Уверенный шаг в 2002 год

       Производственно-финансовые показатели, с которыми АВТОВАЗ заканчивает очередной год, позволяют развенчать мифы о "затоваривании" завода и проблемами с реализацией автомобилей, создаваемые некоторыми СМИ. 7 декабря первый вице-президент - первый заместитель генерального директора АО "АВТОВАЗ" Николай Ляченков ответил на вопросы журналистов об итогах работы акционерного общества в 2001 году и рассказал о прогнозах на 2002 год:

       - Усилия, приложенные коллективом и руководством компании, позволили достичь ощутимых результатов. В соответствии с правильными прогнозами ситуации на рынке была построена программа производства: в этом году мы выпустим порядка 760-762 тысячи автомобилей. Вся продукция реализуется через нашу дистрибьютерско-дилерскую сеть, и мы можем с уверенностью сказать, что завод полностью освободился от негативных влияний со стороны случайных дилеров. Основа дистрибуции - это управления региональных поставок, охватывающие практически все регионы России. АВТОВАЗ также выполняет программу по производству запасных частей и поставкам их в товаропроводящую сеть. Успешно реализуется программа по поставке автокомплектов: в 2001 году на сборочных заводах будет собрано около 100 тысяч автомобилей.
       Что касается финансовой деятельности, АО "АВТОВАЗ" намерено заработать порядка 14 миллиардов балансовой прибыли, и Совет директоров предложит акционерному собранию выплату дивидендов. Завод имеет нормальные показатели по себестоимости - затраты на рубль товарной продукции несколько снижены по сравнению с прошлым годом и составляют около 82 копеек на рубль. Сумма платежей, которая в этом году составит почти 27 миллиардов рублей во все виды бюджетов, говорит о значимости АВТОВАЗа в структуре российских предприятий.
       Значительный шаг сделан в сфере повышения качества. АВТОВАЗ впервые в российской практике получил сертификацию по нормам ИСО-9001 по всем видам производственной деятельности, причем аттестованы не только основные производства, но и система подготовки к производству.

       - Какая часть прибыли пойдет на дивиденды?

       - Это будет достойный процент, но сначала решение о выплате дивидендов должно быть рассмотрено на Совете директоров АО "АВТОВАЗ", а потом на акционерном собрании.

       - Как изменится модельный ряд АВТОВАЗа в 2002 году?

       - Прежде всего, он будет отличаться тем, что на конвейере ВАЗа не будет собираться "шестерка", этот автомобиль полностью передан на "ИжМашАвто". В основном, модельный ряд сохранится: на третьей нитке будет собираться семейство автомобилей ВАЗ-2110, на второй нитке - ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104, на первой нитке - ВАЗ 2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21093 плюс все семейство "пятнадцатой" модели. "Классика" будет составлять менее одной трети производимых моделей. Также АВТОВАЗ будет производить "Ниву" ВАЗ-21214. Завод планирует значительно увеличить число автокомплектов для поставки на сборочные заводы. Если в этом году мы поставили порядка 63 тысяч, то в будущем году - около 110 тысяч без учета автокомплектов для сборки "Оки". Начнем также поставлять автокомплекты для совместного предприятия "GM-АВТОВАЗ".

       - Рост цен на автомобили во многом зависит от цен на энергию, газ и транспортных тарифов, которые постоянно повышаются. Как АВТОВАЗ планирует решать эту проблему?

       - Нас чрезвычайно тревожит ситуация с ценами на продукцию естественных монополий. Ведь за ростом цен на электроэнергию, газ и увеличением транспортных тарифов пойдет рост цен на комплектующие и материалы, что катастрофично для российской экономики. Мы сегодня ищем различные пути, чтобы снизить это бремя для АВТОВАЗа, потому что для нас главным критерием является покупательская способность населения. Мы работаем, в основном, на российский рынок и четко отслеживаем динамику изменений спроса. АВТОВАЗ сегодня ищет пути обеспечения энергии через альтернативных поставщиков. Мы считаем, что должен быть открытый рынок электроэнергии и предприятия должны иметь возможность выбора.

       - На какой стадии находится программа выноса с АВТОВАЗа производства комплектующих изделий?

       - Наша цель - максимально сократить производство комплектующих изделий на заводе и оставить только производство кузова, двигателей, сборку и испытания автомобилей. Программа 2001 года предусматривала вынос производства мелкой штамповки из прессово-арматурного производства, вынос арматурного производства и гальваники из сборочно-кузовного производства, а также это вынос отдельных технологий из механо-сборочного производства. Такая стратегия, уже освоенная в мировой практике, дает хорошие результаты, поскольку стимулирует создание компаний, которые в дальнейшем сами начинают разрабатывать новые агрегаты и детали. Производство комплектующих с ВАЗа выносится, в основном, на предприятия Тольятти, Сызрани, Самары. Гальваника выносится на "Балаковорезинотехнику" и ее предприятия, арматура - в тольяттинскую фирму "Полад" и тольяттинский завод технологического оборудования - сегодня он полностью перепрофилируется под штамповочно-сварочное производство.

