Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
АВТОВАЗ сохранил национальное автомобилестроение

       Именно такими словами охарактеризовал деятельность Волжского автозавода в ушедшем году и столетии первый вице-президент - первый заместитель генерального директора АО "АВТОВАЗ" Николай Ляченков во время встречи с представителями пресс-центра.

       Главный итог работы и существования АВТОВАЗа была реализация проблемы автомобилизации страны. Ведь еще каких-то тридцать лет тому назад, наши улицы были совсем другими, на них не было столько автомобилей. Они не считались средством передвижения, были малодоступны для рядового человека. Но вот с появлением автозавода в Тольятти в России все резко изменилось. Создан народный автомобиль, который стал ближе широким слоям населения, простым людям. Автомобиль изменил образ жизни, он стал необходимым атрибутом жизни и символом свободы. Сегодня многие уже не могут представить свою жизнь без него. Автомобильный транспорт это средство для реализации многих жизненно важных процессов. Около 20 миллионов машин выпущенных за 30 лет работы, это довольно серьезный показатель, если еще учесть, что вазовская малолитражка стала для жителей нашей страны российским автомобилем ХХ века. Из них около 20 % продано за рубеж, а остальные находятся на внутреннем рынке. Основным нашим потребителем был и будет частный покупатель. Наш стратегический план направлен на укрепление марки выпускаемых автомобилей, как символа национального автомобилестроения.
       За счет развития отечественной автомобилизации, начался новый толчок развития промышленного производства компонентов для автомобиля. Появились новые виды производства и развивались существующие - полимерные материалы, автомобильная электроника, шинная промышленность и многие другие. Возникновение многих предприятий во многом обязано АВТОВАЗу, связано с его новыми техническими требованиями.
       Автозавод сейчас, в основном, не зависит от иностранных поставщиков, ни по одной позиции материалов. Все компоненты могут изготавливаться силами российских заводов. Автомобильная промышленность России самодостаточна.
       Развитие ВАЗа способствовало появлению новых вакансий. Производство комплектующих, материалов, сфера обслуживания автомобилей и строительство дорог - все это рабочие места, которые дал Волжский автозавод.
       Ушедший 2000 год Волжский автозавод закончил успешно по всем показателям. Мы удержали и продолжаем удерживать позиции на рынке. Появление автомобилей нового семейства ВАЗ-2110 позволило нам снова заинтересовать покупателя на западных рынках. Это Германия, Франция, Испания, Португалия, Греция, страны Северной Европы. Присутствие на зарубежных рынках позволяет держать уровень продукции в соответствии с мировыми стандартами. В прошлом году успешно реализована программа развития сборочных производств в России и за ее пределами - на Украине, в Южной Америке, планируется сборка в Казахстане. Эти мероприятия позволяют преодолевать жесткие таможенные барьеры, повышать рентабельность.
       Идет полным ходом реформирование структуры АВТОВАЗа, производственно-хозяйственной системы. Сформирован управляющий центр, который является элементом холдинговой структуры. Выделены бизнес-единицы, являющиеся самостоятельным субъектом бизнеса и они наделены достаточно большими правами. Стратегия технического и социального развития, реформирования акционерной компании ясна и будет выполняться.
       Несмотря на крайний дефицит финансов на развитие, ведутся программы подготовки новых моделей на ближайшее десятилетие и более дальний период. У АВТОВАЗа есть ясное видение на ближайшие десять лет, его стратегия определена полностью и она имеет реальные шансы на реализацию. Предприятие продолжает искать инвесторов, и оно открыто для дальнейшего развития производства. Собственных финансовых ресурсов недостаточно для интенсивного обновления модельного ряда и на приемлемых условиях ВАЗ готов принять инвестиции.
       Главное удалось сохранить коллектив. Развитие производства позволяет избегать сокращения персонала и даже незначительно его увеличить. Сохранены основные объекты социальной сферы: стадион, Дворец спорта, Дворец культуры, Универсальный спортивный комплекс, профилактории и диагностический центр. Разработана и реализуется собственная ипотечная программа. На 2001 год заложены большие объемы выпуска автомобилей, что позволило увеличить число рабочих мест.
       Чтобы исключить неправильное толкование своих поступков, действий и шагов, АВТОВАЗ максимально открыто старается через средства массовой информации освещать свою деятельность. Проводится реформирование пресс-центра. С целью объективного освещения положения дел, предприятие остается открытым и честным по отношению к общественности. Развивается система собственного телевидения и радиовещания. Проводятся пресс-конференции и брифинги, на которых руководители всех уровней разъясняют политику АО, отвечают на вопросы журналистов, дают интервью.
       Теперь любой желающий может ознакомиться с итогами деятельности нашего предприятия в недавно выпущенном отчете за 1999 год. Это еще раз подтверждает открытость акционерного общества. Анализ публикаций в СМИ показывает, что преобладает объективное отражение ситуации на Волжском автозаводе.
       Иногда огорчали "наезды" со стороны государственных структур. Хотя, как известно мы легко проверяемы, проводить сомнительные действия нам не только невозможно, но и не дальновидно. Тем более известно, что на заводе сохранилась система государственной отчетности, которая позволяет точно и беспристрастно контролировать предприятие по всем направлениям его деятельности. К сожалению, когда все эти обвинения рассыпаются, ожидать извинений не приходится. Но уже сегодня мы видим новые взгляды у нынешнего правительства. Нас радует тон, который задает президент и премьер-министр в отношении развития отечественной промышленности, всего потенциала России. Наши отношения с государством отрегулированы на базе договоров. Долг в Федеральный бюджет реструктуризирован на 10 лет и ежемесячно выплачивается по частям согласно графику. То же самое и в отношении областного и городского бюджета. Мы регулярно и своевременно выплачиваем текущие платежи во все налоговые инстанции и фонды. Государство может помогать в создании атмосферы, в котором благополучно развивался бы бизнес законодательными акциями, а не обязательным финансированием, на которое мы и не рассчитываем.
       Коллектив акционерного общества "АВТОВАЗ" делает все, чтобы в будущем наши поколения говорили "АВТОВАЗ: 40 или 50 лет спустя…". Я думаю, сказал в заключение Николай Ляченков, что история завода, особенно последних десятилетий, со временем получит оценку как коллективный подвиг, который позволил сохранить национальное автомобилестроение и развить российскую промышленность.


Михаил Арсентьев,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
4 января 2001 г.