Недавно на совещании у вице-премьера Ильи Клебанова обсуждались вопросы состояния дел и перспективы отечественного автомобилестроения. По имеющейся информации, на 19 апреля намечено очередное совещание по этому вопросу. По просьбе "Века" ситуацию комментирует председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир КАДАННИКОВ.
- Владимир Васильевич, какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли являются наиболее существенными?
- Прежде всего это общее состояние имеющегося в стране парка автомобилей. Из
порядка 19 миллионов легковых автомашин 48% имеют срок эксплуатации свыше десяти
лет. Еще 22% имеют срок эксплуатации от пяти до десяти лет. Иными словами, парк
очень старый. В последние несколько лет в страну ввозилось 250-350 тысяч подержанных
иномарок ежегодно. Этот факт несет достаточно много отрицательных моментов:
такие автомобили дороги в эксплуатации, нельзя гарантировать их безопасность
на дорогах, нельзя сказать, что они отвечают современным экологическим нормам.
Ну и в конце концов это деньги, которые "уходят" из России. В то же время из
1,260 млн. автомобилей, проданных в прошлом году в России, только 930 тысяч
машин были собственного производства. Люди просто вынуждены покупать иномарки.
А поскольку доходы у наших граждан более чем скромные, они покупают подержанные
машины. Каков вывод? Необходимо увеличить производство отечественных легковых
автомобилей настолько, чтобы удовлетворить спрос.
Другой момент. Почти все автомобили, выпускаемые
в стране, относятся к среднему классу машин - "C". В самом маленьком классе
- "A" - у нас производится только "Ока". Где-то 50 тысяч в год. В классе "B"
(типа "Рено Клио" или "Опель Корса") у нас совсем нет автомобилей. В классе
"D" - только "Москвич" с известным качеством и в недостаточном количестве, а
в классе "E" - только "Волга". И ее тоже мало. Необходимо расширить спектр предлагаемых
автомобилей.
Все это - база для обсуждения, которое
вице-премьер наметил продолжить 19 апреля.
- В свое время автомобилестроение в США "вытащило" из кризиса как промышленность, так и всю экономику в целом. Способен ли на подобное отечественный автопром?
- Тезис, что "автомобиль вытащил Америку", стал в определенном смысле расхожим
понятием. В принципе в любой стране на одного работающего в автомобилестроении
приходится 6-7 рабочих мест в смежных областях. А они в свою очередь обеспечивают
занятость еще около 12 человек.
Да, выпуск автомобилей "вытягивает" многие
отрасли. Достаточно вспомнить, что у нас в стране, скажем - на ВАЗе, при постановке
на поток переднеприводных автомобилей было освоено производство только новых
материалов около 1,5 тысячи наименований. То есть можно утверждать, что российское
автомобилестроение способно поддержать промышленность страны.
- Реально ли через 4-5 лет выпускать на "АвтоВАЗе" более 1 миллиона автомобилей?
- Если принять определенные меры, то к 2006 году реально довести производство
до 1 миллиона. Но я полагаю, что следует учитывать возможности не только ВАЗа.
В России сегодня "гуляет" значительное количество мощностей. Например, почти
не используются мощности Ижевского автомобильного завода, где можно было бы
выпускать в год до 250 тысяч автомобилей, а выпускается только несколько десятков
тысяч. Интересны возможности Таганрогского автомобильного завода, где осуществляли
сборку корейских автомобилей. Сейчас завод простаивает, но там есть окраска,
сварка, возможности сборки 120 тысяч автомобилей в год. В это производство вложено
более 300 млн. долларов. Этот завод надо использовать обязательно.
Таким образом, увеличить производство возможно.
Надо только разработать новые модели, двигатель.
- В каком состоянии находится сейчас проект "Шевроле-Нива", когда этот автомобиль будет запущен в серийное производство?
- Сегодня мы - на стадии оформления необходимых документов для регистрации. А сама работа по постановке автомобиля на производство не прекращалась, она идет полным ходом. До конца апреля, я думаю, все бумаги по созданию совместного предприятия в основном будут согласованы. Мы поставили себе планку до 18 мая полностью завершить все бумажные дела. Начало массового производства планируем на сентябрь 2002 года.