Когда в 1985 году предприятие сети «АвтоВАЗтехобслуживание» в Липецке возглавил
его нынешний генеральный директор Валентин Тонких, оно относилось к вазовскому
спецавтоцентру в Воронеже. Там было больше ста постов, у липчан - около пятнадцати.
Сегодня в «Воронеж-АВТОВАЗе» 42 поста, в АО «Липецк-Лада» - 62. Практически
за полтора десятка лет - причем, далеко не самых благополучных для общей экономической
ситуации во всей стране - в Липецке был создан полноценный головной фирменный
автоцентр «АвтоВАЗтехобслуживания». Создан исключительно силами тех людей, что
и сегодня работают здесь.
Сейчас в АО «Липецк-Лада» трудится 250 человек.
В среднем в месяц это предприятие обслуживает около 2500 машинозаездов, примерно
500 из которых приходится на гарантийное обслуживание. Филиалы «Липецк-Лады»
действуют практически во всех районных центрах области. В наиболее крупных ее
городах Данкове, Ельце, Лебедяни, Грязях выполняется обслуживание и гарантийных
автомобилей. Таким образом, липецкие владельцы новеньких вазовских малолитражек
в любом уголке области избавлены от необходимости посещения головного спецавтоцентра
для проведения работ по гарантии.
- Сложилось такое мнение, что станции техобслуживания
- заведомо нерентабельные предприятия, - говорит генеральный директор АО «Липецк-Лада»,
начальник управления региональных поставок АО «АВТОВАЗ» в Липецке, доцент, профессор
кафедры автомобильного транспорта Липецкого государственного технического университета
Валентин Тонких. - Это неправильно. Конкуренты есть везде, в том числе и в Липецке.
Это и частные мастерские, и «челноки»-перегонщики. Чтобы клиент поехал именно
к нам, нужно показать свое лицо, свой имидж. Вначале было трудно, но сейчас
автолюбитель понял разницу между фирменным сервисом и гаражным ремонтом.
По словам В. Тонких, сегодня практически 80 процентов
всех владельцев автомобилей ВАЗ в области едут на «Липецк-Ладу» либо в ее филиалы.
Этого удалось добиться, прежде всего, качеством работы, сроками ее выполнения,
приемлемой ценой и гарантией на оказанные услуги. («Ну как можно в гаражных
условиях качественно покрасить автомобиль? - искренне недоумевает Валентин Михайлович.
- Чтобы по технологии подготовить автомобиль, нужна минимум неделя.») Выполняя
капитальный ремонт двигателя, липецкие специалисты вазовского сервиса предоставляют
на него 2 года гарантии.
Та же двухгодичная гарантия распространяется сегодня
и на все проданные «Липецк-Ладой» автомобили. Но здесь справедливее говорить
о всей системе реализации вазовских малолитражек, организованной этим предприятием.
В городе действует единственный в области авторынок, созданный «Липецк-Ладой».
Через него в иные дни с учетом комиссионного транспорта проходит до тысячи автомобилей.
На этом рынке менеджеры АО «Липецк-Лада» принимают заказы на вазовские малолитражки.
Поставка под эти заявки выполняется при помощи двух автовозов, специально для
этого приобретенных липчанами. Но, как справедливо замечает генеральный директор
АО «Липецк-Лада», для того, чтобы автомобиль радовал своего владельца в дальнейшем,
ему нужно делать хорошую предпродажную подготовку. На этом предприятии на каждый
товарный автомобиль приходится порядка трех часов таких работ, предусмотрены
отдельные участки со своими постами. И еще одна немаловажная особенность местного
сервиса: предпродажная подготовка выполняется непосредственно при клиенте.
Таким образом, «Липецк-Ладе» удалось переломить ситуацию
с главной бедой - частными перегонами на заказ машин из Тольятти. Ведь «авточелнок»,
стремящийся покрыть почти тысячекилометровое расстояние как можно скорее, мало
заботится об условиях обкатки автомобиля. А все это потом тяжким грузом ложится
на плечи спецавтоцентра. Сегодня с учетом оформления счет-справки, предпродажной
подготовки и дополнительной гарантии автомобиль в «Липецк-Ладе» получается,
конечно же, дороже того, что пригоняет «челнок». Но последний не в состоянии
обеспечить какой бы то ни было уровень сервиса и потому чаще всего остается
без работы.
