Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Детройт-на-Волге: реальность и перспективы

       25 апреля в Самаре открылась восьмая всероссийская выставка "Самарский автосалон". Более сотни предприятий-участников из Самарской губернии продемонстрировали свои возможности по формированию регионального рынка качественной автопродукции. И если участники, в большинстве своем, представили на суд публики комплектующие и запчасти, то производители автомобилей в лице АВТОВАЗа и других российских компаний: ГАЗ, УАЗ, ИЖМАШ-АВТО, а также дилеры зарубежных фирм, "оживили" выставку готовым продуктом. Центральное место заняла экспозиция АВТОВАЗа, приуроченная к 35-летию предприятия и 150-летию Самарской губернии. Сам автосалон проводится также в рамках программы "Самарский Детройт", получившей свое развитие в 1997 году и призванной расширить сотрудничество завода и предприятий Самарской области.

       Чтобы в полной мере понимать концепцию этого автосалона и программы "Самарский Детройт", не лишним будет обратиться к истории. До 1991 года на Волжский автозавод поставлял комплектующие из Самарской области один завод "Пластмасс"г.Сызрань, небольшие поставки были также с Сызранского нефтеперерабатывающего завода, с металлургического завода им.Ленина и завода им.Тарасова. В 1994 году была разработана, и с участием ряда промышленных предприятий начала осуществляться программа "Стабилизация промышленности Самарской области на базе развития автомобильной отрасли". Но, учитывая то, что программа не была официально утверждена, ее финансирование шло по остаточному принципу. Системный характер работа приобрела после участия в программе губернатора Константина Титова. Идея создания Самарского "Детройта" казалась привлекательной во всех смыслах. Ведь многие предприятия области, особенно оборонные, простаивали, и необходимо было загружать производственные мощности заказами АВТОВАЗа, что позволило бы создать новые рабочие места. Рост производства, несомненно, способствовал бы экономическому процветанию региона. Выгода для АВТОВАЗа состояла еще и в том, что территориальная близость поставщиков значительно сокращает транспортные издержки. В общем, программа заработала, наращивая темпы: за последние пять лет Самарская область сделала мощный рывок в поставках на завод, особенно ярко это проявилось в 1998- 99 годах, после экономического кризиса и падения рубля, когда вопрос замены импортных материалов и комплектующих российскими встал особенно остро.
       Если раньше, в 1993-94 годах лишь 4 предприятия области поставляло комплектующие и материалы для ВАЗа, то сейчас число поставщиков возросло до 200, и в этот реестр постоянно происходят все новые вливания. В рамках программы "Самарский Детройт" АВТОВАЗ сегодня проводит целенаправленные акции, когда вкладывает в поставщиков, находящихся в Самарском регионе, деньги, свой технический потенциал, отдавая, порой, лучших своих сотрудников на предприятия, которые простаивают, чтобы обеспечить людей рабочими местами, улучшить экономическое положение области в целом. Сейчас 25 процентов всех вазовских поставщиков сконцентрированы в Самарской области, половина из них уже имеют сертификат на соответствие нормам качества ИСО-9000. Но, если учесть, что несколько лет назад в Самаре был создан научный центр, занимающийся подготовкой сертификации систем качества, то, несомненно, планам вазовского руководства увеличить количество сертифицированных поставщиков в Самарской области до 80 процентов в этом году суждено осуществиться. Кроме того, развитие данной программы идет в направлении развития поставок не просто комплектующих, а целых узлов.
       После этой ретроспективы становится ясно, что именно такая форма самопрезентации, как автосалон, как нельзя лучше способствует дальнейшему продвижению Самарского "Детройта": производители и поставщики знакомятся с новой продукцией, инновационными технологиями и разработками - очень часто это приводит к тому, что стороны садятся за стол переговоров, договариваются о кооперации и сотрудничестве.
       Первый день работы салона проходил под эгидой АО "АВТОВАЗ". Четыре автомобиля - пятидверный универсал "Лада"-111, пятидверный хэтчбек "Лада"-112 и два пятиместных седана "Лада"-110 и "Лада" -115 представил завод совместно с дистрибьютером ОАО "Самара-Лада". Руководители автогиганта дали расширенную пресс-конференцию, список участников которой был достаточно широк: Владимир Кучай, вице-президент по маркетингу, сбыту и техобслуживанию автомобилей, Петр Нахманович, директор по корпоративному управлению, Валерий Кокотов, директор по качеству, Александр Васильчук, заместитель директора по закупкам. На вопросы журналистов также ответили Юрий Логойдо, генеральный директор самого крупного вазовского дилера в Самаре АО "Самара-Лада" и Владимир Доронин, руководитель Департамента промышленности и торговли Администрации Самарской области.
       Для начала были озвучены итоги работы завода за год, которые действительно выглядят оптимистично: при плане 695 тысяч автомобилей было собрано 707 тысяч, на экспорт было отгружено 98800 автомобилей вместо запланированных 95 тысяч. Выполнены все показатели по прибыли, развитию, идет наращивание темпов производства.

