Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Конференция - это уточнение и сверка вектора движения

       Судить о масштабности работы прошедшей на АВТОВАЗе VI международной научно-практической конференции "Развитие через качество" можно не только по большому числу участников, но и по количеству работавших секций и разнообразию тематики докладов.
       Большинство мнений участников конференции, прозвучавших и во время пленарных заседаний, и во время заключительной дискуссии, можно привести к общему знаменателю - подобные форумы, собирающие вместе представителей науки и промышленности, необходимы и теоретикам, и практикам. Такие конференции дают мощный импульс всем, кто участвует в их работе. Здесь идет обмен опытом представителей самых разных организаций и предприятий, происходит знакомство с последними новостями и достижениями науки, участники конференции узнают об успехах своих коллег. Сближаются разные направления, преследующие, в сущности, одинаковые цели. Речь идет о системах качества, об информационных технологиях, о различных автоматизированных системах и т.д. Этот момент признан одним из важнейших. Помимо того, конференция позволяет понять ее участникам, в правильном ли направлении идет движение в работе на представляемых ими предприятиях. Идет своеобразная сверка направлений деятельности. Завязываются контакты, и после завершения работы конференции ее участники продолжают тесное общение.
       Кроме перечисленных выше моментов, традиционно присущих любым подобного рода мероприятиям, конференция "Развитие через качество" имеет свою особенность. Ее необычность заключается в том, что здесь параллельно рассматриваются задачи АВТОВАЗа и города. Такая комбинация не просто уникальна, она дает городу импульс, связанный с заводом, и наоборот.

 

       ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ ОЦЕНИВАЕТСЯ ВЫСОКО

       Резюме, сделанное председателем пленарного заседания последнего дня работы конференции доктором технических наук, академиком, генеральным директором сертификационного методического центра "Приоритет" (Нижний Новгород) В.А. Лапидусом, содержит высказывание президента компании "Вольво". Суть его в том, что в России очень хорошие инженеры, способные сделать одну-две современные, хорошие ракеты, но не умеющие делать десятки тысяч одинаково хороших автомобилей. Вот в этом, по мнению В.А. Лапидуса, и заключается основная проблема российских производителей. "Чтобы научиться делать хорошее качество не единично, а массово, необходимо объединить всеобщие усилия, переняв то лучшее, что есть у коллег…"
       СМЦ "Приоритет", отметивший в этом году свое 10-летие, занимается консультациями по вопросам качества на самых разных предприятиях России, дальнего и ближнего зарубежья. Он является партнером "Форда", "Русского алюминия", "Сибирского алюминия", "Северстали" и др. Столь обширные и разнообразные контакты "Приоритета" дают возможность его генеральному директору В.А.Лапидусу делать определенные сравнения и выводы, которыми он поделился с участниками конференции:
       - Сравнивая работу многих российских и зарубежных заводов, можно говорить о том, что метод, выбранный дирекцией по качеству АВТОВАЗа, наиболее передовой. То, что делается на АВТОВАЗе, организовано лучше, чем где-либо на больших заводах. Это объективно. Сегодняшняя вазовская система качества достаточно понятна и эффективна. Она рассчитана на вовлечение в работу по качеству все более широкого круга работников. Может быть, не всегда эта система срабатывает так, как хотелось бы, может, кто-то ждет более быстрых темпов в достижении результатов. Но надо помнить, что, поворачивая слишком круто, можно развалить всю работу...
       Свою оценку вазовской системе качества высказал еще один именитый участник конференции - профессор Московского института стали и сплавов, вице-президент Российской академии проблем качества, занимающийся консультациями по разработке систем качества на международном уровне, Ю.П. Адлер:
       - Я знаком с работой Волжского автомобильного с момента его рождения, более 6 лет являюсь консультантом дирекции по качеству АВТОВАЗа. Могу сказать, что система качества, принятая на АВТОВАЗе, очень быстро и динамично развивается. Это ее положительная черта. Но при этом система весьма далека от того, какой ее хотели бы видеть на заводе, и пока не дает надежды, что новая "Нива" будет такой, о которой мечтают джиэмовцы...
       Занимаясь вопросами качества, нельзя топтаться на месте, пора переходить хотя бы на бег трусцой. Это относится не только к АВТОВАЗу, но и ко всем российским предприятиям.

