Против кого воюем?

     Не за горами 9 декабря - день выборов нового состава губернской думы. Политические группировки сосредоточились на исходных позициях для наступления на электорат. Особое внимание будет уделено многочисленному коллективу акционерного общества АО "АВТОВАЗ". На него направлено, в первую очередь, главное оружие политики - пресса.
     Во все времена роль средств массовой информации понималась как формирование общественного мнения. Процессы, происходящие сегодня в отечественной промышленности, не всегда отражаются объективно в прессе, чаще всего, из-за недопонимания действительной роли российских заводов на пути индустриального развития России.
     Значимость АВТОВАЗа в экономике России, программа освоения новых моделей, сотрудничество с зарубежными корпорациями, технические разработки вазовских инженеров, социальная роль ВАЗа как градообразующего предприятия - почему-то эти темы нередко остаются "за бортом". Хотя именно о них нужно говорить, чтобы читатель знал - в стране, где он живет, есть перспективные компании, обеспечивающие занятость миллионов россиян, есть профессионалы, способные создавать конкурентоспособную продукцию, которая пользуется спросом у населения.
     АВТОВАЗ - это, прежде всего, люди. Каждый из ветеранов - отдельная история, отдельная судьба. Несколько поколений настоящих профессионалов: инженеров, конструкторов - стали основой большого опыта Волжского автозавода в успешной реализации крупных проектов, и не только с технологической точки зрения. АВТОВАЗ благодаря тесному сотрудничеству с зарубежными специалистами смог построить систему управления, позволившую предприятию выстоять в сложные годы переходного для страны периода. Новые рыночные отношения оказались не по плечу многим российским компаниям, но тольяттинский автогигант не только выжил, но и сохранил более ста тысяч рабочих мест - только на самом заводе. А если взять всю цепочку изготовления автомобиля, начиная с поставок металла, материалов, комплектующих, получается, что АВТОВАЗ обеспечивает прямую занятость свыше 2 миллионов человек на сотнях заводов-поставщиков, не считая рабочих мест в бюджетных отраслях и обслуживающих сферах.
     Конечно, для обновления модельного ряда и дальнейшего развития АВТОВАЗу нужны инвестиции. В этом смысле появление негативных публикаций в СМИ не способствует повышению имиджа ВАЗа как инвестиционного объекта в глазах зарубежных инвесторов. Многие скажут, что критика - двигатель прогресса. Но, говоря "А", нужно сказать и "Б", чего не делают большинство представителей пишущей братии. Если вспомнить середину 90-х, куда уходит корнями история с реструктурированным долгом, СМИ кричали об этом на каждом углу, представляя АВТОВАЗ чуть ли не самым великим должником всех времен и народов. Но гораздо больший талант нужен, чтобы проанализировать и объективно отразить сложившуюся в то время ситуацию. Ведь деньги, не заплаченные государству пошли на производство "десятой" модели, без которой не выжил бы отечественный автопром. И неуплаченный долг уже с лихвой окупился за счет миллионных поступлений в бюджет от той же "десятки", наиболее рентабельного на сегодняшний день вазовского автомобиля. Или, к примеру, тема качества автомобилей - комплектующие и материалы на ВАЗ приходят от тысячи поставщиков по всей России и за ее пределами. А значит, качество зависит не только от ВАЗа, но и от множества других предприятий, и выпускаемый с конвейера автомобиль показывает уровень развития не только отечественного автомобилестроения, но и других отраслей: металлургии, электроники, производства пластмасс. Иногда поспешное суждение не играет на руку и самим представителям "четвертой власти" - на заводе уже стала анекдотом абсурдная история с якобы изготовленными и сокрытыми от уплаты налогов 280 тысячами автомобилей. Когда дело закрыли, многие СМИ просто промолчали, видимо, не желая расписываться в том, что ранее была опубликована непроверенная информация.
     Никто не спорит, что здравая критика должна быть, но если уж критиковать, то со знанием дела, а ведь многие журналисты пишут о заводе и при этом ни разу не были на головном предприятии - самом АВТОВАЗе и на его заводах-смежниках. Или же пропускают в печать непроверенные факты и слухи. Откуда в таком случае взяться объективности, хотя именно за нее ратуют сегодня все СМИ? Профессиональную и качественную прессу отличают точки зрения, высказываемые экспертами, учеными, экономистами, а отнюдь не досужие вымыслы и собственные умозаключения.
     СМИ - мощное оружие, которое можно использовать и в мирных целях, и в "военных". Политика политикой, но "святая святых" города и АВТОВАЗа - производство не должно подвергаться влиянию политических страстей.


Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
6.11.2001