Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
По материалам газеты "ВЕК" № 15, 13-20 Апрель, 2001 г., полоса № 07

       Недавно на совещании у вице-премьера Ильи Клебанова обсуждались вопросы состояния дел и перспективы отечественного автомобилестроения. По имеющейся информации, на 19 апреля намечено очередное совещание по этому вопросу. По просьбе "Века" ситуацию комментирует председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир КАДАННИКОВ.

       - Владимир Васильевич, какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли являются наиболее существенными?

       - Прежде всего это общее состояние имеющегося в стране парка автомобилей. Из порядка 19 миллионов легковых автомашин 48% имеют срок эксплуатации свыше десяти лет. Еще 22% имеют срок эксплуатации от пяти до десяти лет. Иными словами, парк очень старый. В последние несколько лет в страну ввозилось 250-350 тысяч подержанных иномарок ежегодно. Этот факт несет достаточно много отрицательных моментов: такие автомобили дороги в эксплуатации, нельзя гарантировать их безопасность на дорогах, нельзя сказать, что они отвечают современным экологическим нормам. Ну и в конце концов это деньги, которые "уходят" из России. В то же время из 1,260 млн. автомобилей, проданных в прошлом году в России, только 930 тысяч машин были собственного производства. Люди просто вынуждены покупать иномарки. А поскольку доходы у наших граждан более чем скромные, они покупают подержанные машины. Каков вывод? Необходимо увеличить производство отечественных легковых автомобилей настолько, чтобы удовлетворить спрос.
       Другой момент. Почти все автомобили, выпускаемые в стране, относятся к среднему классу машин - "C". В самом маленьком классе - "A" - у нас производится только "Ока". Где-то 50 тысяч в год. В классе "B" (типа "Рено Клио" или "Опель Корса") у нас совсем нет автомобилей. В классе "D" - только "Москвич" с известным качеством и в недостаточном количестве, а в классе "E" - только "Волга". И ее тоже мало. Необходимо расширить спектр предлагаемых автомобилей.
       Все это - база для обсуждения, которое вице-премьер наметил продолжить 19 апреля.

       - В свое время автомобилестроение в США "вытащило" из кризиса как промышленность, так и всю экономику в целом. Способен ли на подобное отечественный автопром?

       - Тезис, что "автомобиль вытащил Америку", стал в определенном смысле расхожим понятием. В принципе в любой стране на одного работающего в автомобилестроении приходится 6-7 рабочих мест в смежных областях. А они в свою очередь обеспечивают занятость еще около 12 человек.
       Да, выпуск автомобилей "вытягивает" многие отрасли. Достаточно вспомнить, что у нас в стране, скажем - на ВАЗе, при постановке на поток переднеприводных автомобилей было освоено производство только новых материалов около 1,5 тысячи наименований. То есть можно утверждать, что российское автомобилестроение способно поддержать промышленность страны.

       - Реально ли через 4-5 лет выпускать на "АвтоВАЗе" более 1 миллиона автомобилей?

       - Если принять определенные меры, то к 2006 году реально довести производство до 1 миллиона. Но я полагаю, что следует учитывать возможности не только ВАЗа. В России сегодня "гуляет" значительное количество мощностей. Например, почти не используются мощности Ижевского автомобильного завода, где можно было бы выпускать в год до 250 тысяч автомобилей, а выпускается только несколько десятков тысяч. Интересны возможности Таганрогского автомобильного завода, где осуществляли сборку корейских автомобилей. Сейчас завод простаивает, но там есть окраска, сварка, возможности сборки 120 тысяч автомобилей в год. В это производство вложено более 300 млн. долларов. Этот завод надо использовать обязательно.
       Таким образом, увеличить производство возможно. Надо только разработать новые модели, двигатель.

       - В каком состоянии находится сейчас проект "Шевроле-Нива", когда этот автомобиль будет запущен в серийное производство?

       - Сегодня мы - на стадии оформления необходимых документов для регистрации. А сама работа по постановке автомобиля на производство не прекращалась, она идет полным ходом. До конца апреля, я думаю, все бумаги по созданию совместного предприятия в основном будут согласованы. Мы поставили себе планку до 18 мая полностью завершить все бумажные дела. Начало массового производства планируем на сентябрь 2002 года.


Беседовал Константин ПЕТРОВ
12 апреля 2001 г.