Начиная с 1998 года, ВАЗ ежегодно увеличивает объемы производства запасных частей.
Это связано, в первую очередь, с насыщенной программой выпуска автомобилей и
увеличением поставок автокомплектов. Также наметилась положительная тенденция
в изменении структуры отгрузки запасных частей с ВАЗа. Полностью исключен взаимозачет:
если в 1998 году по такой схеме отгружалось 60 процентов продукции, то в этом
году отгрузка по взаимозачету полностью прекращена. Кроме того, теперь все товарные
запчасти направляются в головной центр запчастей ВАЗа, а не отгружаются напрямую
с производств.
Расширилась заявляемая предприятиями номенклатура запасных
частей. Если в 97-98 годах поступали заявки на 1200-1300 позиций, то сейчас
эта цифра возросла до 3000-3200 наименований деталей. Увеличилось количество
предприятий товаропроводящей сети, которые смогли заключить прямые договора
с ВАЗом на поставку коммерческих запчастей. Динамика очевидна: в 1998 году таких
предприятий было всего 27, в 1999 году - 55, в этом году - уже 60. С ростом
количества предприятий, работающих напрямую с заводом, соответственно, увеличилась
и доля запасных частей, отгружаемая в сеть техобслуживания.
Среди дилеров АВТОВАЗа с наиболее значительным приростом
поставок запасных частей можно назвать АО
"Питер-Лада" (в 1999 году объем поставок увеличился в пять раз, в 2000 году
- еще в 2 раза), "Екатеринбург-Лада" (1999 год - в 1,8 раза, 2000 год - еще
в 1,4 раза), Автозаводская СТО (1999 год - в 9,7 раза, 2000 год - в 1,3 раза).
Впервые завод поднимает вопрос о системе обеспечения запчастями перспективных
моделей автомобилей ВАЗ, прорабатываются нормативные потребности предприятий
сети техобслуживания еще на стадии проектирования автомобилей. Также будут обеспечены
запчастями автомобили малых серий, такие как ВАЗ-2120, ВАЗ-21045.