В сорока километрах от Санкт-Петербурга, в Красном Селе, есть маленькая территория
АВТОВАЗа. Фирменный флаг развевается на крыше здания, приглашая войти. Фирменная
эмблема украшает торговый салон. Знакомая ладья в овале, а под ней лаконично:
"Питер-Лада". Это имя знает каждый автолюбитель не только в Ленинградской области,
но и в Новгородской, Мурманской областях. Потому что именно в акционерном обществе
"Питер-Лада", официальном дистрибьютере АВТОВАЗа, решается судьба тысяч автомобилей
марки "ВАЗ" во всем Северо-Западном регионе.
Самому "крайнему" северо-западному предприятию
АвтоВАЗтехобслуживания в прошлом году исполнилось 25 лет. Четверть века - возраст
для предприятия солидный. Тем отраднее, что с каждым годом своей работы "Питер-Лада"
становится только современней. Из вчерашнего Ленинградского спецавтоцентра ВАЗа
выросло крупное акционерное общество, которое сегодня объединяет управление
региональных поставок, широкую дилерскую сеть, ряд станций техобслуживания по
городу и области. Кроме того, "Питер-Лада" - это еще и прекрасный коллектив,
с которым можно браться за воплощение самых интересных идей.
Руководитель любого предприятия АвтоВАЗ-техобслуживания
знает: хочешь внедрить у себя какое-то новшество - поезжай вначале на "Питер-Ладу",
наберись опыта. Потому что, как правило, именно здесь рождаются замечательные
проекты, реализация которых повышает уровень сервиса и, как следствие, привлекает
клиентов к фирменной вазовской сети. Кто впервые ввел дисконтные карточки для
постоянных клиентов, дающие право 10-процентной скидки на ремонт? "Питер-Лада".
Кто вывесил в торговом зале огромное табло, где официально расписана стоимость
нормо-часа на каждую из услуг, дабы у клиента не возникало никаких сомнений
в тонком вопросе оплаты? "Питер-Лада". Кто первым в России начал предоставлять
два года гарантии на продаваемые автомобили "ВАЗ"? "Питер-Лада". Кто впервые
начал осуществлять продажу вазовских автомобилей через... Интернет? Опять же
"Питер-Лада"! (Между прочим, только в дни Санкт-Петербургского автосалона-2000
через глобальную сеть было продано 26 машин). И это только несколько примеров
"навскидку". Просто сама жизнь подсказывает, что только развитие может удержать
компанию на рынке - и это особенно актуально именно для Северо-Западного региона,
где идет постоянное наступление через Финляндию и Прибалтику заграничного автомобильного
"секонд-хэнда".
- Мы работаем, а работа уже подразумевает под собой развитие, - рассказывает о нынешнем состоянии дел в "Питер-Ладе" генеральный директор акционерного общества Владислав Рыдаев. - За последний год у нас изменилось очень многое. С помощью нашей дочерней лизинговой компании мы обновили парк оборудования: поставили 27 новых подъемников в цехе, установили более совершенную линию диагностики, силовой стенд сделали, провели капитальный ремонт окрасочного оборудования. Структурно у нас в этом году реорганизована служба сервиса и создан отдел по работе с клиентами. Это фактически единственный прецедент по системе, когда есть отдел, который занимается не качеством ремонта угла затяжки гайки и тому подобным, а уровнем сервиса для клиента, за который он в конечном итоге и платит деньги в кассу.
Не так давно "Питер-Лада" стала обладателем сертификата стандарта качества ИСО-9002. Но это - только начало. Именно теперь начинается настоящая работа, считают здесь.
- Наша задача, - говорит Владислав, - сделать так, чтобы все стандарты нашли
свое конкретное применение и чтобы мы смогли увидеть реальные результаты - как
экономические, так и объемные. Это все нужно внедрять. Сейчас к нам заезжает
в среднем 120 автомобилей в день. Получается конвейер. Имея такую очередь, мы
не можем обеспечить индивидуальный уровень сервиса клиенту. Бывает, что приезжает
автовладелец, мы диагностируем его автомобиль, делаем какой-то мелкий ремонт,
и вдруг выясняется, что ему нужен, например, сложный ремонт коробки передач.
Что мы говорим клиенту? Слушай, приезжай к нам через два дня, мы тебе все сделаем.
Он отвечает: я добрался до вас, отстоял час в очереди, я вам хочу заплатить
деньги, но вы мне все сейчас сделайте, я к вам не хочу через два дня приезжать.
