"Имидж - ничто" -
эта фраза, ставшая весьма популярной благодаря назойливой рекламе, не имеет
ничего общего с реальной жизнью. Потому что в действительности имидж отдельно
взятой личности или же целой корпорации существенно влияет на продвижение по
шкале успеха и достижение определенных целей: будь то победа на выборах, увеличение
объема продаж или реклама нового продукта.
Для организации, функционирующей в
условиях современного рынка и свободной конкуренции, правильное построение имиджевой
политики и PR-кампаний не может осуществляться без помощи специалистов. Понимая
задачи, продиктованные временем, АО "АВТОВАЗ" очень серьезно подходит к подготовке
своих сотрудников в плане повышения имиджа автозавода и продвижения на рынке
его фирменного бренда "Лада". Это особенно актуально в последнее время, когда
"нечистоплотные" СМИ не гнушаются никакими средствами дабы "очернить" ВАЗ в
глазах общественности и деловых кругов.
Одним из партнеров завода является Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономических связей, экономики и права, вступивший в ассоциацию
друзей ВАЗа "АВТОВАЗ- 21 век". В тольяттинском филиале института на факультете
"Паблик Рилейшнз" проходят обучение десять вазовских специалистов. Впоследствии
число студентов увеличится, а в самом ближайшем будущем готовится проект по
мастер-классу "PR-технологии" для высшего менеджмента АО "АВТОВАЗ". Курс для
первых лиц ВАЗа проведет известный профессор социологии, "величина" в научном
сообществе Дмитрий Гавра, который приезжает в Тольятти уже четвертый раз, хотя,
в основном, читает лекции за рубежом. Несмотря на плотный график, нам удалось
побеседовать с профессором Гаврой.
- Дмитрий Петрович, что в вашем
понимании "паблик рилейшнз" и какими качествами должен обладать квалифицированный
специалист по PR?
- С Запада к нам пришло только
название, а само по себе искусство управления собственным имиджем для прироста
экономического или социального капитала насчитывает столько же лет, сколько
и человеческое общение. Смысл PR заключается в том, чтобы посредством управления
собственным имиджем управлять поведением других людей. То есть, с помощью определенных
технологий создавать впечатление, и этим впечатлением решать свои собственные
задачи - в этом суть PR-технологий. То, что мы с Запада получили эти технологии,
не значит, что мы их раньше не использовали. Например, полет Юрия Гагарина.
Это была кампания, сделанная по всем классическим канонам современного PR -
продвижение имиджа Советского Союза: Гагарина специально провезли по всем странам,
слово спутник стало интернациональным. У любого субъекта, будь то человек, социальная
группа или организация, нет выбора между тем, чтобы формировать свой имидж или
не формировать. Есть только выбор между управляемым и неуправляемым имиджем.
Смысл PR-кампании заключается в том, чтобы сменить одну систему представлений
на другую. Квалифицированный PR-мэн должен уметь сделать все ниточки незаметными.
Ведь публика рада обманываться, но только тогда, когда думает, что она сама
обманывается. Поэтому грубый, вульгарный, навязчивый PR - это признак непрофессионализма.
Для PR-мэна очень важно чувство меры. Он также должен читать и смотреть то,
что читают и смотрят клиенты, потребители. Невозможно продать политического
деятеля интеллигентам, если ты не читал Пелевина или не смотрел Виктюка, потому
что такова целевая группа. И в то же время надо смотреть Валерия Комиссарова
с его "Семьей", чтобы понять, почему рейтинговые показатели столь высоки.
PR - это и наука, и искусство, связующая
нить между компанией и конечным потребителем. Умелое использование PR-технологий
может дать хорошие результаты: лидирующие позиции на рынке, признание, экономическое
процветание. Для достижения этих результатов АВТОВАЗ сейчас включился в активную
работу в области "Паблик рилейшнз". Можно надеяться, что через год-другой имя
"Лада" станет синонимом успеха и зазвучит в каждом уголке мира, где есть автомобили.
.