Архивы | 2000 | 1999 | 1998 |
Двигаться дальше

Есть на АВТОВАЗе два страстных любителя экстремальных ситуаций. Найти их несложно: достаточно заглянуть на дочернее предприятие АО "АВТОВАЗ" - производство спецавтомобилей "БРОНТО" - и спросить директора фирмы Юрия Зуева и водителя-испытателя Олега Федорова. Больше всего им нравится ставить эксперименты с участием, пожалуй, самого любимого детища "БРОНТО" - снегоболотохода ВАЗ-1922 "Марш". И почему-то каждый раз действие происходит в условиях Крайнего Севера - настолько крайнего, что все приборы определения земных координат, как правило, стремятся к нулю. Вы, конечно, догадались, что речь идет о Северном полюсе и экспедициях, организуемых АО "АВТОВАЗ" совместно с фирмой "БРОНТО". В апреле "Волжский автостроитель" не раз писал о ходе их новой совместной акции "Полярный марш - 2000", имевшей целью достижение полюса на автомобиле, двигающемся своим ходом через льды Северного Ледовитого океана. Говорили мы и о том, что в этом году нелегкие погодные условия не позволили воплотить первоначальную идею: пройти по ледовому покрытию океана в сторону полюса 650 километров. Все, чего удалось достигнуть, - это "прочертить" гигантскими колесами "Марша" на карте Земного шара линию в 98 километров по меридиану, отмеченную цифрой на спидометре автомобиля в 309 километров. Но поскольку это первая в истории Арктики экспедиция на автомобиле - тем более вазовского происхождения, - то нельзя не рассказать о ней подробней. А помогут нам в этом главные участники события, встретившиеся на прошлой неделе с городскими журналистами.
       Итак, в начале апреля снегоболотоход "Марш" прибыл самолетом "АН-12" Хатангского объединенного авиаотряда - давнего партнера АВТОВАЗа - вначале в Хатангу, а затем на остров Средний архипелага Северная Земля. 12 апреля автомобиль и весь экипаж - Юрий Зуев, Олег Федоров и штурман-навигатор из Хатанги Анатолий Гончаров при помощи вертолета "МИ-8" были доставлены на льдину - к месту старта экспедиции. Покружив над "Маршем" и убедившись, что все в порядке, вертолет взмыл в небо и ушел на базу острова Средний. Путешественники оказались один на один с ледовым пространством, таящим, как выяснилось, немало опасностей.
       Вообразите себе бескрайний, "лунный", по определению Олега Федорова, ландшафт, состоящий из льдин и айсбергов, которые образуют невероятной высоты и сложности торосы или, наоборот, глубокие трещины, ширина которых, может, и небольшая, зато глубина - до трех тысяч метров океана. И среди этого ледяного безмолвия движется автомобиль - с минимальной поступательной скоростью, осторожно выбирая путь в этом скоплении движущихся поверхностей, которые так и норовят приготовить все новые и новые ловушки для незваных гостей. Так, кстати, случилось в самый первый день путешествия, когда некрепкий соленый лед одной из "речек" не удержал на себе "Марш", загруженный под завязку снаряжением, питанием и топливом. Конечно, к купанию в воде болотоходу не привыкать, однако на вызволение автомобиля из водно-ледяного плена ушло два драгоценных часа. Трудные маневры при выезде из воды нам подсказали, что прыгать в каждую трещину не надо, их надо как-то обходить", - рассказывает Юрий Петрович Зуев.
       Другой вывод пришел после встречи с айсбергом. Гигантская глыба льда - зрелище, конечно, издалека красивое, да и ориентир очень удобный для движения. Так поначалу думали и участники экспедиции, пока не столкнулись с проблемой: движущийся айсберг оставлял после себя такую паутину трещин, что преодолеть их было просто невозможно, поэтому впоследствии "чудо природы" старались обходить стороной.
