2001 год - юбилейный для АВТОВАЗа. Тридцать пять лет назад, в год становления
Волжского автогиганта, одно за другим создавались заводские подразделения. Совсем
недавно 35-летний юбилей отмечала дирекция по учету, налогам и аудиту, а 5 октября
"праздничную эстафету" принимает кадровая служба завода. Тем не менее, официальным
днем рождения нужно считать 27 сентября 1966 года, когда заместителем генерального
директора по кадрам строящегося автомобильного завода в Тольятти был назначен
Пастухов Николай Федотович, историческая личность на АВТОВАЗе, человек, заложивший
основные принципы кадровой политики - профессионализм сотрудников, дисциплинированность,
любовь к своему делу.
В январе строительство Волжского автомобильного
завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый отряд
молодых добровольцев по комсомольским путевкам прибыл в Тольятти, и буквально
через несколько месяцев на строительной площадке будущего автогиганта уже трудились
две с половиной тысячи человек из разных уголков страны. Интернациональный характер
"стройки века" еще больше сплотил коллектив. На стройке, в трудных условиях,
приходилось работать всем: и мастерам, и специалистам с высшим образованием
- такая "школа" закалила и сформировала основной костяк коллектива, преданный
заводу.
Впервые в практике комплектования кадрами промышленных
предприятий ежегодный прирост численности завода составлял от 10 до 15 тысяч
человек. Рекордным был 1970 год, когда был выпущен первый автомобиль. В этом
году было принято на завод 20 тысяч работников. "Технология технологией, а начиналось
все с человека, с кадров, - вспоминает первый генеральный директор ВАЗа Виктор
Поляков, - они в начале семидесятых поражали своей молодостью - средний возраст
не превышал 23-24 лет".
В 1973 году весь
комплекс Волжского автомобильного завода мощностью 660 тысяч автомобилей в год
был принят в эксплуатацию. Вместе с производственной программой росла и численность
персонала: в тот год на заводе уже работало 80 тысяч человек.
- Если разделить всю кадровую работу на этапы, то первый этап можно назвать
агитационным, - рассказывает Александр Петрович Сарычев, директор по персоналу
АО "АВТОВАЗ". - Центральная печать, телевидение, радио рассказывало о поездках
специалистов завода в Италию, о новых технологиях, о том, каким будет новый
автомобиль и новый город. Второй этап - учебный. Нужно было научить людей производить
наладку оборудования, заниматься ремонтом автоматических линий. Поэтому важной
задачей стало возвести учебный центр, нужны были училища, техникумы. Всего за
период строительства и пуска завода обучились и повысили свою квалификацию более
50 тысяч человек.
В 1999 году была создана дирекция по персоналу, и сейчас кадровая служба включает
в себя также управление кадров, центр технологий по работе с персоналом, учебный
центр. Также завод активно сотрудничает в плане обучения специалистов с профессиональными
лицеями, базовым колледжем и рядом ВУЗов. Трудовыми ресурсами для завода являются
учащиеся лицеев, выпускники колледжей и ребята, которые до призыва в армию работали
на заводе. В связи с увеличением производственной программы, в конце 2000 года
был дополнительный набор - около 10 тысяч человек, и сейчас общая численность
персонала составляет более 122 тысяч человек.
- Сегодня мы делаем
ставку не на прием, а на подготовку специалистов, - говорит Александр Петрович.
- Радует факт, что молодежь стала более образованной, более амбициозной. В настоящее
время количество молодежи до 30 лет на АВТОВАЗе превышает 37 тысяч человек,
что составляет 30 процентов всех работников завода. 35 лет - это наш общий юбилей,
все когда-то соприкоснулись с кадровой службой. Хотелось бы пожелать работникам
службы кадров здоровья, счастья, благополучия, творческих успехов".