Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
«Липецк-Лада»: для автомобилей и не только

     Когда в 1985 году предприятие сети «АвтоВАЗтехобслуживание» в Липецке возглавил его нынешний генеральный директор Валентин Тонких, оно относилось к вазовскому спецавтоцентру в Воронеже. Там было больше ста постов, у липчан - около пятнадцати. Сегодня в «Воронеж-АВТОВАЗе» 42 поста, в АО «Липецк-Лада» - 62. Практически за полтора десятка лет - причем, далеко не самых благополучных для общей экономической ситуации во всей стране - в Липецке был создан полноценный головной фирменный автоцентр «АвтоВАЗтехобслуживания». Создан исключительно силами тех людей, что и сегодня работают здесь.
      Сейчас в АО «Липецк-Лада» трудится 250 человек. В среднем в месяц это предприятие обслуживает около 2500 машинозаездов, примерно 500 из которых приходится на гарантийное обслуживание. Филиалы «Липецк-Лады» действуют практически во всех районных центрах области. В наиболее крупных ее городах Данкове, Ельце, Лебедяни, Грязях выполняется обслуживание и гарантийных автомобилей. Таким образом, липецкие владельцы новеньких вазовских малолитражек в любом уголке области избавлены от необходимости посещения головного спецавтоцентра для проведения работ по гарантии.
     - Сложилось такое мнение, что станции техобслуживания - заведомо нерентабельные предприятия, - говорит генеральный директор АО «Липецк-Лада», начальник управления региональных поставок АО «АВТОВАЗ» в Липецке, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта Липецкого государственного технического университета Валентин Тонких. - Это неправильно. Конкуренты есть везде, в том числе и в Липецке. Это и частные мастерские, и «челноки»-перегонщики. Чтобы клиент поехал именно к нам, нужно показать свое лицо, свой имидж. Вначале было трудно, но сейчас автолюбитель понял разницу между фирменным сервисом и гаражным ремонтом.
     По словам В. Тонких, сегодня практически 80 процентов всех владельцев автомобилей ВАЗ в области едут на «Липецк-Ладу» либо в ее филиалы. Этого удалось добиться, прежде всего, качеством работы, сроками ее выполнения, приемлемой ценой и гарантией на оказанные услуги. («Ну как можно в гаражных условиях качественно покрасить автомобиль? - искренне недоумевает Валентин Михайлович. - Чтобы по технологии подготовить автомобиль, нужна минимум неделя.») Выполняя капитальный ремонт двигателя, липецкие специалисты вазовского сервиса предоставляют на него 2 года гарантии.
     Та же двухгодичная гарантия распространяется сегодня и на все проданные «Липецк-Ладой» автомобили. Но здесь справедливее говорить о всей системе реализации вазовских малолитражек, организованной этим предприятием. В городе действует единственный в области авторынок, созданный «Липецк-Ладой». Через него в иные дни с учетом комиссионного транспорта проходит до тысячи автомобилей. На этом рынке менеджеры АО «Липецк-Лада» принимают заказы на вазовские малолитражки. Поставка под эти заявки выполняется при помощи двух автовозов, специально для этого приобретенных липчанами. Но, как справедливо замечает генеральный директор АО «Липецк-Лада», для того, чтобы автомобиль радовал своего владельца в дальнейшем, ему нужно делать хорошую предпродажную подготовку. На этом предприятии на каждый товарный автомобиль приходится порядка трех часов таких работ, предусмотрены отдельные участки со своими постами. И еще одна немаловажная особенность местного сервиса: предпродажная подготовка выполняется непосредственно при клиенте.
     Таким образом, «Липецк-Ладе» удалось переломить ситуацию с главной бедой - частными перегонами на заказ машин из Тольятти. Ведь «авточелнок», стремящийся покрыть почти тысячекилометровое расстояние как можно скорее, мало заботится об условиях обкатки автомобиля. А все это потом тяжким грузом ложится на плечи спецавтоцентра. Сегодня с учетом оформления счет-справки, предпродажной подготовки и дополнительной гарантии автомобиль в «Липецк-Ладе» получается, конечно же, дороже того, что пригоняет «челнок». Но последний не в состоянии обеспечить какой бы то ни было уровень сервиса и потому чаще всего остается без работы.
