Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
"Шевроле - НИВА выберет лучших"

       Традиционная встреча президента - генерального директора АО "АВТОВАЗ" с представителями средств массовой информации состоялась в минувший четверг, накануне Дня защитника Отечества. А.В. Николаев поздравил всех журналистов и читателей, которые имеют к празднику самое непосредственное отношение.
       Коллеги по газетно-телевизионному делу живо интересовались теми вазовскими вопросами, которые на страницах "ВА" освещались достаточно подробно: сотрудничество с ЮТАК, реформирование, экономический финал года, увеличенная программа - 2001. Но, пожалуй, самой интригующей для участников пресс-конференции стала тема подписания соглашений с "Дженерал Моторс": по этому поводу задано преобладающее число вопросов.
       Свои ответы Алексей Васильевич начал с сенсационного, хотя и давно ожидаемого сообщения:

       - Высшим руководством GM одобрено создание совместного предприятия, о чем будет официально заявлено на Женевском автосалоне. Соглашение трехстороннее: GM, АВТОВАЗ и Европейский банк реконструкции и развития (в качестве соучредителя). Думается, в течение марта вопросы создания совместного предприятия решатся. Речь идет об изготовлении "Нивы"-2123. Предполагается, что название несколько изменится - на "Шевроле - Нива", программа - до 90 тысяч в год (цифра еще будет уточняться), начало производства - последний квартал 2002 года. Предварительная стоимость автомобиля - 8 тысяч долларов.
       Мы будем продолжать изготавливать в опытном производстве эти "Нивы", размещать их в системе техобслуживания, чтобы в этой службе получше изучили новую модель. В этот период новую "Ниву" как товарный автомобиль продавать не будем.

       - Не переманит ли новое совместное предприятие лучшие вазовские кадры, лучшие "мозги"?

       - Им столько не нужно, сколько есть на ВАЗе. А если серьезно, не сомневаюсь, зарплата там будет выше, чем на АВТОВАЗе, потребуется конкурс для желающих туда попасть. Но это не заденет имиджа ВАЗа.

       - Изменится ли новая "Нива" по дизайну, конструктивно, если будет выпускаться совместно?

       - Нет.

       - А смогут ли работать с совместным предприятием отечественные дилеры и поставщики?

       - Конечно, GM хотел бы иметь свою дилерскую сеть. Но мы в договоре отстояли сеть АвтоВАЗтехобслуживания. В течение трех лет GM активно и дотошно исследовал российские предприятия-поставщики. И многие из них вообще не соответствуют требованиям нашего партнера. Тот из поставщиков, кто найдет в себе силы обеспечивать качество и нужное количество по приемлемой цене - добро пожаловать к сотрудничеству, все в руках самих поставщиков.

       - Почему вместо прекрасного названия "Новая "Нива" появилось "Шевроле-Нива"?

       - В GM вообще хотели дать название без "Нивы", мы же настояли на обязательном присутствии этого слова.

       - Отдадим "Ниву" - оставим ВАЗ без собственного внедорожника?

       - Отдадим "Ниву" - оставим ВАЗ без собственного внедорожника?

       Следующая тема перенесла участников пресс-конференции в Женеву.

       - По весне здесь проходит очень серьезный автосалон с коммерческим уклоном. То есть посетитель может тут же заказать увиденную и полюбившуюся модель. Одновременно этот автосалон как лакмусовая бумажка определяет степень востребованности марок автомобилей покупателем. АВТОВАЗ представлен пятью моделями: ВАЗ-2110, 2111, 2112, "Нива"-21214 и концептуальная модель "Лада - Родстер".
       А.В. Николаев подчеркнул, что попасть в число участников Женевского автосалона непросто (далеко не каждой компании предоставляют это право) и престижно. И вновь к событиям на АВТОВАЗе. Президент АО заметил, что информацию о заседании совета директоров от 8 февраля пресса успела сопроводить всяческими домыслами и невероятными предположениями.
       - А на самом деле ничего особенного не было. На этом заседании мы обязаны были по уставу АО рассмотреть предложения, поступившие от акционеров. 3 тольяттинские компании и 3 зарегистрированных на Кипре сумели скупить чуть более двух процентов вазовских акций, что дает им возможность вносить в совет директоров предложения для собрания акционеров. Они и внесли: ввести в совет еще трех человек, "участников ассоциации фондового рынка". Что ж, это будет решаться акционерным собранием. Другое предложение группы: "Акции АО, находящиеся в собственности дочерних и независимых обществ, не участвуют в голосовании на общих собраниях акционеров АО. Голоса по ним не учитываются при внесении предложений в повестку дня общих собраний акционеров, при выдвижении кандидатур в совет директоров; дивиденды по ним не начисляются". Это отклонено, так как не соответствует закону РФ.
       Думаю, вам и вашим читателям будет интересно узнать, что на фондовом рынке продолжается рост акций АО "АВТОВАЗ". Это явление ожидаемое, ведь Общество работает устойчиво, с хорошей перспективой. На 21 февраля цена наших обыкновенных акций составила $ 4,92.
       Корреспондент "ВА" попросил ответить на два вопроса. Первый касался акций ВАЗа, которые растут в цене на бирже, но дивиденды по которым акционеры не видят.
       - Наши акции будут высоко цениться, я уверен в этом. Если бы различные политико-хозяйственные маневры не помешали предприятию, мы бы давно выплачивали проценты по акциям. А сейчас имеем зафиксированные долги, и никуда от них не денешься.
       Тем не менее через год, надеюсь, появится возможность реализовать мечту о дивидендах.
       Второй вопрос касался сценария, который разворачивается ГАЗе. Как относится президент к происходящему на родственном предприятии? Рассматривает ли руководство "СибАлюминия" в качестве потенциального инвестора?
       - Мне до сих пор непонятна идеология, которой руководствуются металлурги, берясь играть в машиностроителей. Такого в практике мирового автомобилестроения еще не было. "Сибирский алюминий" в свое время задрал цены на свой металл в 4 раза. У них из-за этого рентабельность в 12 раз выше, чем в нашей отрасли. Скопили таким образом капитал и ринулись на ГАЗ. Но чтобы сделать конкурентоспособную "Волгу", надо очень много средств и усилий. Дай Бог, чтобы все получилось. Мы не ощущаем, скупает ли "СибАл" наши акции или нет. Таких сведений не имеем, хотя вопрос интересный. Но известные нам владельцы крупных пакетов акции АВТОВАЗа не продают. "СибАл" заявлял, что не хочет заниматься ВАЗом, но такие заявления он делал и по ГАЗу.
       Буквально на днях А.В. Николаев вернулся из Набережных Челнов, этот город он посетил в качестве почетного и самого дорогого гостя на праздновании 25-летия Камского автомобильного. Перечислив этапы столь долгого и верного сотрудничества двух автогигантов - ВАЗа и КАМАЗа, Алексей Васильевич проинформировал:
       - Я встречался с президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым, который подтвердил свою заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с ВАЗом по производству "Оки". Сегодня мы планируем воспользоваться свободными мощностями на литейном заводе КАМАЗа для изготовления деталей для ВАЗа. В частности: блока цилиндров для "Оки", ВАЗ-2106 и других. Так что сотрудничество обоих предприятий благополучно перешло в следующий век.


Рина МАРКОВА,
газета "Волжский Автостроитель"
информация предоставлена
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
26 февраля 2001 г.