Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
ВАЗ и акционеры: итоги совместной работы

      
       
Годовое собрание акционеров АО "АВТОВАЗ" - событие, которое вряд ли можно назвать рядовым, это своего рода результирующий экзамен по итогам работы завода за целый год. 2000 год для АВТОВАЗа стал, пожалуй, наиболее успешным со времен перехода предприятия на рыночные рельсы. Но, несмотря на большие достижения в производственном секторе, было, тем не менее, принято решение не выплачивать дивиденды. Поскольку этот вопрос постоянно муссируется в прессе, а также, несомненно, волнует всех акционеров общества, председатель Совета директоров АО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников постарался дать обстоятельные разъяснения по этому поводу.

        - Дивиденды не будут выплачены, поскольку в бухгалтерском отчете зафиксирован убыток в 3,8 млрд рублей. Почему так случилось при росте объемов производства? Да, действительно, мы получили прибыль в размере 9,8 млрд рублей, но расходы, отнесенные на прибыль, составили 13,6 млрд. По сути дела, получился не убыток, а перерасход прибыли. На что были направлены деньги? Это расчет по долгам прошлых лет, расходы на развитие производства, социальное развитие и премирование коллектива, выплата налогов. Кроме того, мы провели переоценку основных фондов, и сумма прироста на амортизационные отчисления составила около 900 миллионов рублей, на эту же и сумму и уменьшилась прибыль. Но, все-таки главная причина убыточного показателя по результатам работы - это списание безнадежной дебиторской задолженности в размере 7 млрд рублей. Эта просроченная задолженность по поставкам на экспорт "висела" на заводе еще с советских времен. Фирмы-должники уже давно "испарились", и трата денег на работу по искам, на судебные инстанции становилась бессмысленной. Кроме того, если бы мы этого не сделали, то, согласно законодательству, на эту сумму начислялся бы налог. Поэтому завод принял решение списать дебиторскую задолженность. Но плюс от такой меры тоже есть - "очищение баланса". На следующий год у нас зарезервировано еще 1,8 млрд рублей, и скорее всего, это будет последняя сумма по списанию "дебиторки", поскольку сегодня завод работает с дилерами, в том числе и на внешнем рынке, в основном, по предоплате. Бюджет 2001 года уже утвержден, мы ожидаем прибыль чуть больше 9 млрд рублей и надеемся, что уже в следующем году будут начисляться дивиденды.

         После собрания акционеров вновь избранные члены Совета директоров АО "АВТОВАЗ" провели пресс-конференцию. Более всего журналистов интересовали вопросы о продвижении проекта с GM, а также отношения ВАЗа и правительства РФ. Что касается совместного предприятия, все документы будут окончательно подписаны с 10 по 15 июня. Для этого в Россию планируют приехать руководство американского концерна, а также президент Европейского банка реконструкции и развития. Генеральным директором будет представитель американской стороны, председателем Совета директоров СП - скорее всего, представитель российской стороны. ЕББР заявил о своем выходе из СП через 10-12 лет, и к этому времени у совместного предприятия должна быть такая прибыль, которая позволила быть выплатить долю ЕББР, сохранив паритетные отношения с американской стороной. В основном, персонал для нового завода будет подбираться в Тольятти. По словам Владимира Каданникова, опасения, что будет создан научно-технический центр, куда переманят лучшие инженерные кадры ВАЗа, напрасны - никакого технического центра создавать не планируется.

        - Владимир Васильевич, недавно правительство приняло решение о предоставлении отсрочки на возврат валютной выручки. В какой мере это решение поможет АВТОВАЗу?

        - Начну с того, почему такая мера была необходима. У нас была лицензия Центрального банка, которая позволяла нам в отдельных странах возвращать валютную выручку через 18 месяцев. Потом вышел закон, который предписывал возвращать валютную выручку в течение 90 дней. Наша лицензия закончилась в августе 99 года, что вынудило нас сокращать поставки на экспорт, потому что не все страны могут сделать предварительную оплату. Мы обратились к правительству, потому что оно отказало Центральному банку в праве выдачи каких-либо лицензий. Мы объясняли свою позицию таки образом: ведь продать автомобили - это же не нефть продать. Нужно дождаться транспорта, погрузить, доставить в пункт назначения, сделать растаможку, провести предпродажную подготовку, и уже наконец продать - это нельзя уложить в 90 дней. А за просрочку грозят большие штрафы - за 2000 год нам пришлось заплатить 1 млрд 10 млн именно за невозврат валютной выручки. Поэтому правительство и приняло решение о продлении сроков. Но, к сожалению, в этому году ВАЗу от решения правительства ни холодно, ни жарко, потому что кампания по подписанию контрактов на поставки автомобилей за рубеж уже закончилась. Контракты были заключены на меньшее количество машин, чем можно было, если решение бы приняли раньше.

        - На чем основана программа по развитию легкового автомобилестроения, предложенная АВТОВАзом на рассмотрение в правительство?

        - Мы исследовали рынок и парк автомобилей в России с помощью наших представителей по всей стране, и пришли к неутешительному выводу: автомобильный парк чрезвычайно старый, 48 процентов автомобилей имеют срок эксплуатации свыше 10 лет, еще 32 процента - от 5 до 10 лет. За прошлый год зарегистрировано 1млн 361 тысяча машин, из них отечественными автозаводами произведено 930 тысяч. Получается, что вся разница "ушла" на покупку подержанных иномарок, за исключением 47 тысяч новых иномарок. Продолжается покупка от 250 тысяч и больше старых иномарок в год, которые приносят в Россию беды, связанные с вопросами безопасности, экологии. Кроме этого, деньги "уплывают" из России. Проблема в том, что спрос на легковые автомобили превышает предложение, которое могут сделать отечественные производители. По нашей оценке потребность у россиян в автомобилях к 2005 году составит 1млн 450 тысяч. Поэтому АВТОВАЗ разработал программу развития на 15 лет. 2001-2005 годы - это освоение производства автомобилей семейства "Калина" на ВАЗе и перенос "классики" на ИжМашАвто. С 2005 по 2010 годы планируется создание мощностей по силовым агрегатам до 700 тысяч в год. Причем это будут три вида двигателей: дизель; бензиновые двигатели объемом от 1 до 1,5 литров; и бензиновые двигатели объемом от 1,8 до 2,2 литров. Последний этап программы с 2010 по 2015 год предусматривает создание новых платформ автомобилей в классах А,B и D на базе освоенных силовых агрегатов, в том числе и производство ВАЗ-3116.


Светлана Лысякова,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
29 мая 2001 г.