       - Будут ли расти цены на автомобили ВАЗ в 2002 году?

       - Рост отпускных цен на автомобили в следующем году по нашим прогнозам составит 10-11 процентов. Основными факторами при этом являются инфляция и отношение курса рубля к доллару. ВАЗ, тем не менее, будет продолжать удерживать цены в нише до 6 тысяч долларов. Мы ставим задачу заменить "классику" новым автомобилем, но в этой же ценовой нише, поскольку завод стремится обеспечить автомобилями все слои населения.

       - Будет ли варьироваться цена на новые автомобили в зависимости от спроса?

       - В зависимости от спроса меняются объемы производства, а не цена. Варьировать ценой достаточно трудно, потому что есть такое понятие, как рентабельность. Если рентабельность становится ниже допустимого уровня, то производство также становится бессмысленным. Мы никогда не ставили перед собой цель заработать сверхприбыль, в российских условиях это практически невозможно, потому что рост цен на продукцию монопольных поставщиков задает тон всем отечественным производителям.

       - Достаточно ли прибыли АВТОВАЗа для постановки на производство "Калины" или все-таки потребуются инвестиции со стороны?

       - ВАЗ сегодня зарабатывает достаточно прибыли на финансирование постановки на производство новых моделей, но подготовка производства новой модели требует сосредоточения финансовых ресурсов на коротком промежутке времени, и только собственная прибыль не позволяет произвести эту концентрацию в коротком периоде времени. Для этого весь мир прибегает к системе привлечения кредитных ресурсов. АВТОВАЗу также нужны привлеченные ресурсы на конкретный период, потом он их вернет из своей же прибыли. То есть, можно сказать, что рентабельность нашего производства позволяет изготовлять новые модели. Но даже рентабельное производство требует инвестиций для сокращения сроков постановки автомобиля на конвейер. Модель можно готовить пять лет, но тогда теряется та прибыль, которую можно заработать. Поэтому срок подготовки производства должен составлять два-три года, чтобы получить максимальную прибыль с продаж и развиваться дальше.

       - Ведутся ли переговоры с потенциальными инвесторами?

       - Последние годы АВТОВАЗ обходился только собственными ресурсами по причине наличия в залоге у государства контрольного пакета акций. Это не позволяло серьезно работать с банковскими структурами. Вот почему сегодня в правительстве решается вопрос о возврате залогового пакета акций АВТОВАЗу. Завод является крупнейшим налогоплательщиком. 27 миллиардов текущих платежей и 1,8 миллиарда долга - есть ли смысл даже сравнивать эти цифры? Сам факт наличия залогового пакета сдерживает наши маневры - это понятно и нынешнему правительству, и президенту. Мы надеемся, что до конца года пакет будет возвращен заводу.

       - По вашему мнению, лучше работать с российскими или западными банками?

       - Безусловно, нужно использовать ресурсы своего государства- это деньги, которые будут работать на российскую экономику. Но в любом случае мы будем принимать то решение, которое будет выгодно для нашей компании.

       - Как вы относитесь к таким сферам привлечения инвестиций в Тольятти, как производство автомобильных комплектующих, развитие аграрных технологий, туристического бизнеса? Как АВТОВАЗ участвует в этом?

       - Мы приветствуем инициативу администрации города Тольятти, потому что это развитие бизнеса, без которого невозможно говорить о подъеме уровня благосостояния людей. Что касается участия АВТОВАЗа, мы обеспечиваем тысячи рабочих мест, реализуем многие социальные программы. Бюджет 2002 года предусматривает по отдельным строкам повышение затрат на социальные нужды.

       - Каковы прогнозы на 2002 год по производству и финансам?

       - Мы спланировали программу производства на 2002 год и разработали бюджет. АВТОВАЗ собирается выпустить 753 тысячи товарных автомобилей и около 110 тысяч автокомплектов. Также планируется рост производства запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, технологической оснастки. Что касается технико-экономических показателей, они прогнозируются несколько ниже, чем в этом году. Это объясняется опять же предполагаемым ростом цен на энергоносители и транспортные тарифы.

       - Сколько автомобилей будет поставлено на экспорт в 2002 году?

       - На будущий год в программе поставок на внешние рынки запланировано порядка 100 тысяч автомобилей. Снижение программы экспорта в 2001 году вызвано тем, что в результате нестабильной экономической ситуации в ряде стран, мы сократили туда поставки автомобилей.


Подготовила Светлана Лысякова,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
7.12.2001