Не за горами 9 декабря - день выборов нового состава губернской думы. Политические
группировки сосредоточились на исходных позициях для наступления на электорат.
Особое внимание будет уделено многочисленному коллективу акционерного общества
АО "АВТОВАЗ". На него направлено, в первую очередь, главное оружие политики
- пресса.
Во все времена роль средств массовой информации понималась
как формирование общественного мнения. Процессы, происходящие сегодня в отечественной
промышленности, не всегда отражаются объективно в прессе, чаще всего, из-за
недопонимания действительной роли российских заводов на пути индустриального
развития России.
Значимость АВТОВАЗа в экономике России, программа
освоения новых моделей, сотрудничество с зарубежными корпорациями, технические
разработки вазовских инженеров, социальная роль ВАЗа как градообразующего предприятия
- почему-то эти темы нередко остаются "за бортом". Хотя именно о них нужно говорить,
чтобы читатель знал - в стране, где он живет, есть перспективные компании, обеспечивающие
занятость миллионов россиян, есть профессионалы, способные создавать конкурентоспособную
продукцию, которая пользуется спросом у населения.
АВТОВАЗ - это, прежде всего, люди. Каждый из ветеранов
- отдельная история, отдельная судьба. Несколько поколений настоящих профессионалов:
инженеров, конструкторов - стали основой большого опыта Волжского автозавода
в успешной реализации крупных проектов, и не только с технологической точки
зрения. АВТОВАЗ благодаря тесному сотрудничеству с зарубежными специалистами
смог построить систему управления, позволившую предприятию выстоять в сложные
годы переходного для страны периода. Новые рыночные отношения оказались не по
плечу многим российским компаниям, но тольяттинский автогигант не только выжил,
но и сохранил более ста тысяч рабочих мест - только на самом заводе. А если
взять всю цепочку изготовления автомобиля, начиная с поставок металла, материалов,
комплектующих, получается, что АВТОВАЗ обеспечивает прямую занятость свыше 2
миллионов человек на сотнях заводов-поставщиков, не считая рабочих мест в бюджетных
отраслях и обслуживающих сферах.
Конечно, для обновления модельного ряда и дальнейшего
развития АВТОВАЗу нужны инвестиции. В этом смысле появление негативных публикаций
в СМИ не способствует повышению имиджа ВАЗа как инвестиционного объекта в глазах
зарубежных инвесторов. Многие скажут, что критика - двигатель прогресса. Но,
говоря "А", нужно сказать и "Б", чего не делают большинство представителей пишущей
братии. Если вспомнить середину 90-х, куда уходит корнями история с реструктурированным
долгом, СМИ кричали об этом на каждом углу, представляя АВТОВАЗ чуть ли не самым
великим должником всех времен и народов. Но гораздо больший талант нужен, чтобы
проанализировать и объективно отразить сложившуюся в то время ситуацию. Ведь
деньги, не заплаченные государству пошли на производство "десятой" модели, без
которой не выжил бы отечественный автопром. И неуплаченный долг уже с лихвой
окупился за счет миллионных поступлений в бюджет от той же "десятки", наиболее
рентабельного на сегодняшний день вазовского автомобиля. Или, к примеру, тема
качества автомобилей - комплектующие и материалы на ВАЗ приходят от тысячи поставщиков
по всей России и за ее пределами. А значит, качество зависит не только от ВАЗа,
но и от множества других предприятий, и выпускаемый с конвейера автомобиль показывает
уровень развития не только отечественного автомобилестроения, но и других отраслей:
металлургии, электроники, производства пластмасс. Иногда поспешное суждение
не играет на руку и самим представителям "четвертой власти" - на заводе уже
стала анекдотом абсурдная история с якобы изготовленными и сокрытыми от уплаты
налогов 280 тысячами автомобилей. Когда дело закрыли, многие СМИ просто промолчали,
видимо, не желая расписываться в том, что ранее была опубликована непроверенная
информация.
Никто не спорит, что здравая критика должна быть, но
если уж критиковать, то со знанием дела, а ведь многие журналисты пишут о заводе
и при этом ни разу не были на головном предприятии - самом АВТОВАЗе и на его
заводах-смежниках. Или же пропускают в печать непроверенные факты и слухи. Откуда
в таком случае взяться объективности, хотя именно за нее ратуют сегодня все
СМИ? Профессиональную и качественную прессу отличают точки зрения, высказываемые
экспертами, учеными, экономистами, а отнюдь не досужие вымыслы и собственные
умозаключения.
СМИ - мощное оружие, которое можно использовать и в
мирных целях, и в "военных". Политика политикой, но "святая святых" города и
АВТОВАЗа - производство не должно подвергаться влиянию политических страстей.