Архивы | 2000 | 1999 | 1998 |
"Лада" остается "Ладой"

        Одним из самых интересных и насыщенных дней московского "Мотор-Шоу-2000" без преувеличения можно назвать День АВТОВАЗа, прошедший там 25 августа. Викторины, конкурсы, демонстрация моделей, танцевальные шоу в течение всего дня не отпускали зрителей с нашего стенда. А пока праздник был в разгаре, в Синем зале Экспоцентра собралось более сотни журналистов из десятков изданий Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Новосибирска и других городов России, а также представители зарубежных СМИ. Их целью была встреча с руководством Волжского автогиганта во главе с председателем совета директоров АО "АВТОВАЗ" Владимиром Каданниковым. Перед началом пресс-конференции Владимир Васильевич коротко остановился на особенностях вазовской экспозиции:

         - У нас этот год не совсем обычный - мы отмечаем 30-летие первого вазовского автомобиля. Для нас это дорогая дата, ведь многие уже работали в то время на автозаводе. Мы знаем не понаслышке, какой путь прошел Волжский автозавод за эти 30 лет, начиная от автомобиля ВАЗ-2101, который возглавляет сегодняшнюю выставку, и до тех разработок, в которых видно наше развитие до этого года.


         Далее особое внимание В. Каданников уделил некоторым участвующим в выставке моделям, например, автомобилям "десятого" семейства, заметив, что мощности его производства будут увеличены с нынешних 130 тысяч до проектных 220 тысяч в год после окончательной передачи сборки автомобилей ВАЗ-2106 на другие заводы. В отношении новых разработок "Нивы" ВАЗ-2123 было сказано, что сейчас продолжается как подготовка производства этого автомобиля, начатая полтора года назад, так и переговоры с компанией "Дженерал Моторс", которая проявила желание создать совместное предприятие с АВТОВАЗом по производству в год 75 тысяч "Нив" и 15 тысяч автомобилей "Опель Астра" - новой базовой модели, появившейся на рынке летом прошлого года.
         Далее особое внимание В. Каданников уделил некоторым участвующим в выставке моделям, например, автомобилям "десятого" семейства, заметив, что мощности его производства будут увеличены с нынешних 130 тысяч до проектных 220 тысяч в год после окончательной передачи сборки автомобилей ВАЗ-2106 на другие заводы. В отношении новых разработок "Нивы" ВАЗ-2123 было сказано, что сейчас продолжается как подготовка производства этого автомобиля, начатая полтора года назад, так и переговоры с компанией "Дженерал Моторс", которая проявила желание создать совместное предприятие с АВТОВАЗом по производству в год 75 тысяч "Нив" и 15 тысяч автомобилей "Опель Астра" - новой базовой модели, появившейся на рынке летом прошлого года.
         И конечно, журналисты смогли получить информацию по представленным моделям новейшего вазовского семейства "Калина" ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119 (хэтчбек). "Принципы размещения этого автомобиля на заводе выбраны и утверждены, - сказал Владимир Каданников. - Объем подготовки производства утвержден, суммы, которые акционерное общество планирует на подготовку этого производства, определены. Эти суммы составляют 24 миллиарда рублей. Сроки также определены; по ним 2004 год - начало производства, 2006-й - выход на проектные показатели".
         Затем журналисты смогли получить ответы на все интересующие их вопросы.

         - Ваши прогнозы на развитие отношений АВТОВАЗа с налоговиками страны?

         В. Каданников:
         - Тут надо сказать, в каком состоянии взаимоотношения у нас сейчас. После длительной проверки, которая шла на заводе девять месяцев, мы получили решение межрегиональной инспекции министерства по налогам и сборам о том, что мы должны доначислить налоги: мы не в полной мере выплатили налоги за 1996 год. Мы с этим решением были не согласны, поэтому предъявили судебный иск, в котором АВТОВАЗ - истец, а ответчик - министерство по налогам и сборам. Арбитражный суд Москвы принял наше исковое заявление и назначил первое слушание на 10 августа. 9 августа министерство по налогам и сборам представило в суд письмо из двух частей. Часть первая - отменить решение № 179 от 13.06.2000 г. Часть вторая - организовать дополнительную проверку. Мы возразили в суде по поводу этого письма и попросили суд рассмотреть вопрос по существу. У ответчика было достаточно времени, чтобы они сделали любые проверки и предоставили любые документы. Они ответственны за то, что написали в своем решении. Это решение мы как истец оспариваем и просим суд разобраться с ответчиком в этой стадии. Будет вторая проверка, будет второе решение или не будет - будут тогда другие взаимоотношения и другие исковые заявления, если понадобится.
         Суд принял нашу точку зрения - рассмотреть вопрос по существу, а не по форме - и назначил второе слушание на 7 сентября. Мы в дополнение к нашему первому исковому заявлению оформили второе - о том, что мы не согласны с такой позицией министерства по налогам и сборам, которое отменяет свои решения и предлагает повторную проверку. Мы полагаем, что это незаконно.
         Я вспоминаю: примерно такое положение у нас было в 94-м году, когда министерство по налогам и сборам - тогда оно называлось, кажется, налоговой инспекцией - только-только формировалось, и им нужны были здания, техника... Они выписали на нас тогда дополнительное налогообложение на 800 миллиардов рублей. В 1994 году это была сумма, равная нашему оборотному капиталу. Ее списали с наших счетов, и мы ничего ни за что не могли долгое время проплатить. Мы судились тогда с этим органом полтора года. В результате нам возвратили 800 миллиардов, только к тому времени эта сумма стала в два с лишним раза дешевле. Это, между прочим, было одной из причин того, что завод в 95-м и 96-м годах не мог в полном объеме выплачивать налоги в федеральный бюджет.