А мы этого сделать не можем, потому что у нас еще стоит 100 машин за ним, и
клиенты тоже ждут, когда возьмут их машины на подъемник. Здесь появляется противоречие,
и решить ситуацию мы можем, только лучше планируя нагрузку на ремонтную зону
и оставляя резерв для обслуживания каждого автомобиля. То есть уйти от конвейера
- вот наша задача. Любой человек делает первый шаг к обслуживанию своего " автомобиля
с той минуты, когда его приобретает. В 2000 году АО "Питер-Лада" реализовало
более 11 тысяч автомобилей, сохранив за собой лидерство по количеству продаж
в регионе. И в этом тоже большая заслуга тех новаций, которые успешно внедряются
на предприятии. "Питер-Лада" первой подписала с АВТОВАЗом дистрибьютерское соглашение
нового установленного образца. Сегодня по этому соглашению компания сотрудничает
с 20 дилерами по всему региону. А филиалы "Питер-Лады" и фирменных вазовских
автоцентров в Петрозаводске, Пскове, Новгороде, Мурманске даже имеют возможность
выбрать автомобили из числа тех, которые еще находятся в пути, или в управлении
региональных поставок и на оптовом складе.
Цвет, номер кузова, розничная цена и местоположение
того или иного автомобиля - на все есть ответ в автоматизированной системе учета,
внедренной на предприятии и охватывающей торговлю автомобилями, запасными частями,
сервисное обслуживание и т. п. За семь дней, пока идет автомобиль с завода,
здесь для него уже найдется будущий покупатель. АВТОВАЗу осталось довести до
конца программу по кодовой сборке, а здесь, в Питере, уже все готово к тому,
чтобы потребитель мог ЗАКАЗАТЬ автомобиль нужного цвета и комплектации.
Вот такая борьба за рынок. Да, мы не упомянули
о том, что "Питер-Лада" занимается еще и внешним тюнингом вазовских машин. Как
говорит Владислав Рыдаев: "Мы должны использовать весь инструментарий, чтобы
привлечь к себе внимание клиентов. И если человеку нужно взять автомобиль таким,
каким он хочет, - будь то доработка по тюнингу, дополнительное оборудование,
сигнализация, регистрация в ГИБДД и так далее, мы должны ему все это предоставить".
Настоящий подход хозяйственника и бизнесмена.
Откуда это у 31-летнего генерального директора АО "Питер-Лада"? Разумеется,
свою роль сыграли два высших экономических образования - российское и западное
(в том числе диплом МВА - "Magister of business administration"). Но другой
немаловажной причиной стало то, что в творческой атмосфере "Питер-Лады" Владислав
вращается... не будет преувеличением сказать, с самого детства. За 20 с лишним
лет, что руководил предприятием его отец, Борис Александрович Рыдаев (и продолжает
руководить сейчас, но уже в ранге председателя совета директоров), здесь возникла
обстановка полного взаимопонимания и свободы в реализации интересных проектов.
Большинство нынешних руководителей фирмы начинали когда-то на автоцентре в Красном
Селе рядовыми сотрудниками. Первый заместитель генерального Николай Иванович
Буряк работал поначалу слесарем-приемщиком, затем (после учебы в вузе) - парторгом,
начальником отдела, директором станции, главным инженером. В 1975 году расчетчицей
сюда устроилась Тамара Михайловна Вызова, нынешний главный бухгалтер компании.
И таких примеров можно привести множество.
По сей день Борис Александрович Рыдаев
не оставляет родное предприятие. Забот по-прежнему хватает, ведь "Питер-Ладе"
каждый день нужно решать десятки труднейших задач - от сохранения своего положения
на рынке региона до управления политикой цен и уровнем продаж в городе.
- Наше настроение сегодня? Настроение прежнее
- только бой, - отвечает на вопрос Борис Александрович. - А как иначе? Директор,
который перестает развиваться, строить, - он гибнет. Надо все время развиваться.
Под лежачий камень вода не течет - это мы так говорим. А молодые, знаете, как
говорят? "Под лежачий камень мы всегда успеем"!
Как говорится, "в каждой шутке есть доля
шутки". Новый век только начался, поэтому для "Питер-Лады", "дистрибьютера номер
один" АВТОВАЗа, простор для воплощения все новых и новых проектов действительно
просто бесконечный.