Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Михаил Добындо: "Наша "десятка" прошла через перестройку и дефолт"

       Интересно заглянуть в мастерские дизайнеров и конструкторские бюро АВТОВАЗа, где пластилиновые макеты и объемные компоновки на экранах компьютеров хранят тайну новых автомобилей. Дизайнеры и конструкторы - жрецы будущего. Когда же о новых автомобилях говорит Михаил Добындо, это значит, что они через пару лет пойдут в серию. Заранее побеспокойтесь о гараже и уговорите тестя на беспроцентный кредит во имя исполнения мечты детства - покупки "железного коня" последней модели.
       Михаил Николаевич Добындо - вице-президент по производству АО "АВТОВАЗ". Сама должность обязывает его знать о сегодняшнем дне и ближайших перспективах могучего акционерного общества все или почти все.

       - Производственная программа этого года, - рассказывает вице-президент, - рекордная для АВТОВАЗа. На основной площадке завода и в опытно-промышленном производстве намечено собрать более 752 тыс. автомобилей. План ОПП увеличен будет до 16-18 тыс. Тем более, что производство располагает теперь импортной окрасочной линией на 20 тыс. кузовов.
       744 тыс. автомобилей, которые планируется собрать на главных конвейерах, для АВТОВАЗа дело не новое. Примерно на такую цифру мы уже выходили в 1990 и 1997 годах. Но тогда "Жигули" и "Лады" не собирались за пределами Тольятти, а сейчас для этих целей предстоит изготовить порядка 54 тыс. кузовов для разобранных серий плюс 4,5 тыс. кузовов в запчасти. Добавьте к этому примерно 130 тыс. двигателей и узлов механики для заводов внешней сборки в Сызрани, Эквадоре, на Украине, а также для ОПП и тольяттинских фирм, производящих инкассаторские "Нивы" и пикапы. 50 тыс. двигателей ВАЗ-2106 ждут в Ижевске, на сборке автомобиля "Орбита"-2126, 56 тыс. двигателей объемом 0,75 литра для микролитражки "Ока" - в Серпухове и Набережных Челнах. Так что впереди как никогда трудная и напряженная работа.
       Отвечая на вопрос о причинах возобновленного после долгого перерыва приема на завод, Михаил Добындо подчеркнул большой социальный смысл этого шага. "В принципе, можно было бы и дальше идти по пути организации дополнительных рабочих суббот, соответственно их оплачивая, но в Тольятти появился избыток рабочей силы, и АВТОВАЗ, как градообразующее предприятие, не мог остаться в стороне от решения проблемы."

       - Особая статья - запасные части, владельцы "Самар" и "десяток" порой испытывают дефицит деталей для своих автомобилей. Почему, Михаил Николаевич?

       - Действительно, мы ограничены мощностями по выпуску запчастей для переднеприводных машин. Принимаем организационные меры, чтобы с максимальной отдачей использовать оборудование. Проблема еще и в том, что сейчас даже те узлы, которые влияют на безопасность автомобиля (передние стойки, тормозная система) направляются в свободную продажу. Это неправильно, и мы будем менять нашу политику. Узлы и компоненты, связанные с безопасностью, а также дефицитные, будут меняться и ремонтироваться только в нашей фирменной системе и на станциях, с которыми мы заключим соответствующие соглашения. Это касается не только гарантии, но всего срока службы автомобиля.

       - Позаказная сборка - одна из примет прошедшего года, характеризующая стремление АВТОВАЗа перенимать у зарубежных компаний все лучшее. Что можно сказать о ней?

       - Пока цветовую гамму нам удается выдерживать в 87 случаях из 100, но из-за различных отклонений в технологии только 60-63% автомобилей с заказанным цветом попадают к "своему" дилеру. С начала этого года мы планируем начать прием заявок на позаказную сборку от всех желающих оптовых продавцов автомобилей. К середине года, надеюсь, система будет полностью отлажена, и мы сможем гарантировать, что дилер получит те цвета и модели, которые он заказывал.

       - Новая "Нива" еще недавно будоражила воображение россиян, брала призы на салонах, а что с ней сейчас?

       - Приступили к осуществлению первого этапа, предполагающего выпуск 20 тыс. автомобилей. Сварка и сборка разместятся в строящемся корпусе на территории завода. Сварочное оборудование будем изготавливать совместно с фирмой "Кука". Дальнейшие шаги зависят от того, состоится ли совместное предприятие с GM. Пока все, что делает АВТОВАЗ, укладывается в концепцию СП, но в марте-апреле надо будет определяться. Чем дольше будет не ясна судьба СП, тем меньшая доля автомобиля будет передана этому предприятию, если оно откроется.

       - Все меньше в продаже дешевых "Жигулей", все больше дорогих "десяток". Завод интересует только прибыль?