       Петр Нахманович, директор по корпоративному управлению АО "АВТОВАЗ":

       - В работе завода наблюдается положительная динамика во всех отношениях. Об этом говорят такие факты, как, например, то, что мы впервые для отечественного автомобилестроения продемонстрировали не сокращение, а создание дополнительных 4 тысяч рабочих мест под увеличенную программу производства. У нас очень большие планы, связанные с привлечением инвестиций. Сейчас на правительственном уровне отрабатывается программа по развитию российского автопрома на базе освоения моделей нового класса, создания принципиально новых узлов и агрегатов. В данной программе, предусматривающей производство до миллиона автомобилей и больше, есть и вопрос по "Калине". Нужно заметить, что речь не идет о полном отсутствии средств. Дело в том, что финансирование собственными силами обеспечит постановку ее на производство в 2006 году, мы же хотим ускорить этот процесс. Поэтому необходим инвестиционный кредит. На сегодня создана дирекция по проекту "Калина" и работа идет полным ходом.

       Разговор коснулся и темы качества, ведь сегодня завод занимает очень жесткую позицию в отношении качества производимой продукции для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.

       Валерий Кокотов, директор по качеству АО "АВТОВАЗ":

       - Несколько лет мы работаем с ЮТАК, французской компанией, которая наделена правами международного аудитора. Сегодня успешно сертифицируются наши производства, и если все будет удачно, в скором времени мы получим сертификат на весь завод. В мировом автомобильном сообществе вступают все более жесткие нормы по качеству, и, если учитывать, что 60 процентов качества мы фактически покупаем у наших поставщиков, то мы сегодня выходим на иной уровень отношений с нашими поставщиками, становимся более требовательными. В этом плане мы очень надеемся именно на Самарский регион.

       Обилие дешевого "секонд-хэнда" из-за рубежа тоже породило ряд вопросов от журналистов во время пресс-конференции, в частности, как собираются вазовцы бороться с заполнением рынка дешевыми иномарками.

       Владимир Кучай, вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию АО "АВТОВАЗ":

       - Нужно сказать, что скоро вступает в силу директива ЕЭС об обязательной утилизации автомобилей за счет автопроизводителей. Поэтому понятно желание иностранных фирм "сбросить" автомобили в те страны, которые в члены ЕЭС не входят, в том числе и в Россию. Но не нужно обманывать владельцев иномарок, мы знаем, сколько стоят запчасти и техобслуживание. Например, генератор к японскому автомобилю стоит в два раза дороже, чем наш двигатель вместе с генератором. К тому же, нормо-час нашего автомобиля стоит 8 долларов, для любой же иномарки эта цифра - не меньше 30 долларов.
       Мы не боимся конкуренции, наоборот, сами себе ее создаем, организуя сборку наших авто за рубежом.

       На заявление президента -генерального директора АО "АВТОВАЗ" Алексея Николаева на международной конференции в Москве о том, что на ВАЗе разрабатываются автомобили класса С и D некоторые журналисты успели прикрепить ярлык "Сенсация". Но по словам, Петра Нахмановича, ВАЗ никогда не скрывал, что такие разработки ведутся и уже давно. Еще шесть лет назад была утверждена программа развития модельного ряда до 2015 года. Что касается автомобиля ВАЗ-21ХХ, то он уже есть в металле, но конкурса брэндов еще не проводилось.
       Еще одну "сенсацию" пытались сделать и из проводимого Совета директоров и годового собрания акционеров, хотя никаких сенсационных решений на собрании акционеров 26 мая принимать не планируется. Со стороны руководства АО "АВТОВАЗ" прозвучало заявление, что количество физических акционеров увеличилось на 20 тысяч вследствие обмена акций AVVA на акции ВАЗа.


Светлана Лысякова,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
27 апреля 2001 г.