Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Автомобили ВАЗ на рынке Украины

     В апреле 2000 года на Луцком автозаводе на Украине был собран первый ВАЗ-21093. Всего же в прошлом году на Украину АВТОВАЗом было поставлено порядка 3,5 тысяч комплектов - 2 тысячи для модели ВАЗ-21093 и 1,5 для ВАЗ-21099. План 2001 года предусматривает отгрузку на ЛуАЗ в общей сложности 6500 вазовских комплектов. О перспективах сборки в Луцке и всем экспорте вазовских малолитражек на Украину рассказывает директор по маркетингу и поставкам автомобилей из России концерна "УКРПРОМИНВЕСТ", заместитель главы наблюдательного совета по Луцкому автозаводу Рудольф Арзуманян:
     - В нынешнем году мы расширили модельный ряд до пяти позиций, получив к имеющимся лицензию на сборку ВАЗ-21043, ВАЗ-2107 и ВАЗ-21213. Но у нас возникли сложности с поставками комплектов для последней модели по причине того, что мощности АВТОВАЗа для производства "Нивы" работают на пределе. Чтобы не обострять ситуации, мы решили отказаться от ВАЗ-21213. К тому же, 1,5 тысячи автомобилей, пусть даже таких популярных как "Нива", погоды на нашем рынке не делают. Поэтому те 300 комплектов, что уже нам поставлены ЦСК АВТОВАЗа, будут последними. Но мы всегда готовы к тому, если ситуация изменится. Тем более, что лицензия на выпуск ВАЗ-21213 нами получена, и она действительна в течение 5 лет.
     В следующем году мы планируем выйти на рубеж 12 тысяч вазовских автомобилей в общей сложности.
     Сейчас на стадии подписания находится договор о разработке проекта по строительству на Луцком автозаводе окрасочного комплекса. Уже есть договоренность с фирмой "Айзенман" на разработку такого оборудования на 20 тысяч автомобилей в первой очереди с выходом на 40 тысяч во второй.
     К концу будущего года перед нами стоит задача освоить обивку кузовов и выйти на местные поставки материалов. У нас уже есть наработки с заводом в Каменец-Подольске, который производит пучки проводов, имеющих необходимую сертификацию. Сейчас в сборке вазовских малолитражек мы используем местные аккумуляторы, колесные диски и покрышки.
     Совсем недавно подписано соглашение с АВТОВАЗом, которое позволяет нам устанавливать узлы и агрегаты украинского производства, сертифицированные Волжским автозаводом и не влекущие изменений в конструкции автомобиля и ухудшения его качества. Мы будем продавать эти машины только на Украине, и вся ответственность за их качество и безопасность будет возлагаться на нас. Но на этот шаг стоило идти, потому что мы постоянно испытываем трудности в поставке тех или иных комплектующих, значительны транспортные расходы по доставке этих деталей из России. Ну и самое главное, когда мы начнем размещать производство автокомпонентов на Украине, то украинские предприятия смогут нас кредитовать - отдавать продукцию с рассрочкой платежа.
     Освоение на Украине выпуска комплектующих изделий, узлов и агрегатов преследует различные цели. Это и политика - мы поддерживаем своего производителя и все больше называем вазовский автомобиль "украинским". Это и экономика - организуя производство автокомпонентов на Украине, мы меньше зависим от российских цен на них, ведь покупательная способность украинцев ниже, чем у россиян.

     - В нынешнем году Луцкий автозавод вышел на модельный ряд из четырех позиций. А как в дальнейшем?

     - Прежде всего, мы пытаемся полностью покрыть потребности украинского рынка в вазовских моделях классической компоновки. Сейчас ведутся переговоры с дирекцией по маркетингу АВТОВАЗа, чтобы прекратить экспорт "классики" на Украину в собранном виде, чтоб вазовские автомобили - ввезенные и собранные - не конкурировали друг с другом.
     Также мы готовим предложения по организации производства некоторых узлов и агрегатов для вазовских автомобилей на Украине. Во Львове есть автоагрегатный завод, который входит в состав холдинга "УКРПРОМИНВЕСТ". Там возможно разместить часть производства. Разумеется, по лицензии и под контролем АВТОВАЗа.

     - Каковы перспективы автомобилей ВАЗ на рынке Украины?

