Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Экономика ВАЗа зависит от времени

      21-22 июня в Дирекции по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" проходила научно-практическая конференция "Программные и технические средства взаимодействия таможенных органов с градообразующими предприятиями и таможенными брокерами".
      Тема более широкого применения автоматизации таможенных процессов назрела давно: ускорение выпуска товара в свободное обращение имеет большое значение для работы предприятия. Особенно, если это предприятие - градообразующее, такое, как Волжский автомобильный завод. Главный конвейер не может ждать, он работает в жестком ритме, и затяжные процедуры таможенного оформления могут порой привести к несвоевременной поставке комплектующих изделий. Поэтому фактор времени, по словам Валерия Родионова, начальника Центра диспетчирования и декларирования таможенных грузов АО "АВТОВАЗ", для Волжского автозавода, играет главную роль в экономике производства, и пословица "время - деньги" как нельзя верно отражает суть работы АВТОВАЗа.
     Таможенный кодекс был принят в 1993 году, но поскольку в то хаотичное время не существовало никаких законодательных актов, регулирующих таможенные отношения, этот документ, что называется, "хромал на обе ноги".
      - Существует множество подзаконных актов, которыми мы не удовлетворены, - говорит Валерий Родионов, - нельзя сравнивать такое градообразующее предприятие, такое как АВТОВАЗ с торговым оборотом в сотни миллионов долларов с небольшой фирмой. Соответственно, и требования должны быть разные. Но мы ни в коем случае не требуем каких-то преференций: мы готовы платить, и, надо сказать, платим большие суммы - 1,5 миллиарда рублей таможенных отчислений ежегодно. А вообще, объем экспортно-импортных операций завода составляет около 800 миллионов долларов.
     Еще несколько лет назад говорилось о необходимости перехода к безбумажной технологии и электронным процессам оформления таможенных грузов. Сегодня эта идея постепенно претворяется в жизнь: существует около пятидесяти разработчиков программных продуктов, но без существенных изменений в законодательстве не обойтись такие передовые информационные технологии, как например, электронный обмен документами, имеющий юридическую силу, реализовать невозможно.
      - Еще одним проблемным вопросом в нашей работе являются штрафы за невозврат валютной выручки, - говорит Валерий Родионов. - Мы считаем, что эти штрафы - виртуальные, поскольку тот закон о валютном регулировании, который предписывал возврат валютной выручки в срок 90 дней, был вообще нереальным. То есть, получается такая нелепая ситуация: груз еще в порту, а на нас уже наложен штраф. Сегодня нам продлили лицензию на отсрочку по возврату валютной выручки и в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения, увеличивающие срок возврата валютной выручки до трех лет. Но, к сожалению, закон обратной силы не имеет, и штрафы прошлых лет продолжают "висеть" на заводе. И мы вы вынуждены прилагать большие усилия к отстаиванию наших интересов в судебных органах.
      Понимая необходимость выработки единого комплексного подхода к решению вопроса оптимизации процесса таможенного оформления, АВТОВАЗ совместно с Государственным Таможенным Комитетом и государственным унитарным предприятием "РОСТЭК" выступил инициатором проведения такой конференции. Руководители крупнейших предприятий Приволжского региона и Государственного таможенного комитета РФ, участники внешнеэкономической деятельности и предприятия, оказывающие услуги в околотаможенной сфере обсудили возможность использования высоких технологий в процессе таможенного оформления. Общим итогом конференции стало принятие обращения, в котором определены современное состояние информационного взаимодействия таможенных органов, обозначены проблемы и наработан ряд предложений, которые, вероятно, будут учтены при принятии нормативных актов ГТК России.


Светлана Лысякова,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
28 июня 2001 года.