Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
ЛИЗИНГ НА АВТОВАЗе

       Одной из сравнительно новых форм реализации продукции на мировом рынке машин и оборудования, получившей за последние 30-40 лет широкое распространение, являются лизинговые операции.
       Есть основания полагать, что изучение вопросов лизинга сейчас приобретает достаточно большое значение для производителей промышленной продукции. В силу острой нехватки денежных средств на закупку необходимого сырья и материалов оплачивать одновременно еще и импортное оборудование практически невозможно. В ситуации, когда отказаться от закупок импортного сырья и материалов довольно затруднительно, можно заключить договор лизинга оборудования с лизинговой фирмой, что избавит производителя продукции от крупного единовременного платежа.
       Первые лизинговые фирмы являлись филиалами промышленных компаний, которые находили в лизинге новые возможности сбыта производимой ими продукции.
      
В последующее время коммерческие частные банки, финансовые и кредитные организации, страховые компании, промышленные группы проявляли интерес к деятельности лизинговых фирм- филиалов промышленных компаний и создали "самостоятельные" лизинговые фирмы. Интересно, что в США в 1952 году лизинговые фирмы подписали контрактов на 10 млн. долларов, в 1959 году - на 300 млн. долларов, в 1961- на 700 млн. долларов, а в 1965 году этот рубеж достиг уже 1 млрд. долларов.
       Имущество, получаемое по лизингу, не оплачивается заранее, оно не требует немедленного вложения живых денежных средств от лизингополучателя.
       Оплата лизинговой сделки производится в течение длительного срока и из средств, полученных в результате эксплуатации имущества, приобретенного по лизингу. Режим лизинговых выплат устанавливается с учетом индивидуальных возможностей лизингополучателя и особенностей эксплуатации лизингового имущества.
       Предприятие, желающее получить для своего оснащения какое-либо оборудование, имеет для этого две возможности.
       Первое - это покупка за счет собственных средств (при наличии необходимой ликвидности) или за счет заемных средств (в случае нехватки ликвидности: кредитное финансирование).
       Второе - это аренда. В этом случае возникает проблема - найти того, кто этим оборудованием располагает и в тоже время готов сдать его в аренду, по возможности, на долговременной основе. Подобная сделка может быть связана с большими трудностями, поскольку предприятие, торгующее оборудованием, ориентируется, как правило, на продажу, а не на аренду своей продукции.
       Выход из такой ситуации состоит в поиске того, кто был бы готов купить оборудование в интересах третьего лица с тем, чтобы сдать его в аренду.
       В течение всего инвестиционного срока сохраняется ликвидность имущества, т.е. продукт "лизинга" не связан в капитале в виде средств производства и позволяет увеличить рост оборотного капитала.
       За счет отнесения лизинговых платежей к производственным расходам можно уменьшить размер налогооблагаемой прибыли (платежи по операции лизинга относятся на себестоимость продукции).
       Лизинговое имущество не облагается налогом на имущество для лизингополучателя, так как находятся на балансе у лизингодателя.
       Предприятие экономит финансы на трансакциях и административных расходах, оно не проводит трудоемкие операции по приобретению, содержанию, ликвидации имущества. Все операции по закупке, доставке, установке, наладке, обслуживанию берет на себя лизингодатель (который договаривается с поставщиком).
       В конце лизингового контракта существует альтернатива: выкупить оборудование по остаточной стоимости, обменять его на более совершенное или продлить соглашение, что облегчает принятие решения по реконструкции и развитию производственной базы предприятия.
       Перечисляя все преимущества лизинга необходимо отметить, что НДС и таможенные пошлины - были серьезными препятствиями для многих инвестиционных проектов. Раньше оборудование необходимо было выкупать у таможни, если оно было приобретено в кредит. В 1998 году был принят Закон о лизинге, и уже теперь можно начинать производство на новом оборудовании, не производя крупных единовременных выплат. Теперь нет необходимости оплачивать таможенные пошлины при ввозе техники. Они оплачиваются поэтапно, в зависимости от сроков аренды. Платить налоги из прибыли нет необходимости, так как суммы, затраченные на лизинговое оборудование, закладываются с себестоимость произведенной продукции.
       Насколько актуальна проблема обновления технического перевооружения для ВАЗа, объяснять не надо. Сегодня все оборудование в акционерном обществе и заводах-смежниках приобретается по контрактам. Уже сейчас заводу необходима собственная лизинговая компания, что значительно поможет автозаводу с инвестициями. На АО "АВТОВАЗ" поняли какие выгоды могут принести лизинговые операции.
       Об этом выступили в журнале "Тольятти-Менеджер" первый вице-президент- первый заместитель генерального директора Волжского автозавода Н. В. Ляченков и начальник управления оборудования АО "АВТОВАЗ" И. Д. Дульцев.
      
"Существует такая форма привлечения средств, как предоставление оборудования в лизинг. Это очень интересная система, она позволяет освободить большие средства из прибыли. Чтобы развить это направление, принято решение о создании собственной лизинговой компании. Создана рабочая группа по ее формированию и в скором времени компания будет учреждена. Со временем работа лизинговой компании от головного предприятия постепенно распространится на все АО и его смежников"- говорит Николай Васильевич Ляченков.
       Н.В. Ляченков дал понять, что уже невозможно не принимать во внимание накопленный мировой опыт. В стране сформирована законодательная база, и уже есть первые результаты подобной работы. Продолжать тратить достаточно большие средства из прибыли на техническое перевооружение, создание новых производств в жестких нынешних рыночных условиях невозможно.
       Лизинговую компанию предполагается создать на основе управления оборудования ВАЗа. Уже подготовлен Устав компании ЗАО "АВТОПРОМЛИЗИНГ", которая будет со 100 % капиталом АВТОВАЗа заниматься лизинговой деятельностью для всего АО. Министерством экономики Российской Федерации выдана лицензия на осуществление лизинговой деятельности, так что теперь, такой промышленный российский автогигант, сможет закупать оборудование без использования свободных средств и привлечения огромных капиталовложений в кредит. Это очень отрадно, если учесть, что по предварительным расчетам для постановки на производство семейства моделей ВАЗ-1118, 1119 необходимо около 1 миллиарда долларов.
      
"Сегодня на заводе происходят структурные преобразования, создаются так называемые бизнес-единицы. У завода появляется возможность передавать собственное оборудование через вклад в уставной капитал лизинговой компании в лизинг этим подразделениям. В свою очередь, бизнес-единицы смогут относить лизинговые платежи на себестоимость. В конце концов, продажа собственной продукции - автомобилей, крупных узлов - по лизинговым схемам даст толчок к развитию более гибкой системе продаж , позволит легче переносить возможные проблемы со сбытом"- подчеркнул Иван Дмитриевич Дульцев.
       Очевидно, что экономический эффект от подобных нововведений трудно переоценить. Все это укрепляет имидж акционерного общества "АВТОВАЗ" как современного, динамичного производства, думающего прежде всего о нуждах своих смежниках и клиентов.


Арсентьев Михаил,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
26 февраля 2001 г.