Каждый день сотни рабочих, руководителей, инженеров и служащих ВАЗа идут ранним утром не на свое рабочее место, а в учебный центр АВТОВАЗа. Ежегодно, к примеру, только на курсах бригадиров проходит обучение 500 человек, на курсах руководителей до - 10000, подготовка новых работников - 300, на целевых курсах по назначению - 19000 человек. Корреспондент ВА встретился с руководителем учебного центра ВАЗа В.М. Юрченко.
- Владимир Максимович, хотелось бы поздравить всех работников учебного центра с началом нового учебного года. Скажите, а в учебном центре бывают каникулы?
- За поздравление спасибо. Учебный центр работает круглый год. Конечно, в летний период наблюдается небольшой спад в процессе обучения. С 1 сентября традиционно и у нас в полном объеме начинается учебный год: лекции, семинары, курсы повышения квалификации, открывается технический колледж.
- Какие новые курсы обучения будут предложены в новом году?
- Мы организовали новые курсы
для руководителей всех уровней. Это связано с реформированием, которое проводится
на АВТОВАЗе. Первый семинар на эту тему уже прошел. Свои доклады о принципах
реформирования сделали высшему звену руководства ВАЗа первый вице-президент
Н. В. Ляченков и начальник ДКУ П. А. Нахманович. В начале октября пройдет второй
семинар на эту тему в службе по персоналу.
По мере разработки нормативных
документов о работе новых бизнес-единиц и центров завода будут создаваться дополнительные
программы обучения для всех уровней руководителей.
Что касается действующего производства,
то грядут большие изменения. Впервые мы предлагаем курсы, разработанные на основе
блочно-модульной системы обучения. Эта система позволит целенаправленно учить
каждого работника в зависимости от потребностей его рабочего места. Она включает
в себя не только закрепление основных навыков для работы на определенном участке,
но и развитие работника вплоть до повышения разряда. Сегодня службы по персоналу
в производствах формируют заказы на обучение исходя из наших разработок по блочно-модульной
системе.
- А работники завода охотно идут учиться?
- Сегодня такое время, что каждый должен понимать: быть профессионалом жизненно необходимо, и это напрямую связано с уровнем квалификации. Я бы сказал, что многие стремятся на серьезном уровне получить у нас обучение. Раньше у нас были курсы, которые предписывались "сверху" и были порой не связаны с рабочим местом и неинтересны. Сегодня другая ситуация. Блочно-модульная система предполагает другой уровень и процесс обучения. Рабочий теперь знает не только то, что ему необходимо делать на рабочем месте, но и получает курс лекций о социальной защите, способах расчета и начисления зарплаты, своих правах и обязанностях.
- В связи с чем появились курсы по управлению качеством продукции?
- Они были всегда, но сегодня отношение к этим курсам изменилось. Дело в том, что АВТОВАЗ проходит сертификацию на соответствие системе стандартов ИСО-9000, и задача по выпуску качественной продукции поставлена не просто жестко, а очень жестко. Все понимают, что необходимость сертификации связана с конкурентной борьбой. Мы должны доказать, что наш автомобиль соответствует мировым стандартам, на которые ориентированы ведущие производители автомобилей. Работу мы эту совершенствуем опять же в плане развития блочно-модульного обучения конкретно и для мастера, и для контролера, и для начальника цеха.
- Как оценивается качество обучения в самом учебном центре?
- Качество нашего обучения
можно оценить после того, как человек приходит работать в производство. Одним
из показателей качества обучения, к примеру, для ремонтников является сокращение
времени простоев оборудования при ремонте.
После коренной реорганизации
комплекса лабораторий систем управления, лабораторий техпроцесса ввели в строй
лабораторию по ремонт подшипниковых узлов. Это дало новые возможности для обучения.
И вот результат - квалификация рабочих-ремонтников заметно прогрессирует. Сегодня
мы в лабораториях моделируем реальные условия, в которых рабочий находится на
производстве. Раньше подобного не было.
В целях постоянного контроля
за качеством обучения мы применяем различные приемы: входное тестирование, автоматизированные
обучающие программы, автоконтроль знаний с использованием компьютера, проводим
анкетирование слушателей с целью выявления их отношения к нашим курсам.
- А каково отношение
автозаводцев к своему учебному центру?
- Мне объективно трудно говорить.
Я думаю, что важность учебного процесса понимает каждый работник ВАЗа. Я хочу
сказать, что сегодня никто никого не заставляет учиться. Люди сами должны в
своих производствах узнавать о том, как им повышать квалификацию.
- Есть ли контакт с другими
учебными центрами?
- Мы контактируем с различными
вузами страны по целевой подготовке и переподготовке специалистов. Проводим
различные лекции и семинары. Специалисты по экономике, бухгалтерскому учету
и другие проходят обучение и получают второе высшее образование в Самаре, Москве,
Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге.
- В новом учебном году,
наверное, новые мечты, перспективы, пожелания...
- Мы развиваем лаборатории,
связанные с системами управления. Создаем лабораторию по автоматизированным
системам проектирования, без чего трудно решать проблемы ускорения производства
новых автомобилей. Продолжим развитие блочно-модульной системы для специалистов,
служащих, руководителей.
Надеемся, что в этом году на
заводе все-таки выйдет приказ о капитальном ремонте нашего здания: нам ведь
уже 25 лет. Рассчитываем, что все необходимые работы можно будет провести в
течение 5 лет.
Волжскому автозаводу, а точнее
вазовцам, очень повезло, что был создан такой учебный центр. Без преувеличения
можно утверждать, что большинство гражданских промышленных предприятий в России
не имеют ничего подобного. У нас на базе учебного центра собрано уникальное
оборудование, которое позволяет выполнять серьезные производственные задачи.
- Владимир Максимович,
что бы вы хотели пожелать ученикам и будущим, и настоящим?
- Хочу пожелать каждому вазовцу
добиться того уровня квалификации, о котором он мечтает. Хочу, чтобы была поддержка
у всех заинтересованных сторон. А учебный центр ВАЗа не подведет.
Владимир МЕДВЕДЕВ,
газета Волжский Автостроитель,
информация предоставленна
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
15 сентября 2000 г.