На финише 2000 года на АВТОВАЗе отметили 5-летие центра сборочных комплектов.
Его предшественником был цех отправки разобранных автомобилей, дебютом которого
стала посылка в 1981 году опытной партии автокомплектов "Нивы" в Новую Зеландию.
Затем была Греция, где за год с небольшим было собрано около 3-х тысяч вазовских
вездеходов.
Центр сборочных комплектов был создан в
конце 1995 года для обеспечения сборки "ЕвроСамары" (ВАЗ-21093) на финской фирме
"Валмет". Сотрудничество с этой фирмой, имеющей богатый опыт в работе с разобранными
сериями СААБа, Опеля и Порше, стало хорошей школой для тольяттинцев. "Прорабатывали
варианты Латинской Америки и Северной Африки, - рассказывает Николай Дудин,
- а новое сборочное производство родилось всего в сотне километрах от Тольятти
- в Сызрани, где открылась ныне по-своему знаменитая "РосЛада".
Потом были Ижевск (поставки силового агрегата
ВАЗ-2106 и 130 позиций деталей на "Орбиту" - 2126), Эквадор ("Нива" и намеченная
на нынешний год "семерка" с впрыском), Украина (ВАЗ-21093, в перспективе "043"
и "07-я"). Два года назад центру поручили и работу с производителями "Оки" в
Серпухове и Набережных Челнах. Что же, это тоже признание.
В командировочных удостоверениях работников
центра значатся самые разные страны, им нередко приходится выступать в роли
полпредов не только своего завода, но, фактически, и России. И вторая, не менее
важная грань работы центра - без швейцарской аккуратности и немецкой педантичности,
вместе с обыкновенными российскими комплектовщицами, сортировщицами и упаковщицами
из головного центра запчастей надо обеспечить бесперебойную поставку наборов
деталей 100-процентной комплектации. Попробуйте это сделать, если "Нива", например,
в разобранном виде, это 950 узлов и деталей. У вазовцев - получается.
- Мы ведем работу, начиная с планирования
производства узлов и деталей, - рассказывает Николай Дудин, - осуществляем контроль
за ним, отслеживаем наличие в ГЦЗЧ страхового запаса, отгрузку из ГЦЗЧ, нахождение
автокомплектов в пути, наличие их на заводах внешней сборки, факт сборки автомобилей,
отрабатываем всевозможные сбои. Мы должны диспетчировать своевременную сдачу
деталей со всех производств и складов в ГЦЗЧ, постоянно следить за изменениями
конструкции автомобиля, оперативно внедрять их на заводах внешней сборки. Вместе
с конструкторами ВАЗа центр постоянно отслеживает состав автокомплектов, так
как заводы внешней сборки могут организовывать производство некоторых деталей
у себя или закупать их на стороне…
На юбилей съехались представители всех
заводов, с конвейеров которых сходят вазовские малолитражки, собранные из машинокомплектов.
Судя по числу предложений, которые получает АВТОВАЗ, на праздновании 10-летия
их будет еще больше.
В этом году центр должен отгрузить более
60 тыс. автокомплектов.