Вазовский профсоюз: 35 лет доверия

       1 декабря 1966 года состоялось первое профсоюзное собрание трудового коллектива тогда еще только строящегося Волжского автозавода. Эта дата и стала днем рождения профсоюзной организации АО "АВТОВАЗ", отмечающей теперь 35-летие. В то время на будущем отечественном автогиганте насчитывалось 129 членов профсоюза. Первым председателем его заводского комитета был избран Михаил Иванович Клунин.
       ВАЗ возводился небывало высокими темпами. И вместе с ним так же строился город. Второй председатель вазовского профкома Василий Маркович Правосуд в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда Виктор Николаевич Поляков в шутку предложил: "Давайте посоревнуемся, кто быстрее построит - я завод или вы город." А между тем эти слова отражали суть происходящих тогда событий. Конечно, в то время большая часть профсоюзной работы определялась директивами "сверху", для творческого подхода практически не оставалось возможностей. А вот в процессе строительства автозавода и города как раз главным образом требовались творчество и личная инициатива для организации коллектива, его поддержки. Унаследовав этот опыт и темп, профсоюзная организация и сегодня является застрельщиком новых дел. Многие из прежних активистов продолжают работать с людьми.
       Сегодня более 90 процентов почти 120-тысячного коллектива АО "АВТОВАЗ" объединено в профсоюзной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации. "Это значит - люди нам доверяют," - отмечает заместитель председателя профкома АО "АВТОВАЗ" Борис Полянин. Профсоюзная организация Волжского автозавода от начала производства ни на один год не допустила перерыва в заключении коллективного договора между администрацией и работниками предприятия. Сейчас на АВТОВАЗе действует уже 31-й по счету такой документ. И все эти годы трудовой коллектив доверяет подготовку и ведение переговоров с администрацией вазовскому комитету профсоюза АСМ.
       Всего же в профсоюзной организации АО "АВТОВАЗ" более 149 тысяч членов. В нее также входят профсоюзные объединения дочерних предприятий АВТОВАЗа, жэков, несмотря на их принадлежность муниципалитету, управления дошкольных образовательных учреждений, различных медицинских учреждений, профессиональных образовательных учреждений, некоторых строительных предприятий города, АВТОВАЗБАНК. Базируясь на градообразующем предприятии, его профсоюзная организация объединяет работников многих тольяттинских субъектов хозяйствования с одними целями и задачами.
        Б. Полянин подчеркивает, что в профсоюзном комитете АО "АВТОВАЗ" сложилось нормальное понимание отношений к другим профессиональным объединениям работников. "Каждый волен выбирать для себя свой профсоюз, - говорит Борис Константинович. - Любое из таких объединений пользуется теми же правами на предприятии, как и наша организация. Но, разумеется, и обязанности у них те же."
   
     Спектр решаемых профкомом АВТОВАЗа вопросов чрезвычайно широк. Для этого здесь организована своя правовая служба. Профсоюзный комитет ориентирует и свои первичные организации на то, чтобы в каждой из них работал юрист. Такие специалисты действуют сейчас в механосборочном, металлургическом производствах, дирекции по техническому развитию АВТОВАЗа. Юридическая служба вазовского профкома оказывает до полутора тысяч различных правовых услуг в год, не считая консультаций по телефонам, ответов на вопросы при встречах с трудовыми коллективами. Такая же помощь оказывается и работникам предприятий, которые не входят в структуру АВТОВАЗа.
        Вопрос занятости проходит красной линией во всей деятельности профсоюзного комитета. Учитывая три основных интереса работника - стабильная работа, достойный заработок и надлежащие условия труда - вазовский профком наряду с администрацией АВТОВАЗа и городской службой занятости принял участие в создании закрытого акционерного общества "АВТОВАЗ-ТРИЗА". Эта организация владеет банком данных вакансий в городе. В преимущественном порядке ими пользуются члены профсоюзной организации АВТОВАЗа. На прошлом собрании его акционеров председатель профкома АО "АВТОВАЗ" Николай Карагин предложил при условии увеличения объема выпускаемой продукции дополнительно принять 5 тысяч работников, подчеркнув, что ими в первую очередь должны стать дети нынешних членов заводского коллектива.
        Для обучения и подготовки профсоюзных кадров в АО "АВТОВАЗ" создан свой центр. Меняются как трудовое законодательство, так и отношения между администрацией и профсоюзом. В этих условиях эффективно может работать только компетентный специалист. Как правило, переговорный процесс по тому же коллективному договору не ограничивается только общезаводской согласительной комиссией. Он проходит с низу до верху. В этом процессе "на местах" задействованы и профгрупорги, и председатели цеховых комитетов. Грамотное решение любых вопросов этими специалистами возможно лишь при соответствующем уровне их подготовки.
       Из года в год вазовский профсоюз организует отдых и оздоровление работников своего предприятия. В прошлом году по путевкам отдохнули около 45 тысяч вазовцев и членов их семей, а также порядка 6 тысяч детей. Сегодня такую возможность семьям заводчан предоставляют 8 баз отдыха, 5 детских оздоровительных лагерей, 2 санатория-профилактория. Став в свое время акционером санаторно-курортных учреждений в различных регионах России, АВТОВАЗ и его профсоюзная организация помогли сохранить оздоровительную базу страны и обеспечили своих работников достойным отдыхом на престижных курортах. 7 процентов общего количества путевок предоставляется неработающим пенсионерам-вазовцам.
      Членство работников совместного предприятия "GM-АВТОВАЗ" в профсоюзной организации АВТОВАЗа его профком видит одной из своих задач. Еще в 1998 году вазовский профсоюзный актив провел международную конференцию по проблемам занятости в автомобилестроении. В ней принял участие и вице-президент корпорации "GM" Дэвид Херман. И понимание того, что инвесторы не придут в страну, город или на завод, если не увидят нормальных взаимоотношений между работодателем и работником, сыграло свою роль.
      Говоря о принципах существования своей профсоюзной организации заместитель председателя профкома АО "АВТОВАЗ" Б. Полянин подчеркнул:
      - Коллектив, который строил и город, и завод, был сплочен одной целью. Это единение и сегодня позволяет держаться и выстаивать в самые сложные моменты жизни и работы.


Евгений Веретин,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
30.11.2001