АО "ВАЗинтерСервис", отметившее в нынешнем году свое 10-летие, является крупнейшим
поставщиком дисков сцепления, рулевых тяг, шаровых опор, задних тормозов, а
также систем вентиляции и отопления для всей программы выпуска автомобилей АО
"АВТОВАЗ". Из года в год здесь увеличиваются и номенклатура, и программа, и
объем поставок комплектующих изделий на Волжский автозавод. Также компания "ВАЗинтерСервис"
является крупнейшим производителем пикапов на базе вазовских автомобилей. По
итогам 2000 года "ВАЗинтерСервис" вошел в число 200 крупнейших предприятий России.
По рейтингу экспертов промышленности, ВИС занял 181-е место, поднявшись на две
позиции по сравнению с прошлым годом.
В 1998 году в рамках реформирования своей производственно-хозяйственной
деятельности АО "АВТОВАЗ" поручило своему крупнейшему поставщику проработать
вопрос об организации на своих площадях производства колес для легковых автомобилей.
И вот положено начало практической реализации этого проекта. 24 сентября в городе
Брно между чешской фирмой ALTA и АО "ВАЗинтерСервис" был подписан контракт на
поставку комплекса оборудования для изготовления 5 миллионов стальных колес
в год для легковых автомобилей. При этом присутствовали премьер-министр Чешской
Республики Милош Земан, министр промышленности и торговли чешского правительства
Мирослав Грегр и первый заместитель председателя парламента Чехии Франтишек
Брожик.
О будущем производстве и поставке оборудования для
него рассказывает директор департамента технического развития АО "ВАЗинтерСервис"
Зуфар Тухватуллин:
- Мы побывали практически на всех крупных заводах по производству колес в Европе
и Америке, проанализировали всю их технологию. Исходя из этого, концептуально
были определены состав оборудования и принцип будущего производства.
С компанией ALTA мы познакомились в 1998 году в Брно, где она на международной
выставке проводила симпозиум по использованию экспорта чешского капитала на
примере модернизации БелАЗа. В государственной программе Чехии по поддержке
своего производителя эта фирма работает с проектами, которые имеют высокую рентабельность,
с крупными надежными партнерами. Компания ALTA отличается от других поставщиков
тем, что кроме предложения оборудования решает и проблемы, связанные с финансированием.
Постоянная работа в течение последних лет с этой фирмой привела к подписанию
контракта. Кстати, ALTA, как и "ВАЗинтерСервис", в этом году отметила свое 10-летие.
В контракте ALTA выступает генеральным поставщиком
оборудования. На 60 процентов оно будет из Чехии, а остальное - поставляться
со всей Европы. Также часть оборудования - как основного, так и инженерно-технологического
- будет поставляться российскими предприятиями. Все же технические решения и
экономику этого проекта делали специалисты "ВАЗинтерСервиса" и АВТОВАЗа. Особо
ценным здесь оказался опыт вазовских разработчиков из дирекции по техническому
развитию и сборочно-кузовного производства, которые сегодня единственные в нашей
стране владеют технологией производства колес.
- Какие потребности обеспечит будущее производство колес?
- Определяя объем производства, мы исходили из главного фактора - потребности
Волжского автозавода. Для конвейера они сегодня составляют около 4 миллионов
колес в год. Если того потребует программа выпуска автомобилей на ВАЗе, которая
постоянно наращивается, мы будем эти колеса поставлять только туда. На все же
остальные случаи у нас есть бизнес-план и маркетинговые исследования. Около
миллиона колес в год мы можем поставлять на внутренний рынок и даже зарубежье.
Уже сейчас у нас есть предложения от совместных предприятий.
Также продолжат работу и те три линии, которые сегодня
действуют на Волжском автозаводе. Мы сейчас совместно с вазовскими специалистами
прорабатываем вопрос модернизации этого оборудования. В частности, существует
проект переделки одной линии под производство алюминиевых дисков. Это прогрессивное
направление.
- Каковы отличительные особенности колес, которые будут изготавливаться в будущем производстве?
- Новое оборудование позволяет достичь более высоких показателей по различным
точностным характеристикам колес. Торцевое и радиальное биение не должно составлять
более 0,7 миллиметра и 0,5 миллиметра соответственно. Точность балансировки
- до 5 граммов. Введение дуговой сварки диска с ободом и 100-процентный автоматизированный
контроль улучшат герметичность колеса на протяжении всего срока его эксплуатации.
В условиях широкого распространения бескамерных шин это имеет большое значение.
На новых колесах изменена конфигурация бортовой закраины, что повышает устойчивость
к деформации. Также новое оборудование позволяет выпускать колеса с шириной
обода более 5 дюймов, которых раньше в России не производилось. Особую актуальность
эта продукция получает с началом работ по созданию совместного предприятия для
производства новой "Нивы" ВАЗ-2123.
Новый комплекс позволяет выпускать все типоразмеры
колес для легковых автомобилей. Его продукция полностью соответствует современным
требованиям Европейского стандарта ETRTO ассоциации "Шины и обода".
- Каковы сроки ввода в действие нового оборудования?
- От момента подписания контракта до выпуска первых колес пройдет 24 месяца. Этот срок предусмотрен кредитным соглашением. В нем будут участвовать чешские и российские банки. Поставки оборудования из Европы финансирует чешская сторона. Страховать сделку будет государственная страховая компания Чехии "EGAP".
- Какие из финансовых институтов России будут участвовать в обеспечении сделки?
- Сейчас идет выбор банка по приемлемым условиям кредитования. Также одним из условий кредитного соглашения является то, что часть средств должен предоставить сам "ВАЗинтерСервис". Его доля участия в финансировании проекта нового производства колес составит около 15 процентов.