       НЕМНОГО О ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ СП "GM-АВТОВАЗ"

       По мнению Ю.П.Адлера, сложившемуся во время доклада представителей GM о принципах работы совместного предприятия, американская сторона повторяет все ошибки других западных фирм, приходящих работать на российский рынок. Сам Ю.П. Адлер участвовал в работе многих подобных проектов, и выводы, сделанные им, нельзя назвать радужными. Иностранные фирмы, пытающиеся организовать бизнес в России, отличаются абсолютным непониманием ситуации на российском рынке и не только.
       - Во время второго дня работы конференции, - говорит Ю.П. Адлер, - джиэмовцы представили нам свое видение СП и ушли. Они не понимают, что им необходимо было выслушать каждый доклад, сделанный на конференции, поговорить едва ли не с каждым вторым докладчиком, так как здесь обсуждались ключевые для их успеха вопросы Что касается системы "Тойоты", о которой говорили представители GM и которая будет применяться в работе СП, то она хорошо известна российским производителям. И еще нам известно, что американская ментальность мешает реализовывать эту систему в полной мере. Испытывая трудности с ее внедрением не только в Америке, но и в мире, джиэмовцы рассчитывают решить эту проблему здесь. Средства же собираются использовать недостаточно пригодные. Такая же ситуация сейчас и у "Форда", который иначе ведет стратегию, но тоже неверно На мой взгляд, существует опасность, связанная с проблемой взаимодействия и взаимопонимания. И проблема эта скорее у джиэмовцев, чем у нас, так как мы в отличие от начала 90-х годов стали понимать, что происходит, разобрались в российской ситуации.
       У директора научно-производственного предприятия "Пирс-Консалт" (Москва) В.С. Егорова сомнения в быстрой и эффективной организации работы совместного предприятия "GM-АВТОВАЗ" вызывает другой момент
       - Технический уровень вазовских поставщиков серьезно отстал от требований и самого АВТОВАЗа, и времени. Технологическое оборудование изношено, средства контроля не продвигаются, в конструкторских и технологических отделах преобладают старые кадры.
       Надо сказать, что АВТОВАЗ выбрал совершенно правильное направление в работе с поставщиками. Действующая на АВТОВАЗе система оценки поставщиков позволяет им увидеть себя глазами заказчика. Но вот в докладе, сделанном на конференции руководителем ОАО "Автоэлектроника" (Калуга) А.В.Перчяном, прозвучало, что на заводе до сих пор точно не знают, как действует методика оценки поставщиков. Значит, дирекции по качеству АВТОВАЗа есть над чем работать.
       Другой момент. Тот же господин Перчян в своем докладе говорил, что незаключение АВТОВАЗом долгосрочных контрактов с поставщиками не дает последним уверенности в том, что вкладываемые ими огромные средства в развитие окупятся. Значит, и эту проблему надо решать.
       Что же касается поддержки АВТОВАЗом группы привилегированных поставщиков, то без этого не обойтись. Во всем мире заказчики вкладывают средства в своих поставщиков, чтобы поддерживать уровень их технического развития. Сегодня на АВТОВАЗе нет продуманной политики - кого из поставщиков надо поддерживать.
       На вопрос - сумеют ли поставщики давать продукцию, соответствующую требованиям "GМ" г-н Егоров однозначно ответил "Сумеют".
       - "АСМ-Холдинг", с которым сейчас работает наша фирма "Пирс-Консалт", имеет предложения от "Вольво", "Даймлер-Крайслера", "Фольксвагена" по подбору российских производителей для поставок продукции вышеперечисленным компаниям. И если эти именитые автопроизводители заинтересованы в российских поставках, почему нашей (российской) продукцией не будут удовлетворены джиэмовцы? Все мы можем, все умеем делать, главное - захотеть.

       БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ НА РЫНКЕ НЕ УДЕРЖАТЬСЯ

       Воздвигнутые российским правительством барьеры по ввозу на территорию страны иномарок (как подержанных, так и новых) рано или поздно придется убирать. И наша автомобильная промышленность будет вовлечена в еще более жесткую конкурентную борьбу. Чтобы удержаться на рынке, необходимо объединить усилия всех отечественных производителей. Уже сейчас практически вся автомобильная промышленность поделена среди холдингов АВТОВАЗ - единственный гигант, сохранивший свою самостоятельность. Чтобы удержаться "на плаву", ему надо быть в курсе дел других предприятий, перенимать их опыт. И в выступлении В С Егорова в заключительной дискуссии, завершающей работу конференции, прозвучал призыв - создать общероссийский клуб поставщиков автомобильной промышленности. Такой клуб позволил бы объединить инженерные наработки ВАЗа, ГАЗа, ЗИЛа, УАЗа и сделать их достоянием всех поставщиков. Это даст возможность перейти от идеологии оценки поставщиков к управлению их развитием (к чему АВТОВАЗ уже пришел). Без подобного объединения удержаться на рынке крайне сложно, если вообще возможно.


Елена ДЕМИНА,
газета "Волжский Автостроитель",
информация предоставлена
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
2 октября 2001 г.