Анахронизмом в современном автомобильном мире стали карбюраторные двигатели.
Их вытесняют экологически безопасные двигатели с электронной системой впрыска.
Тем более что с 1 января 2001 года наступит новый этап в европейских требованиях
по токсичности (так называемых Евро-З).
Обязательной становится бортовая система
контроля (ОВД-II) — контроля всех параметров, определяющих уровень токсичности.
Чтобы вазовские автомобили продавались
в странах ЕЭС с января 2001 года, необходимо выполнить одно важное условие —
уже 1 октября нынешнего года ВАЗ должен иметь европейский сертификат соответствующего
образца. Кроме того, к той же дате ВАЗ должен закончить подготовку производства
автомобилей комплектации "Евро-З" и начать поставки.
— В связи с этим мы вынуждены форсировать
работы по подготовке автомобиля к омологации по нормам Евро-З, — говорит начальник
отдела омологации дирекции по техническому развитию АО "АвтоВАЗ" Д. И. Поляков.
— В последние месяцы идет усиленная подготовка автомобилей и двигателя к сертификационным
испытаниям. Работа организована в две смены и в выходные дни. Во Францию уже
отправлены два автомобиля ВАЗ-21099 и два автомобиля ВАЗ-21102, а также один
двигатель ВАЗ-2111 (для испытаний на максимальную мощность и максимальный крутящий
момент).
Как видите, первый европейский экзамен
по Евро-З должны выдержать автомобили семейства "Самара" и гамма моделей семейства
"десятки".
Перед "вояжем" во Францию автомобили
прошли обкатку (иные — по 3 тысячи км, а один — 30 тысяч километров).
Требуется доказать, что вазовские
модели даже после длительного периода эксплуатации будут удовлетворять требованиям
по токсичности. Предстоит сложная работа по наладке системы бортового контроля
ОВД-II на все модели.
В ближайшее время для аналогичных
испытаний за рубежом будет подготовлен автомобиль ВАЗ-21103. "Путешествие" образцов
во Францию планируется на август. Кроме того, с той же целью будет отправлен
и 16-клапанный двигатель.
Для омологационных испытаний по аналогичным
требованиям Евро-З готовится и полноприводная модель ВАЗ-21214. Это "Нива" с
системой впрыска БОШ. С точки зрения подготовки бортовой системы контроля ОВД-II
"Нива" наиболее сложна, но все равно уже в сентябре образцы должны быть представлены
в ЮТАК для испытаний.
Сроки европейского отипования неумолимы,
они — закон для исполнения.
Но есть еще нюансы. Даже если образцы
готовы для отправки в ЮТАК, нельзя считать, что дело "в шляпе", так как возникают
проблемы транспортные и таможенные (еще предстоит пересечение нескольких границ).
Всегда есть опасения, что автомобили могут запоздать с прибытием на полигон
ЮТАК. Однако задача поставлена жестко. Автомобили должны прибыть вовремя.
Евро-З — высокая ступень. Но она
неизбежна. Иного пути на европейский рынок нет.
Диана Стуканова,
газета "Волжский Автостроитель"
10 июля 2000 г.