         - Какой ущерб - моральный, финансовый - был нанесен предприятию нынешней историей с налогами?
        
         - Ну, я так полагаю, о морали у нас никто не беспокоится. Никому, конечно, не интересно, как наши дети смотрят телевизор, слушают радио и читают газеты, что они думают при этом про страну и своих родителей. А практический ущерб для завода, для России я могу назвать. За то время, за которое мы узнавали эти новости по поводу открытия уголовного дела, увеличились цены на материалы и комплектующие изделия в среднем на полтора процента, потому что, естественно, наши партнеры по бизнесу обеспокоены состоянием дел. Кроме того, целый ряд предприятий потребовал от нас перехода от рассрочки платежей на предоплату. Я могу сказать, что это очень больно бьет по заводу, и не только по нашему, а еще и по целому ряду поставщиков, которые продолжают нормально работать с нами - с отсроченными платежами, как работает весь мир. Нельзя сначала заплатить за автомобиль, собрать его из того, за что заплатил, а потом только через какое-то время вернуть деньги, которые ты истратил. Для этого надо иметь совсем другой оборотный капитал, неестественно большой. Я уж не говорю о том, что у нас в России с оборотным капиталом вообще беда. Вот это прямой экономический ущерб.
         Мы только начали переговоры по кредитованию постановки на производство автомобиля "Калина". Ни один автомобильный завод в мире не может поставить новое производство только за свои деньги, таких накоплений нет ни у кого. И поэтому нам нужно, конечно, привлечение кредитных ресурсов, в том числе и зарубежных. Я думаю, эти переговоры будут чрезвычайно трудными, потому что с нас потребуют совершенно другой кредитной ставки - именно по показателю повышенного риска в размещении капитала.

         - На какие заводы передано производство автомобиля ВАЗ-2106 кроме Сызрани?

         - Мы не только в Сызрань его передали. Мы организовали производство автомобилей в Эквадоре. Мы передали на Украину на Луцкий автомобильный завод. Сейчас ведутся переговоры по Северному Казахстану: мы планируем наладить сборку наших автомобилей в городе Усть-Каменогорске. Есть ряд запросов с других заводов Украины, но запросов сегодня больше, чем мы могли бы поставить комплектов. С постановкой на производство автомобилей "Калина" ВАЗ-1118, 1119 и 1120, которые должны вытеснять автомобили ВАЗ-2104, 2105 и 2107, наши возможности расширятся.

         - На стенде АВТОВАЗа представлены две версии такси - на базе минивэна "Надежда" и автомобиля ВАЗ-21108. Каковы их перспективы и можно ли сделать их конкурентоспособными по отношению к "Волге"?

         П. Прусов, главный конструктор АО "АВТОВАЗ":
         - Мы представили два разных автомобиля для разных потребителей и рассчитываем, что мы найдем этих потребителей - и не только внутри страны. По поводу того, сумеем ли мы сделать наши такси конкурентоспособными по отношению к "Волге", то я на это говорю, что мы не собираемся у "Волги" забирать эту нишу, потому что такси на базе "Надежды" - это пока тот рынок, который не заполнен никем, это другое предназначение, другой потребитель. Что касается 108-го автомобиля, мы не думаем, что этим автомобилем мы сделаем погоду на рынке такси, потому что у нас и выпуск его не столь велик. Но предложение, чтобы у пользователя было право выбора, мы вам представили.

         - Какова сейчас ситуация с переговорами с "Дженерал Моторс"'?
        
