Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
"Технология технологией, а начиналось все с человека…"

      2001 год - юбилейный для АВТОВАЗа. Тридцать пять лет назад, в год становления Волжского автогиганта, одно за другим создавались заводские подразделения. Совсем недавно 35-летний юбилей отмечала дирекция по учету, налогам и аудиту, а 5 октября "праздничную эстафету" принимает кадровая служба завода. Тем не менее, официальным днем рождения нужно считать 27 сентября 1966 года, когда заместителем генерального директора по кадрам строящегося автомобильного завода в Тольятти был назначен Пастухов Николай Федотович, историческая личность на АВТОВАЗе, человек, заложивший основные принципы кадровой политики - профессионализм сотрудников, дисциплинированность, любовь к своему делу.
      В январе строительство Волжского автомобильного завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый отряд молодых добровольцев по комсомольским путевкам прибыл в Тольятти, и буквально через несколько месяцев на строительной площадке будущего автогиганта уже трудились две с половиной тысячи человек из разных уголков страны. Интернациональный характер "стройки века" еще больше сплотил коллектив. На стройке, в трудных условиях, приходилось работать всем: и мастерам, и специалистам с высшим образованием - такая "школа" закалила и сформировала основной костяк коллектива, преданный заводу.
      Впервые в практике комплектования кадрами промышленных предприятий ежегодный прирост численности завода составлял от 10 до 15 тысяч человек. Рекордным был 1970 год, когда был выпущен первый автомобиль. В этом году было принято на завод 20 тысяч работников. "Технология технологией, а начиналось все с человека, с кадров, - вспоминает первый генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков, - они в начале семидесятых поражали своей молодостью - средний возраст не превышал 23-24 лет".

     
В 1973 году весь комплекс Волжского автомобильного завода мощностью 660 тысяч автомобилей в год был принят в эксплуатацию. Вместе с производственной программой росла и численность персонала: в тот год на заводе уже работало 80 тысяч человек.
     
- Если разделить всю кадровую работу на этапы, то первый этап можно назвать агитационным, - рассказывает Александр Петрович Сарычев, директор по персоналу АО "АВТОВАЗ". - Центральная печать, телевидение, радио рассказывало о поездках специалистов завода в Италию, о новых технологиях, о том, каким будет новый автомобиль и новый город. Второй этап - учебный. Нужно было научить людей производить наладку оборудования, заниматься ремонтом автоматических линий. Поэтому важной задачей стало возвести учебный центр, нужны были училища, техникумы. Всего за период строительства и пуска завода обучились и повысили свою квалификацию более 50 тысяч человек.
     
В 1999 году была создана дирекция по персоналу, и сейчас кадровая служба включает в себя также управление кадров, центр технологий по работе с персоналом, учебный центр. Также завод активно сотрудничает в плане обучения специалистов с профессиональными лицеями, базовым колледжем и рядом ВУЗов. Трудовыми ресурсами для завода являются учащиеся лицеев, выпускники колледжей и ребята, которые до призыва в армию работали на заводе. В связи с увеличением производственной программы, в конце 2000 года был дополнительный набор - около 10 тысяч человек, и сейчас общая численность персонала составляет более 122 тысяч человек.
     
- Сегодня мы делаем ставку не на прием, а на подготовку специалистов, - говорит Александр Петрович. - Радует факт, что молодежь стала более образованной, более амбициозной. В настоящее время количество молодежи до 30 лет на АВТОВАЗе превышает 37 тысяч человек, что составляет 30 процентов всех работников завода. 35 лет - это наш общий юбилей, все когда-то соприкоснулись с кадровой службой. Хотелось бы пожелать работникам службы кадров здоровья, счастья, благополучия, творческих успехов".      


Светлана Лысякова,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
5.10.2001