       - Завод интересует выпуск автомобилей, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, в том числе и экологическим. Сегодня стоимость электронной системы управления двигателем с нейтрализатором может составлять 20% от цены автомобиля. Но мы идем на это, потому что существует общенациональная программа, предусматривающая нейтрализацию выхлопных газов. Она обходится АВТОВАЗу ежегодно в 1,5 млрд. рублей, имея в виду непокрытие ценой автомобиля тех затрат, которые АВТОВАЗ несет на ЭСУД и нейтрализаторах. Сейчас нам предлагают оснащать нейтрализаторами и "классику", но это вряд ли обрадует покупателя, для которого "Жигули" подорожают. А ведь правительство могло бы стимулировать спрос на более экологичные автомобили. На машину с нейтрализатором, предположим, нулевой налог, а на почтенную "шестерку" достаточно большой, чтобы владелец мог подумать, продать ее и купить с нейтрализатором. Не завод надо дотировать, а потребителя.

       - Те же экологические программы предусматривают со временем оснащать ЭСУД и "классику". Опытная партия "Жигулей" проходит испытания, но в ней нет "шестерки". Почему?

      - Шестая модель постепенно уходит с завода. Сборка ее в небольшом объеме в этом году продолжится на 2-й "нитке" главного конвейера, а на первой уже во 2-м квартале ее окончательно вытеснит "десятка". Собирать "шестерку" будет "РосЛада" в Сызрани, есть предложения с Украины. "06-й" надо будет только продлевать жизнь, вовремя согласовывая с контролирующими органами и заводом, что в данном виде она еще имеет право бегать по дорогам. Ведь каждый год новые требования: по шуму, токсичности, другим параметрам. Каждый год приходится делать большое количество изменений на автомобиле, неся при этом затраты, и немалые.

       - Кстати, о "РосЛаде". АВТОВАЗу невыгодно поставлять в составе автокомплектов окрашенные кузова. Сызранские партнеры вазовцев обещали, что со временем смогут у себя и сваривать, и окрашивать кузова. И как?

       - Думаю, к середине 2002 года мы сможем поставлять в Сызрань уже не кузова, а кузовные детали.

       - С каким двигателями будут выпускаться автомобили "ВАЗ" в наступившем году?

       - "Десятка", "девяносто девятая" и "пятнадцатая" - только с инжекторными. "Восьмерка" и "девятка" будут выпускаться в 2-х версиях. А вообще тенденция - переводить все модели на впрыск, в том числе и "классику", но здесь требуются законы, стимулирующие потребителя.

       - Многие спрашивают: чем инжектор лучше?

       - Надо сесть на автомобиль с впрыском и тогда поймешь: ниже расход топлива, токсичность, плавный ход и т.д.

       - Малолитражки ВАЗа, за редким исключением, сейчас выпускаются без блестящих декоративных деталей. В то же время сотни деталей нуждаются в защитных гальванопокрытиях от коррозии. Как это совместить с планами закрытия гальваники?

       - Действительно, сегодня хромированию подвергаются только "шестой" бампер и накладка на "семерку". И на эти две детали работают ванны на площади 20 тысяч кв. м, потребляющие большое количество электроэнергии. Бампер у нас забирает Сызрань, есть желающие взять и "седьмую" накладку. В Тольятти и особенно в Самаре с ее предприятиями "оборонки" много небольших гальваник, куда мы планируем передавать детали автомобилей для нанесения защитных покрытий. На месте гальваники и расположенных рядом цехов будет смонтировано оборудование для производства автомобиля "Калина". "Классику" с главного конвейера он не вытесняет, так что поклонники "пятерок", "четверок" и "семерок" могут в ближайшие годы не беспокоиться.

       - Мощности ВАЗа позволяют изготавливать только 48 тыс. двигателей для "Оки", между тем на этот год поставлена задача выпустить 56 тыс. силовых агрегатов. За счет чего?

       - В частности, нам поможет КамАЗ, где отольют нужное количество блоков цилиндров. Есть у нас программы сотрудничества по чугунному и алюминиевому литью, по деталям кузницы. Без этой кооперации напряженную программу по всем моделям года не осилить.

       - Улучшается ли качество автомобилей "ВАЗ"?

       - В прошедшем году сократились затраты на гарантийный ремонт, это один из главных для нас показателей улучшения качества. В то же время многое еще не удовлетворяет автовладельцев. При этом причины дефектов у старых моделей и "десятки" не всегда совпадают. Если посмотреть по компьютеру, то на "классике" или той же "восьмерке" больше исполнительских дефектов: хомут не довернут и т.д. А вот "десятую" модель подводят чаще более сложные по конструкции комплектующие.
       Вообще "десятка" - трудное дитя АВТОВАЗа. Все пережила: перестройку, полное отсутствие оборотных средств, дефолт августа 1998 года, после которого мы были вынуждены отказываться от импортных комплектующих. И все-таки мы ее вытащили, она стала ступенью на пути к следующей модели - "Калине". "Десятка" вдохнула жизнь в завод, она широко экспортируется, для меня она подтверждение того, что АВТОВАЗ может выпускать добротные современные автомобили.


Владимир Бунас,
пресс-центр АО АВТОВАЗ
18 января 2001
г.