     - Украинский рынок вазовских автомобилей в прежние времена колебался около 40 тысяч штук в год. В 1999 году был скачок до 42 тысяч. В прошлом году наблюдалось падение до 32 тысяч. В нынешнем отмечается небольшой рост примерно до 33 тысяч автомобилей. На будущий год по оптимистическому прогнозу мы выходим на 36 тысяч, по пессимистическому - останемся на 33 тысячах. Это свидетельствует о том, что рынок стабилизировался.
     В этом году мы разработали комплекс мероприятий, которые позволяют нам надеяться на оптимистический прогноз. Группа концерна "УКРПРОМИНВЕСТ" работает в парламенте Украины. Сейчас там запускается на рассмотрение второй проект закона, который будет направлен против автомобильного "секонд хэнда". Мы надеемся объединить в коалицию все автосборочные заводы, существующие на Украине, и таким образом добиться принятия этого закона. Если поступление "секонд хэнда" сократиться, то рынок может очень сильно вырасти.
     Всего в год на Украине продается 300 тысяч автомобилей. Новых - всего около 60 тысяч. 32 тысячи из них приходится на долю продукции Волжского автозавода. Поэтому если мы "отсекаем" весь "секонд хэнд", то освобождаем место для новых автомобилей. И тогда даже в самом пессимистическом варианте на Украине можно будет продавать в ближайшее время около 40 тысяч вазовских малолитражек.

     - Сейчас все чаще говорят о том, что ввезенные на Украину готовыми и собранные там автомобили ВАЗ сравнялись в цене...

     - Вначале, чтобы привлечь потребителя, мы продавали вазовские малолитражки местной сборки несколько дешевле. Сейчас в стандартную комплектацию этих автомобилей мы включили центральный замок, электростеклоподъемники, автомагнитолу. Также мы предоставляем на наши автомобили гарантию в 2 года или 40 тысяч километров пробега. Все это определило повышенный спрос. Таким образом, цена ввезенных готовых и собранных автомобилей практически сравнялась.
     Это своеобразное подтверждение покупателями того, что собранные за пределами Волжского автозавода его автомобили не хуже. Действительно, сейчас у нас трудится полностью обученный персонал, который отработал технологию сборки. Кроме того, процесс выпуска автомобилей на нашем предприятии постоянно контролируется центром сборочных комплектов АО "АВТОВАЗ".

     - Вазовские автомобили, собранные на Украине, покупают там только частные лица или же и организации?

     - Более половины покупателей наших автомобилей - частные лица. Но есть у нас и корпоративные клиенты. Это министерство внутренних дел Украины. Например, вся милиция в Киеве ездит на ВАЗ-21093. В прошлом году мы продали им партию из 300 автомобилей этой модели. Всего же около 5 тысяч вазовских автомобилей реализовано в прошлом году украинскому МВД.
     Прогнозируя рынок на следующий год, мы сделали психологический портрет украинского потребителя вазовских малолитражек. ВАЗ-21043 - это автомобиль труженика села и состоявшегося семьянина возрастом за 45 лет. ВАЗ-2107 больше "полюбляют" молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет, по профессии - фармацевты, программисты. Что же касается моделей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, это уже семейный автомобиль для людей в возрасте 30-35 лет. На "десятках" ездят менеджеры среднего звена, предприниматели, владельцы небольших фирм. Таким образом, современный модельный ряд АВТОВАЗа охватывает практически все слои населения.


Евгений Веретин,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
22.10.2001

     P.S.
     Ситуацию с "внешней" сборкой автомобиля ВАЗ-21213 мы попросили прокомментировать директора центра сборочных комплектов АО "АВТОВАЗ" Николая Дудина:
     - Организация сборки "Нивы" у нас предусмотрена только на Украине и в Эквадоре. На перспективу прописан выпуск этого автомобиля и в контракте с Казахстаном. На Украине мы приостановили производство "Нивы", в Эквадоре наоборот расширяем.
     И еще одно направление, где ожидается если не сокращение, то замедление развития, это продажа в разобранном виде переднеприводных автомобилей. Это может произойти из-за ограниченных мощностей по механике.
     Модели классической компоновки пока что сохраняют за собой солидный потенциал. По мнению специалистов дирекции по развитию, маркетологов и нашего подразделения, для производства этих автомобилей достаточно мощностей, сохраняется спрос на рынке на эти модели.
     На Украине, приняв за основу общее количество в 15 тысяч автомобилей в год, мы, проанализировав возможности экспорта, производства и рынка, наиболее реальным увидели число 12 тысяч. К нему мы и будем идти. Отказавшись от полноприводного автомобиля, несколько сократив количество переднеприводных машин, мы увеличили долю моделей классической компоновки.