Как правило, очередное повышение цен на автомобили на досужем уровне объясняется
повышением себестоимости производства. "Конечно, себестоимость - очень важная
подпорка для цены, - говорит начальник управления маркетинга АО "АВТОВАЗ" Алексей
Борисоглебский. - И у нормального хозяйственника это боль "номер один". Но себестоимость
не является первопричиной, по которой происходит изменение цен." Вот как Алексей
Владимирович комментирует процессы ценообразования:
- Прежде всего, нужно разделять отпускные
цены автозавода и розничные цены у дилера. Сначала рассмотрим первое.
Если мы говорим о том, что строим отношения
между продавцом-заводом и покупателем-дилером, то соответственно должны и обеспечить
интересы друг друга. Давайте разберемся, что произойдет, если мы вдруг снижаем
цены на какую-то модель автомобиля. Тем самым создается ситуация, когда мы на
рынок выводим один и тот же товар, но с двумя разными ценами. У одного нашего
партнера, который взял автомобили раньше, цена выше. У другого, более "позднего"
- ниже. Первый партнер если не банкротится, то терпит колоссальные убытки. У
него есть два варианта поведения. Первый - ждать, пока конкурент продаст свои
автомобили по низкой цене и после этого выходить со своим товаром, но где гарантия,
что завод не продолжит ценовой демарш? Второй: в убыток себе продать свои "дорогие"
автомобили дешевле, в надежде потом взять по низким ценам. Таким образом, снижение
заводом цен, когда мы работаем в условиях предоплаты, исключительно пагубно
сказывается на дилерах и на отношениях между партнерами. Об этом я говорю не
голословно. Все это Волжский автозавод проходил в 1999 году, когда был вынужден
срочно искать деньги на покрытие первоочередных затрат и потому предлагал определенные
скидки на крупные партии автомобилей. Делая, как нам казалось, благое дело -
привлекая деньги вперед, - мы тем самым разрушали экономику тех предприятий,
которые старались работать планово.
В 2000 году на заседании Ассоциации дилеров
мы заявили, что отпускная цена на автомобили снижаться не будет. Обратимся к
опыту 2000 года. Темпы инфляции в России составили порядка 20-22 процентов.
В то же время наши автомобили подорожали на 17 процентов. То есть, коэффициент
роста наших цен от уровня инфляции составил 0,8. Примерные расчеты на этот год
выглядят следующим образом: если взять нынешние заявления Правительства, цифры,
на основании которых сделан бюджет, там предусмотрена инфляция на уровне 12-13
процентов. Применив к этим цифрам тот самый коэффициент 0,8, получим 10. То
есть, на столько процентов должны подорожать наши автомобили в 2001 году. Но
это слишком хорошо, чтобы быть реальностью.
В течение года темпы инфляционных процессов
то замедляются, то ускоряются. Если посмотреть на графики изменений денежной
массы в стране и цен на наши автомобили, то можно заметить, как уровень цен
с определенной задержкой повторяет уровень денежной массы. И в том же пресловутом
1999 году, когда в октябре мы вынуждены были ввести скидки, та потеря в деньгах
была компенсирована чрезвычайно высоким ростом цен в марте, апреле и начале
мая 2000-го. Но и это еще не все. Существует масса событий на уровне катаклизмов
как в самой экономике, так и около нее. Это когда потенциальные покупатели,
будучи напуганными слухами, псевдоаналитическими прогнозами о предстоящем росте
цен, пытаются любыми способами реализовать свои покупки. Так было, когда говорили
о декларировании своих доходов при крупных покупках, в том числе и автомобилей.
Ценовую политику АВТОВАЗа сейчас можно
выразить просто: отпускная цена на автомобили будет подниматься, примерно отслеживая
уровень инфляции с коэффициентом 0,8 и учитывая экономические, макроэкономические
и среднеуровневые показатели.
То, что интересует покупателя в магазине
- розничные цены. Это уже совсем не то, что отпускная цена для дилера. В розничной
цене уже дилер преследует свои цели и отслеживает немного иные процессы. Для
него важно обеспечить оборот средств. И ради этого дилер иногда идет на снижение
цен на автомобиль. Здесь розничный покупатель уже не может ориентироваться на
те законы, на которые ориентируемся мы при работе с дилером. Кроме того, на
этом рынке отслеживаются такие нюансы, которые сложно учесть в крупном производстве.
Например, это предпочтения, которые могут зависеть от времени года и географии.
Можно сказать, что дилер в отношениях с
розничными покупателями придерживается тех тенденций, которые диктует ему производитель.
Условно говоря, если завод повышает цены, то и дилер попытается их поднять.
Но если рынок ему не позволит этого сделать, то цена может не только не вырасти,
но и снизиться.
На наших базовых центрах по всей России
работают 35 маркетологов, которые каждый из своего региона регулярно два раза
в неделю поставляют нам в Тольятти информацию о состоянии местного рынка. Таким
образом, мы ориентируемся на общую ситуацию в стране. При принятии решения об
изменении отпускной цены рассматриваются не только сегодняшние абсолютные величины
сложившихся цен на рынке, но и все факторы, влияющие на процессы ценообразования.