21-22 июня в Дирекции по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" проходила научно-практическая
конференция "Программные и технические средства взаимодействия таможенных органов
с градообразующими предприятиями и таможенными брокерами".
Тема более широкого применения автоматизации таможенных процессов назрела давно:
ускорение выпуска товара в свободное обращение имеет большое значение для работы
предприятия. Особенно, если это предприятие - градообразующее, такое, как Волжский
автомобильный завод. Главный конвейер не может ждать, он работает в жестком
ритме, и затяжные процедуры таможенного оформления могут порой привести к несвоевременной
поставке комплектующих изделий. Поэтому фактор времени, по словам Валерия Родионова,
начальника Центра диспетчирования и декларирования таможенных грузов АО "АВТОВАЗ",
для Волжского автозавода, играет главную роль в экономике производства, и пословица
"время - деньги" как нельзя верно отражает суть работы АВТОВАЗа.
Таможенный кодекс был принят в 1993 году, но поскольку
в то хаотичное время не существовало никаких законодательных актов, регулирующих
таможенные отношения, этот документ, что называется, "хромал на обе ноги".
- Существует множество подзаконных актов, которыми мы не удовлетворены, -
говорит Валерий Родионов, - нельзя сравнивать такое градообразующее предприятие,
такое как АВТОВАЗ с торговым оборотом в сотни миллионов долларов с небольшой
фирмой. Соответственно, и требования должны быть разные. Но мы ни в коем случае
не требуем каких-то преференций: мы готовы платить, и, надо сказать, платим
большие суммы - 1,5 миллиарда рублей таможенных отчислений ежегодно. А вообще,
объем экспортно-импортных операций завода составляет около 800 миллионов долларов.
Еще несколько лет назад говорилось
о необходимости перехода к безбумажной технологии и электронным процессам оформления
таможенных грузов. Сегодня эта идея постепенно претворяется в жизнь: существует
около пятидесяти разработчиков программных продуктов, но без существенных изменений
в законодательстве не обойтись такие передовые информационные технологии, как
например, электронный обмен документами, имеющий юридическую силу, реализовать
невозможно.
- Еще одним проблемным вопросом в нашей
работе являются штрафы за невозврат валютной выручки, - говорит Валерий Родионов.
- Мы считаем, что эти штрафы - виртуальные, поскольку тот закон о валютном регулировании,
который предписывал возврат валютной выручки в срок 90 дней, был вообще нереальным.
То есть, получается такая нелепая ситуация: груз еще в порту, а на нас уже наложен
штраф. Сегодня нам продлили лицензию на отсрочку по возврату валютной выручки
и в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения,
увеличивающие срок возврата валютной выручки до трех лет. Но, к сожалению, закон
обратной силы не имеет, и штрафы прошлых лет продолжают "висеть" на заводе.
И мы вы вынуждены прилагать большие усилия к отстаиванию наших интересов в судебных
органах.
Понимая необходимость выработки единого комплексного
подхода к решению вопроса оптимизации процесса таможенного оформления, АВТОВАЗ
совместно с Государственным Таможенным Комитетом и государственным унитарным
предприятием "РОСТЭК" выступил инициатором проведения такой конференции. Руководители
крупнейших предприятий Приволжского региона и Государственного таможенного комитета
РФ, участники внешнеэкономической деятельности и предприятия, оказывающие услуги
в околотаможенной сфере обсудили возможность использования высоких технологий
в процессе таможенного оформления. Общим итогом конференции стало принятие обращения,
в котором определены современное состояние информационного взаимодействия таможенных
органов, обозначены проблемы и наработан ряд предложений, которые, вероятно,
будут учтены при принятии нормативных актов ГТК России.