностей.
Вообразите себе бескрайний, "лунный", по определению Олега Федорова, ландшафт,
состоящий из льдин и айсбергов, которые образуют невероятной высоты и сложности
торосы или, наоборот, глубокие трещины, ширина которых, может, и небольшая,
зато глубина - до трех тысяч метров океана. И среди этого ледяного безмолвия
движется автомобиль - с минимальной поступательной скоростью, осторожно выбирая
путь в этом скоплении движущихся поверхностей, которые так и норовят приготовить
все новые и новые ловушки для незваных гостей. Так, кстати, случилось в самый
первый день путешествия, когда некрепкий соленый лед одной из "речек" не удержал
на себе "Марш", загруженный под завязку снаряжением, питанием и топливом. Конечно,
к купанию в воде болотоходу не привыкать, однако на вызволение автомобиля из
водно-ледяного плена ушло два драгоценных часа. Трудные маневры при выезде из
воды нам подсказали, что прыгать в каждую трещину не надо, их надо как-то обходить",
- рассказывает Юрий Петрович Зуев.
Другой вывод пришел после встречи с айсбергом.
Гигантская глыба льда - зрелище, конечно, издалека красивое, да и ориентир очень
удобный для движения. Так поначалу думали и участники экспедиции, пока не столкнулись
с проблемой: движущийся айсберг оставлял после себя такую паутину трещин, что
преодолеть их было просто невозможно, поэтому впоследствии "чудо природы" старались
обходить стороной.
Так и двигались вперед - иногда делая пешую
разведку, иногда работая пешней, которой обычно орудуют рыбаки и которой, как
выяснилось, очень удобно раскалывать небольшие торосы. Порой, находясь среди
хаотично движущихся льдин, приходилось с математической точностью рассчитывать
их скорость, чтобы успеть проскочить сразу несколько, пока они сдвинуты друг
с другом. "Эти плутания между речек и торосов, выглядевших не очень гостеприимно,
и давали нам задержку в движении, - вспоминают путешественники. - Надо было
три километра "накрутить" по спидометру. чтобы на один продвинуться по широте".
Какие самые яркие впечатления? "Например,
едем мы, едем, - делится своими Юрий Зуев, - и вот нам встречается поле. Ширина
поля неизвестна, длина - тоже. Но все поле состоит из нагромождений плитообразных
льдин в полтора-два метра высотой, задутых снегом. Идешь пешком - проваливаешься,
идти практически невозможно. И вот мы пытаемся по этому полю двигаться, петляем,
петляем, выбирая более-менее ровные места... И начиная с этого момента, я стал
понимать, что и автомобиль, и водитель автомобиля (Олег Федоров. - Прим. авт.)
проявили невероятное свойство этот Северный Ледовитый океан побеждать".
Сам же Олег Федоров только под конец экспедиции
смог оценить ситуацию со стороны - причем в буквальном смысле, когда поднялся
с Анатолием Гончаровым на ближайший айсберг. "Так как удаление от айсберга было
большое, то наш автомобиль выглядел как маленькая-маленькая точка. И когда я
вернулся назад, сказал своим: в этой холодной громадине льдов единственное,
что нас поддерживает, - это маленькая точка автомобиля. И эта точка двигается,
у нее задачи не то чтобы вы, жить в этой пустыне - она идет на вызов, она движется
вперед, она имеет свои задачи продвижения".
Кстати, эти выражения: "двигаться дальше",
"двигаться вперед" - то и дело звучали из уст наших героев, рассказывающих о
путешествии. Это значит, что экспедиция имеет право на продолжение, главное
- правильно извлечь все уроки из первого эксперимента. "Mы знаем точно, что
машина по Ледовитому океану проедет", - уверены участники "Полярного марша-2000".
А руководитель экспедиции директор опытно-промышленного производства ДТР ВАЗа
Сергей Перевезенцев сказал на встрече с журналистами буквально следующее: "Я
не раз задавал себе вопрос: почему никто из других автомобильных фирм до сих
пор не смог организовать подобную экспедицию? Я думаю, только по одной причине
- они давали себе отрицательный ответ: это невозможно. А вот наши машины, наши
люди смогли это сделать".
Что ж, теперь нужно затвердить этот успех
и начать подготовку следует уже сейчас. А не то опередят нас проворные иностранцы:
говорят, в глазах зарубежных туристов, большими группами прибывающих в Хатангу
с целью дальнейшего покорения полюса и узнавших о тольяттинской экспедиции,
легко можно было прочитать мысль: "А почему бы и нам не попробовать на автомобиле?"
Так что вазовцам пора двигаться дальше, чтобы всегда опережать события.
P.S. А на Северном полюсе "Марш" все-таки
побывал и на этот раз - и снова благодаря помощи славного Хатангского авиаотряда
и его "АН-12". Правда, до этого была эвакуация автомобиля со льдов вертолетом
"МИ-8" (спасибо его командиру Евгению Михайловичу Голикову, решившемуся на доставку
автомобиля, не дожидаясь официального разрешения, которое задерживалось из-за
непогоды), было самостоятельное путешествие "Марша" на 350 километров от мыса
Арктический до острова Средний (вот и набрались запланированные акцией 650 километров!),
где встретила героев тольяттинская делегация. Автомобиль ни разу не подвел свой
экипаж. Что остается? Двигаться дальше!
Екатерина Сергеева,
газета "Волжский автостроитель",
фото Игоря Северова.
4.05.2000