       Так и двигались вперед - иногда делая пешую разведку, иногда работая пешней, которой обычно орудуют рыбаки и которой, как выяснилось, очень удобно раскалывать небольшие торосы. Порой, находясь среди хаотично движущихся льдин, приходилось с математической точностью рассчитывать их скорость, чтобы успеть проскочить сразу несколько, пока они сдвинуты друг с другом. "Эти плутания между речек и торосов, выглядевших не очень гостеприимно, и давали нам задержку в движении, - вспоминают путешественники. - Надо было три километра "накрутить" по спидометру. чтобы на один продвинуться по широте".
       Какие самые яркие впечатления? "Например, едем мы, едем, - делится своими Юрий Зуев, - и вот нам встречается поле. Ширина поля неизвестна, длина - тоже. Но все поле состоит из нагромождений плитообразных льдин в полтора-два метра высотой, задутых снегом. Идешь пешком - проваливаешься, идти практически невозможно. И вот мы пытаемся по этому полю двигаться, петляем, петляем, выбирая более-менее ровные места... И начиная с этого момента, я стал понимать, что и автомобиль, и водитель автомобиля (Олег Федоров. - Прим. авт.) проявили невероятное свойство этот Северный Ледовитый океан побеждать".
       Сам же Олег Федоров только под конец экспедиции смог оценить ситуацию со стороны - причем в буквальном смысле, когда поднялся с Анатолием Гончаровым на ближайший айсберг. "Так как удаление от айсберга было большое, то наш автомобиль выглядел как маленькая-маленькая точка. И когда я вернулся назад, сказал своим: в этой холодной громадине льдов единственное, что нас поддерживает, - это маленькая точка автомобиля. И эта точка двигается, у нее задачи не то чтобы вы, жить в этой пустыне - она идет на вызов, она движется вперед, она имеет свои задачи продвижения".
       Кстати, эти выражения: "двигаться дальше", "двигаться вперед" - то и дело звучали из уст наших героев, рассказывающих о путешествии. Это значит, что экспедиция имеет право на продолжение, главное - правильно извлечь все уроки из первого эксперимента. "Mы знаем точно, что машина по Ледовитому океану проедет", - уверены участники "Полярного марша-2000". А руководитель экспедиции директор опытно-промышленного производства ДТР ВАЗа Сергей Перевезенцев сказал на встрече с журналистами буквально следующее: "Я не раз задавал себе вопрос: почему никто из других автомобильных фирм до сих пор не смог организовать подобную экспедицию? Я думаю, только по одной причине - они давали себе отрицательный ответ: это невозможно. А вот наши машины, наши люди смогли это сделать".
       Что ж, теперь нужно затвердить этот успех и начать подготовку следует уже сейчас. А не то опередят нас проворные иностранцы: говорят, в глазах зарубежных туристов, большими группами прибывающих в Хатангу с целью дальнейшего покорения полюса и узнавших о тольяттинской экспедиции, легко можно было прочитать мысль: "А почему бы и нам не попробовать на автомобиле?" Так что вазовцам пора двигаться дальше, чтобы всегда опережать события.
       P.S. А на Северном полюсе "Марш" все-таки побывал и на этот раз - и снова благодаря помощи славного Хатангского авиаотряда и его "АН-12". Правда, до этого была эвакуация автомобиля со льдов вертолетом "МИ-8" (спасибо его командиру Евгению Михайловичу Голикову, решившемуся на доставку автомобиля, не дожидаясь официального разрешения, которое задерживалось из-за непогоды), было самостоятельное путешествие "Марша" на 350 километров от мыса Арктический до острова Средний (вот и набрались запланированные акцией 650 километров!), где встретила героев тольяттинская делегация. Автомобиль ни разу не подвел свой экипаж. Что остается? Двигаться дальше!


Екатерина Сергеева,
газета "Волжский автостроитель",

фото Игоря Северова.
4.05.2000