Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Уровень качества закладывается техусловиями

      Состоявшиеся встречи специалистов по качеству АВТОВАЗа и совместного предприятия "GM-АВТОВАЗ" показали, что на нашем заводе придется основательно поработать над изменением оценки качества поступающих товарно-материальных ценностей. Ответственность за качество поставок комплектующих изделий и материалов останется на дирекции по закупкам АВТОВАЗа. Насколько это подразделение готово к работе в соответствии с новыми требованиями - рассказывает заместитель директора по закупкам АО "АВТОВАЗ" А.ВАСИЛЬЧУК:

 

       - Предстоящая работа с совместным предприятием высветила проблему, которую решать надо было уже давно. Чтобы выполнить поставленные перед нами требования, необходимо поменять всю существующую сегодня систему оценки качества поставок и поставщиков, полностью пересмотреть технические условия на поставляемые изделия (а наименований одних только комплектующих насчитывается до 10 тысяч!), снизить уровень допустимых отклонений на несколько порядков.
       Сегодняшние европейские требования предполагают, что допустимое количество изделий с отклонениями от ТУ (технических условий) на один миллион не должно превышать 50 - 100 штук. У нас же эта цифра, зафиксированная и согласованная в договорах с поставщиками, иногда достигает 10 тысяч! Возможно ли при таких нормативах удержать высокое качество автомобиля? Потому и требуется серьезный пересмотр всей конструкторско-технологической документации, ТУ и затем договоров. Это колоссальный объем работы, но без нее соблюсти требования, предъявленные "GM" (с которыми согласилось руководство АВТОВАЗа), невозможно. Заводы-поставщики просто не будут принимать выставляемые нами претензии, так как свои договорные обязательства они выполняют.
       Большинство наших поставщиков знают о новых требованиях и понимают, что в случае их несоблюдения им придется искать нового заказчика на свою продукцию.

       СЕРТИФИКАТ ИСО - ЕЩЕ НЕ ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

       Как известно, сегодня основные подразделения АВТОВАЗа завершили сертификацию на соответствие стандартам ИСО-9000-94. По настоянию "GM" им предстоит аттестовываться на более новые стандарты качества - ИСО-9000-2000 и QS-9000. Естественно, чтобы выдержал такой экзамен АВТОВАЗ, необходимо поднимать планку качества и его поставщикам. Многие из них уже сумели успешно пройти аттестацию. Но наличие сертификата у производителя не гарантирует, что выпускаемая им продукция полностью соответствует предъявляемым заказчиком требованиям. Ведь речь-то здесь идет только об управляемости системой качества. По словам А.Васильчука, без пересмотра технических условий изменить нынешнюю ситуацию АВТОВАЗа с обеспечением вряд ли реально. Самый яркий пример - поставки металла. Они полностью отвечают заложенным в договорах требованиям, а вот металлурги и механики постоянно сталкиваются с проблемами. Забраковать поступившую партию металла АВТОВАЗ не может - она соответствует записанным техническим условиям. Более детальное изучение ситуации, опять же, показывает - надо менять ТУ. Вот и поехала бригада наших специалистов в Череповец, чтобы на месте разрешить эту проблему. Но наш-то завод уже понес потери в металле, а бюджет выделяется строго под программу! Средств на восполнение потерь нет, потому приходится искать выход из ситуации, вплоть до увеличения кредиторской задолженности поставщикам. А виноватых вроде бы и нет - поставщики выполняют наши требования, дирекция по закупкам обеспечивает производство. Производство же не имеет возможности в полном объеме и с должным качеством освоить программу…

