Вазовская "десятка" сегодня - единственный легковой серийный автомобиль российского
производства, многие детали кузова которого, для защиты от коррозии, выполнены
из оцинкованного стального листа. Вес защищенных деталей - 52 процента от веса
кузова. Большинство их покрыто цинком электролитическим способом (электроцинк),
который применяется на "десятке" с самого начала, причем импортный материал
целенаправленно заменяется отечественным. Только за период с 1998 по 2000 годы
это позволило на каждом кузове получить экономию в 1727 рублей.
Отказавшись от импортного проката на боковину
кузова, специалисты АВТОВАЗа приняли решение, чтобы штамповать ее из отечественной
рулонной стали, впервые в отечественном автостроении покрытой не электроцинком,
а методом горячего оцинкования. Чтобы выполнить заказ АВТОВАЗа, на Новолипецком
металлургическом комбинате использовали сталь со сверхнизким содержанием углерода,
категории ОСВ (особо сложной вытяжки). Для того, чтобы добиться нужной толщины
защитного слоя в 6-10 микрон, которая облегчает сварку оцинкованной боковины,
липецкие металлурги в сжатые сроки провели реконструкцию агрегата горячего оцинкования,
модернизировав, в частности, воздушные ножи, которые формируют толщину покрытия
и его структуру. Полученный результат стал Событием в российской металлургии,
найдя отклик на страницах специализированных журналов. Рулонный металл с двухсторонним
покрытием на боковину "десятки" уже поступает на АВТОВАЗ.
В
европейских автомобильных компаниях все шире применяется горячеоцинкованный
прокат. Не последнюю роль играет фактор цены - он дешевле металла, оцинкованного
электролитическим способом. И на новой "Ниве", и на автомобилях семейства "Калина"
внутренние детали кузова планируется изготавливать из горячеоцинкованного листового
материала, в то время как наружные будут электрооцинкованными. Безусловно, при
этом будет учтен опыт, наработанный липецкими металлургами и отделом новых материалов
АВТОВАЗа.