         В. Каданников:
         - По заявлению руководства "GM", все события по всяким отношениям с налоговыми службами не повлияли на ход переговоров. Но это заявление приличных людей. А когда доходит до того, чтобы денежки давать, тогда, конечно, все влияет. Но переговоры тем не менее продолжаются. Что касается отношений этих переговоров к "Ниве, то тут все достаточно просто. У нас совместное предприятие по принципу "50х50": 50% - мы, 50 % - "Дженерал Моторс". Наш вклад известен, он обсчитан, в том числе наибольшую сумму в этом обсчете занимает интеллектуальная собственность - то есть передача в это СП конструкции нового автомобиля "Нива". Мы продаем подготовку производства этого автомобиля; мы ее все равно доведем - будет "GM", не будет "GM". Весь вопрос только в сроках. Если мы будем делать все целиком сами, то наши финансовые возможности не позволят осуществить проект раньше, чем за четыре года, даже за пять. Если мы это будем делать с "GM" (а мы уверены в этом), тогда все осуществится за полтора года. Мы понимаем, что автомобиль - это не вино, и с годами он не улучшается, а только ухудшается.

        - От каких узлов при создании автомобиля приходится отказываться по сравнению с западными аналогами, чтобы не завышать цену на продукцию?

         - Сейчас фактически все освоено в России. Мы готовы устанавливать на автомобиль практически любые узлы, улучшающие его эксплуатацию. Я имею в виду всю систему впрыска, усилители руля, подушки безопасности, электростеклоподъемники, алюминиевые диски колес, АБС, кондиционер, автоматическую коробку - правда, покупную. Но все это, как мы понимаем, не для сегодняшнего нашего покупателя. Однако отдельные запросы есть, и мы эти запросы выполняем. Из всего этого некоторые вещи носят не индивидуальный, а общий характер. Например, то, что относится к экологии. Мы поставляем на Запад автомобили, соответствующие нормам "Евро-2" и "Евро-З", а для СНГ - автомобили, которые не соответствуют этим нормам. Видя, что делается на наших дорогах, на наших улицах, какая там загазованность, становится горько. Но это "горько" мы не можем отнести только на свой счет. Потому что не было ни одной страны, где бы не внедрялись эти нормы без поддержки государства. Везде так или иначе государство, с одной стороны, заставляло автопроизводителей искать и находить решения по методам токсичности, а с другой стороны - стимулировало покупателей приобретать именно эти автомобили. Надеюсь, что и у нас это будет. Во всяком случае, один раз в Государственную Думу с проектом закона таким выходили. Мне известно, что сейчас в Думе этот вопрос снова начинает подниматься - прежде всего по требованию московского правительства, потому что в Москве обстановка по этому показателю чрезвычайная. Мы готовы со своей стороны к исполнению этого закона.

         - Сегодняшняя экспозиция АВТОВАЗа и то. что она тем или иным образом приурочена к 30-летию, невольно вызывают такой вопрос. Все это сделано, в принципе, "Фомой, родства не помнящим". Каждая новая модель. каждое новое направление, смена семейства - все сделано как будто с чистого листа. Я не говорю, плохо это или хорошо. Ряд корейских и японских фирм вполне неплохо живут, придерживаясь этой тенденции. Но не кажется ли вам. что у ВАЗа при его миллионах выпушенных автомобилей, при его 30-летней истории, уже созрело решение. чтобы автомобили были все-таки узнаваемы? Либо вы будете идти прежним путем?

         В. Каданников:
         - А мы своих дизайнеров наоборот ругаем: да что ж все у вас - что ни сделаете, все равно "Лада". Это так же, как Горьковский автозавод: все вроде переделали, а все равно смотришь - "Волга"!
         П. Прусов
         - Я хочу сказать: если вы посмотрите, кто идет по пути узнаваемости, то это фирмы, которые меняют модели раз в пять лет. Я думаю, что мы к этому тоже придем, когда научимся менять модели чаще. А когда раз в 20 лет, то сами понимаете, что это очень сложно.
         С. Синельников, главный дизайнер АО "АВТОВАЗ"
         - Я продолжу реплику, поскольку, действительно, мы задумались об этом вполне реально с течением времени. И по мере того, как мы развиваемся, мы развиваем и свое отношение к общей стилистике Волжского автомобильного завода. И, наверное, в наших автомобилях появится узнаваемое на часто сменяемом и узнаваемое на долго живущих моделях. Это совершенно справедливо.
        
         ...Около двух часов продолжалась беседа вазовцев со СМИ. Ее пиком можно считать вручение от имени АВТОВАЗа почетных дипломов изданиям, которые наиболее оперативно, объективно и профессионально освещают деятельность нашего завода. Ими оказались журнал "За рулем", информационное агентство "Прайм-ТАСС" и нижегородская газета "Биржа плюс Авто". Сотрудничество ВАЗа с прессой продолжается. Ведь только так рядовой потребитель сможет узнать самую точную и правдивую информацию о ведущем отечественном предприятии автомобилестроения.
        


Екатерина СЕРГЕЕВА,
газета Волжский Автостроитель,
информация предоставленна
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
31 августа 2000 г.