       И У "МЕРСЕДЕСА" БЫВАЮТ ИЗЪЯНЫ

       Представляя будущее детище совместного с "GM" предприятия - "Шеви-Ниву", руководство АВТОВАЗа заявило о соответствии качества нового автомобиля международным стандартам. А стандарты эти, как известно, очень жесткие и не допускают никаких отклонений от установленных (тоже жестких) нормативов. Насколько реально в нынешних условиях и АВТОВАЗу, и его поставщикам удержаться на столь высокой планке?
       - Конечно, политика совершенно верная, мы обязаны стремиться к идеалу, - говорит А.Васильчук. - Но все знают, что идеального автомобиля не существует. На том же "Мерседесе" встречаются изъяны и некомплектная сборка существует. Другое дело, что есть дефекты критические, влияющие на безопасность автомобиля, а есть незначительные. И вот эти незначительные отклонения встречаются даже при знаменитом качестве немецкой сборки. Не избежать их и нам. Будут разрабатываться допустимые нормативы несоответствий, без этого не обойтись. Но то, что новые нормативы станут намного выше действующих, - это однозначно. И вот тут-то всем нам придется основательно поднапрячься.

       УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - НЕ ЕСТЬ ХОРОШО

       Оценивая нынешнюю работу заводов-поставщиков, А.Васильчук характеризует ее как удовлетворительную. И при существующем положении дел АВТОВАЗ полностью выполнит свои годовые показатели - сборку 752 тысяч автомобилей. А вот насколько просматриваются перспективы постановки на производство той же "Калины" при сегодняшнем отношении поставщиков к вопросам обновления своих технологий и мощностей - это уже вопрос.
       - Даже смена владельцев на многих заводах-поставщиках не привела, вопреки нашим ожиданиям, к серьезным переменам, - говорит заместитель директора по закупкам АО "АВТОВАЗ". - Старые производственные мощности постепенно изнашиваются, технологии устаревают, а вкладывать средства в их замену, искать для этого инвестиции никто не хочет. По мелочам кое-что делается на АО "Пластик" в Сызрани, в Балаково на АО "БРТ", на владимирском "Автоприборе", но интенсивного обмена основных средств и технологий не происходит нигде. Не поменяли руководители предприятий свою позицию в вопросе самообеспечения оснасткой, инструментом и т.д. До сих пор решение задачи возлагается на заказчика (АВТОВАЗ). Опять же ни один из заводов-поставщиков не перестраивается в плане самостоятельной подготовки опытных образцов изделий для опытных автомобилей. Есть небольшие проблески лишь у поставщиков электроники, да и то благодаря усилиям самого АВТОВАЗа. А ведь во всем мире поставщики сами проявляют инициативу - предлагают заказчику свои новые разработки для испытаний. К сожалению, психология со времен распределения государственного заказа предприятиям меняется крайне медленно. Но рынок-то требует большой мобильности, иначе можно потерять свои позиции на нем. И еще одна проблема, серьезно мешающая нашей работе, - галопирующий рост цен на комплектующие изделия, материалы и товар. Если августовские цены 1998 года на наши автомобили выросли в 2,2 раза, то товарно-материальные ценности подорожали в целом втрое. Вместо того чтобы искать возможности снижения цены на свою продукцию, все стараются как можно больше ее поднять. При таком подходе решать общую задачу - выпуск качественного автомобиля по доступной для потребителя цене - крайне затруднительно.
       Учитывая все перечисленные факторы, оценить работу поставщиков более чем удовлетворительно, конечно, нельзя.

       ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

       Каждому специалисту, так или иначе занятому в процессе организации работы СП "GM-АВТОВАЗ", надо спланировать сегодня свою деятельность на оставшиеся 12 месяцев. Чтобы успеть, помимо прочего, пересогласовать технические условия с поставщиками комплектующих изделий и материалов и внести новые ТУ в договора.
       Эта задача носит неординарный характер - ведь надо изменить и переоформить тонны документов не только на АВТОВАЗе. И при этом суметь убедить поставщиков в необходимости организации работы по новым для всех нас общемировым стандартам качества, которыми мы так восхищаемся, приобретая продукцию именитых производителей.


Елена ДЕМИНА,
газета "Волжский Автостроитель",
информация предоставлена
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
2 октября 2001 г.