На вопрос, зачем же нужны все эти хлопоты и с «показательной»
предпродажкой, и с дополнительной гарантией, ведь это лишние расходы, В. Тонких
отвечает:
- В течение первого же года гарантии мы стараемся все
возникающие дефекты в автомобиле устранить. А в дальнейшем автовладельцев, однажды
воспользовавшихся нашим сервисом, с высокой степенью вероятности мы можем рассматривать
как своих постоянных клиентов, учитывая 10-процентную льготу по оплате за техническое
обслуживание.
Работая в новой системе сбыта вазовских автомобилей,
Валентин Тонких оценивает ее по-своему:
- Сейчас АВТОВАЗ реализует свои автомобили через управления
региональных поставок. Это правильно. Но УРП создаются, как правило, на базе
исторически сложившихся головных центров «АвтоВАЗтехобслуживания». В их задачи
входит гарантийное и послегарантийное обслуживание, на что также необходимо
отвлекать средства. Дилеры же в лучшем случае выполняют лишь предпродажную подготовку.
Поэтому у них больше возможности создать какой-то оборотный капитал и сделать
предоплату. Мы понимаем, что автозаводу удобнее, когда деньги возвращаются как
можно скорее, но такие условия не всегда можем обеспечить. С появлением пакета
требований АВТОВАЗа к своим дилерам, которым теперь предстоит не только продавать,
но и обслуживать автомобили, ситуация должна измениться. Перспективной выглядит
и работа по заказам. В этом случае у производителя и продавца появляются взаимные
обязательства. Например, я, дистрибьютор, делаю заказ. Зная, что завод его обязательно
выполнит к конкретному времени, приглашаю всех своих дилеров и собираю деньги
на предоплату. А до тех пор, пока у продавца не будет гарантии того, что к нужному
времени поступит необходимый товар, он денег не даст. Поэтому пока приходится
довольствоваться тем, что остается после прямых официальных дилеров.
Работая на перспективу, АО «Липецк-Лада», по словам
его генерального директора, залог своей успешной деятельности видит в квалифицированных
специалистах. Как профессор и председатель дипломной комиссии кафедры управления
автотранспорта Липецкого государственного технического университета, В. Тонких.
на базе своего предприятия проводит лабораторные исследования, организует практику
для студентов. Так, ежемесячно на «Липецк-Ладе» работает до 30 учащихся не только
ЛГТУ, но и машиностроительного колледжа и других учебных заведений, где готовят
технических специалистов. По результатам практики или защиты диплома многих
из выпускников липецкое предприятие вазовского сервиса приглашает к себе на
постоянную работу В прошлом году четверо таких выпускников были приняты на должности
инженеров-технологов. Многие из бывших студентов работают здесь же маркетологами,
менеджерами по продажам.
- Занимаемся и производством, и наукой, и благотворительностью,
- говорит Валентин Тонких. Сегодня АО «Липецк-Лада» участвует в восстановлении
Коробовской церкви, где в свое время был похоронен князь Вяземский. Благодаря
помощи этого же предприятия в Липецке действует молодежный спортивный клуб,
чьи воспитанники участвуют и побеждают в соревнованиях всех уровней. В значительной
степени этому способствует и «диверсификация бизнеса» в «Липецк-Ладе». Здесь
изготавливают кованые решетки на балконы, на перегородки. Действует большой
цех пластмасс, продукцию которого - фурнитуру, ящики - закупают для своих производств
шесть мебельных комбинатов России. Заказы на пластмассовые ящики здесь размещает
и предприятие, выпускающее популярные в нашей стране холодильники «Стинол».
В активе «Липецк-Лады» и производство металлических дверей, два швейных цеха,
цех тротуарной и облицовочной плитки.
Рабочий день в АО «Липецк-Лада» организуется в зависимости
от сезона. Летом предприятие работает в двухсменном графике, «прихватывая» и
субботу с воскресеньем. Зимой - одна смена с двумя выходными. Но сколько бы
ни приехало машин, их владельцы могут быть уверены: в «Липецк-Ладе» их обслужат
в тот же день. Пусть даже для этого придется изменить привычный график работы.