После публикации в Интернет 11-го августа информации "Десятка" начинает газовать"
в пресс-центре АО "АвтоВАЗ" стали раздаваться телефонные звонки, коллеги просили
рассказать о работе над двухтопливными автомобилями подробнее. Выполняем их
просьбы.
Первые два опытных образца автомобиля "ВАЗ
- 21102", работающих на бензине и природном газе, сжатом под давлением 200 атм.,
собраны в экспериментальном производстве АвтоВАЗа. Переключение с одного вида
топлива на другое производится автоматически. Одной заправки баллона емкостью
63 литра достаточно для пробега в 250 км. Инжекторный 8-клапанный мотор, переключенный
на газ, теряет в мощности 7-10 %, но это компенсируется его более высокой экологичностью.
Пока планируется собрать 13 таких "десяток".
Всем машинам предстоят испытания: кому на булыжнике заводского трека, кому в
лаборатории ударных испытаний, кому на дорогах с различным покрытием и так далее.
В продажу они, естественно, не поступят. О том, когда и сколько будет произведено
таких авто, говорить пока рано.
Это не первый случай, когда на АвтоВАЗе
обращаются к использованию метана в виде автомобильного горючего. На Парижском
автосалоне уже демонстрировалась двухтопливная "Нива". Но это были попытки заинтересовать
зарубежного потребителя. Сейчас рассматривается вопрос и о подобных автомобилях
для российского пользователя.
Первыми шагами вазовцев в данном направлении
уже заинтересовались на одном из ведущих предприятий аэрокосмического комплекса
страны - в ЦСКБ "Прогресс" (Самара). Здесь работают над баллоном двойного типа,
способном содержать и криогенное топливо - газ, сжиженный при температуре -169
градусов по Цельсию. Однако и здесь точно назвать сроки, когда он будет востребован
на АвтоВАЗе, сейчас трудно. Это касается и сроков реализации планов изготовления
двухтопливных "ВАЗ - 21103" для внешнего рынка и "классики" для внутреннего.
Всё будет зависеть от результатов испытаний и финансирования.
АвтоВАЗ ведёт широкую поисковую работу
с двигателями, альтернативными традиционным ДВС. Роторно-поршневые моторы, двигатели
с электроприводом, дизели, двигатели на топливных элементах… Но в любом случае
автомобили с альтернативными движителями собираются или будут собираться не
на главном конвейере, а в условиях мелкосерийного производства. Как, например,
электромобили или дизельные "четвёрки". Скорее всего, по такому пути пойдет
и выпуск двухтопливных автомобилей.
Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
15 августа 2000 г.