АВТОВАЗ подводит итоги и планирует будущее

     До конца года остается немногим больше месяца. О работе завода в 2001 году рассказывает президент - генеральный директор АО "АВТОВАЗ" Алексей Николаев.

     - С какими производственными результатами АВТОВАЗ заканчивает год?

     - План 2001 года был 753 тысячи автомобилей, но фактически завод работает с опережением плана, и думаю, что ВАЗ выпустит около 760 тысяч, из них "десятое" семейство составляет почти 223 тысячи. Практически освоена модель ВАЗ-2112, что положительно сказалось на экономике производства. За 9 месяцев изготовлено и отгружено более 77 тысяч автокомплектов для сборки автомобилей в Сызрани, Херсоне, Ижевске, Кито. Мы также продолжаем поставлять силовые агрегаты для "Оки" в Серпухов и Набережные Челны.

     - Каковы финансовые показатели?

     - За 9 месяцев произведено продукции на 63,1 миллиарда рублей. Затраты же на производство составили 51,3 миллиарда рублей. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам 9 месяцев составила 11,7 миллиарда рублей. За 9 месяцев выплачено 12,6 миллиарда рублей налоговых отчислений, из них около 5,6 миллиарда в федеральный бюджет, 3,7 миллиарда в местный бюджет, 2,3 миллиарда - во внебюджетные фонды, из них 1,7 миллиарда - в пенсионный фонд.

     - Как выплачивается долг по реструктуризации?

     - За 9 месяцев выплачено 586,5 миллионов рублей, из них 326,7 миллиона в федеральный бюджет, 165 миллионов в местный, почти 95 миллионов во внебюджетные фонды, в том числе 87,7 миллиона в пенсионный фонд. Таким образом, акционерное общество полностью выполняет обязательства по заключенным договорам реструктуризации задолженности.

     - Как продвигается работа по созданию совместного предприятия? В каком виде сойдет с конвейера "Шевроле-Нива", чем будет отличаться от ВАЗ-2123?

     - АВТОВАЗ вместе со своими партнерами по совместному предприятию находится в стадии активной подготовки производства, начало выпуска автомобилей запланировано на сентябрь 2002 года. Первый автомобиль должен сойти с конвейера в исполнении "норма", основные внешние отличия от ВАЗ-2123 - это новая облицовка радиатора, эмблема на капоте, орнаменты на молдингах дверей и двери задка, стальные штампованные диски колес. В дальнейшем при освоении комплектации "люкс" на автомобиле появятся антиблокировочная система, тормозная система повышенной эффективности, обогрев сидений и зеркал, электроблокировка замков дверей, система пассивной безопасности, включая подушку безопасности водителя и пассажира, усилитель рулевого управления, люк в крыше, кондиционер. Автомобиль "Шевроле-Нива" будет соответствовать требованиям по токсичности Евро-3. Разработка конструкции и адаптация перечисленных систем будет проведена в НТЦ ВАЗа. В перспективе при поставках на экспорт в ряд стран планируются варианты с бензиновым двигателем GM и дизельным двигателем Fiat.

     - В чем вклад GM в совместное предприятие, помимо денежного?

     - Во-первых, этот денежный вклад был значительным. Изначально АВТОВАЗу было нужно 350 миллионов долларов на производство новой "Нивы", но своих средств не хватало. И если бы мы делали новую "Ниву" только своими силами, серийного производства мы смогли бы достигнуть не в 2002 году, а гораздо позже. А руководители GM сначала хотели создавать СП по сборке модели Опель Астра Т-3000. По расчетам получалось, что стоить эта машина будет порядка 12 тысяч долларов, что для российского потребителя слишком дорого. Поэтому как объект для инвестиций была выбрана наша модель ВАЗ-2123. Помимо инвестиций, американцы привнесли новые подходы и требования к работе по международным стандартам. Этот год был нужен не только для того, чтобы построить корпуса и смонтировать оборудование, но и для того, чтобы смежники, российские заводы-поставщики смогли более тщательно подготовиться по качеству поставляемых материалов и комплектующих. То, что американцы решили отдать совместному предприятию свой фирменный брэнд "Шевроле", говорит о высокой степени доверия АВТОВАЗу. Президент GM Рик Вагонер неоднократно говорил о долгосрочном сотрудничестве с нашим заводом, в том числе, и в плане новых технических разработок.

     - Планируется ли сотрудничество с GM в плане постановки на производство автомобиля "Калина"?

     - Нет, мы такого варианта не рассматривали, но те новые подходы, которым мы научимся в ходе работ на совместном предприятия, вполне могут быть применимы и к производству "Калины". Сотрудничество с GM может быть продолжено по развитию двигателей, созданию новой совместной модели. Кстати, АВТОВАЗ уже заключил ряд контрактов на поставку оборудования для семейства автомобилей "Калина". Для освобождения заводских площадей под производство этого автомобиля предусмотрена целая программа выноса технологий и оборудования старых моделей за пределы ВАЗа. Кроме того, заканчивается строительство отдельного корпуса, где будет производиться ее сборка. Принятие решения правительства о возврате АВТОВАЗу залогового пакета акций привлекло бы инвесторов к проекту "Калина".

     - Будет ли производиться старая "Нива"?

     - По мере наращивания выпуска автомобиля "Шевроле-Нива" будут уменьшаться объемы производства "Нивы" старой конструкции. После освоения проектных мощностей новой "Нивы", мы будем производить только 15 тысяч автомобилей "Нива" старой конструкции в год, включая автокомлекты. Это оговорено в соглашении по организации СП.

     - Будет ли модернизирована "классика"?

     - В ближайшие годы спрос на автомобили классической компоновки останется стабильным, и если потребует рынок, мы будем изменять "классику" в плане соответствия нормам безопасности и токсичности. Коренная модернизация этих автомобилей экономически нецелесообразна.

     - Планируется ли в ближайшем будущем делать на конвейере действующие модели в комплектации "люкс" с антиблокировочной системой, кондиционером, подушкой безопасности и так далее?

     - В условиях массового производства это невозможно по причине отсутствия экономической выгоды. Есть тюнинговые фирмы, которые специально этим и занимаются по заказу клиента. Если закупать эти узлы за рубежом, получается немыслимая цена, а отечественная промышленность их пока не производит.

     - Как планируется дальше развивать модельный ряд?

     - Существует программа развития АВТОВАЗа на период до 2015 года, где предусмотрена разработка платформ автомобилей классов А,B и D. Это не значит, что они будут производиться у нас на заводе, ВАЗ может выступить в качестве разработчика, а производиться автомобили могли бы на мощностях других отечественных автомобильных предприятий.

 


Подготовила Светлана Лысякова,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
19.11.2001