     На вопрос, зачем же нужны все эти хлопоты и с «показательной» предпродажкой, и с дополнительной гарантией, ведь это лишние расходы, В. Тонких отвечает:
     - В течение первого же года гарантии мы стараемся все возникающие дефекты в автомобиле устранить. А в дальнейшем автовладельцев, однажды воспользовавшихся нашим сервисом, с высокой степенью вероятности мы можем рассматривать как своих постоянных клиентов, учитывая 10-процентную льготу по оплате за техническое обслуживание.
     Работая в новой системе сбыта вазовских автомобилей, Валентин Тонких оценивает ее по-своему:
     - Сейчас АВТОВАЗ реализует свои автомобили через управления региональных поставок. Это правильно. Но УРП создаются, как правило, на базе исторически сложившихся головных центров «АвтоВАЗтехобслуживания». В их задачи входит гарантийное и послегарантийное обслуживание, на что также необходимо отвлекать средства. Дилеры же в лучшем случае выполняют лишь предпродажную подготовку. Поэтому у них больше возможности создать какой-то оборотный капитал и сделать предоплату. Мы понимаем, что автозаводу удобнее, когда деньги возвращаются как можно скорее, но такие условия не всегда можем обеспечить. С появлением пакета требований АВТОВАЗа к своим дилерам, которым теперь предстоит не только продавать, но и обслуживать автомобили, ситуация должна измениться. Перспективной выглядит и работа по заказам. В этом случае у производителя и продавца появляются взаимные обязательства. Например, я, дистрибьютор, делаю заказ. Зная, что завод его обязательно выполнит к конкретному времени, приглашаю всех своих дилеров и собираю деньги на предоплату. А до тех пор, пока у продавца не будет гарантии того, что к нужному времени поступит необходимый товар, он денег не даст. Поэтому пока приходится довольствоваться тем, что остается после прямых официальных дилеров.
     Работая на перспективу, АО «Липецк-Лада», по словам его генерального директора, залог своей успешной деятельности видит в квалифицированных специалистах. Как профессор и председатель дипломной комиссии кафедры управления автотранспорта Липецкого государственного технического университета, В. Тонких. на базе своего предприятия проводит лабораторные исследования, организует практику для студентов. Так, ежемесячно на «Липецк-Ладе» работает до 30 учащихся не только ЛГТУ, но и машиностроительного колледжа и других учебных заведений, где готовят технических специалистов. По результатам практики или защиты диплома многих из выпускников липецкое предприятие вазовского сервиса приглашает к себе на постоянную работу В прошлом году четверо таких выпускников были приняты на должности инженеров-технологов. Многие из бывших студентов работают здесь же маркетологами, менеджерами по продажам.
     - Занимаемся и производством, и наукой, и благотворительностью, - говорит Валентин Тонких. Сегодня АО «Липецк-Лада» участвует в восстановлении Коробовской церкви, где в свое время был похоронен князь Вяземский. Благодаря помощи этого же предприятия в Липецке действует молодежный спортивный клуб, чьи воспитанники участвуют и побеждают в соревнованиях всех уровней. В значительной степени этому способствует и «диверсификация бизнеса» в «Липецк-Ладе». Здесь изготавливают кованые решетки на балконы, на перегородки. Действует большой цех пластмасс, продукцию которого - фурнитуру, ящики - закупают для своих производств шесть мебельных комбинатов России. Заказы на пластмассовые ящики здесь размещает и предприятие, выпускающее популярные в нашей стране холодильники «Стинол». В активе «Липецк-Лады» и производство металлических дверей, два швейных цеха, цех тротуарной и облицовочной плитки.
     Рабочий день в АО «Липецк-Лада» организуется в зависимости от сезона. Летом предприятие работает в двухсменном графике, «прихватывая» и субботу с воскресеньем. Зимой - одна смена с двумя выходными. Но сколько бы ни приехало машин, их владельцы могут быть уверены: в «Липецк-Ладе» их обслужат в тот же день. Пусть даже для этого придется изменить привычный график работы.


Евгений Веретин,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
29.10.2001