Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
АВТОВАЗ декларирует цены

       С апреля прошлого года АО "АВТОВАЗ" начало декларировать минимальные розничные цены на свои автомобили. Это закономерный шаг крупнейшего отечественного автопроизводителя в формировании и развитии собственной системы сбыта.
       Впервые о декларировании розничных цен на АВТОВАЗе заговорили в 1997 году. Это было время начала кризиса, разразившегося в 1998 году. Появились проблемы с продажами. Разброс цен у дилеров, в то время имеющих разные условия получения автомобилей на заводе - по бартеру, по предоплате, с отсрочкой платежа, был весьма велик. Основная часть "продавцов" потребовала от АВТОВАЗа принять соответствующие меры. Но в то время они были бы безрезультатными, так как у завода не существовало единой политики по отпускным ценам. Разные договоры, разные скидки - трудно было говорить о каком-то декларировании розничных цен. выравнивание условий продажи автомобилей. Это важный для экономики завода вопрос, поскольку цена является одним из факторов конкурентоспособности.
       Сейчас у АВТОВАЗа отпускная цена для всех дилеров, получающих автомобили напрямую с завода, одна. От скидок ВАЗ ушел больше года назад. Есть так называемые региональные надбавки, которые складываются из затрат по доставке автомобилей и их хранению на складах управления региональных поставок. Единственный регион, где надбавка ниже более чем в два раза от реальной стоимости транспортировки, - Дальний Восток. Это сделано для того, чтобы обеспечить там продажи в условиях жесткой конкуренции с автомобилями из Японии. Таким образом, розничные цены в регионах разнятся только по мере удаленности от Тольятти - чем дальше, тем выше.
       Влияние на розничную цену оказывает уровень спроса и предложения. Нередки ситуации, когда в отдельно взятом регионе складывается повышенный спрос на какую-то модель. Соответственно и розничная цена на нее здесь может существенно вырасти по сравнению с соседними областями. Вполне реален и другой вариант, когда при снижении спроса на какие-то автомобили падает и цена на них. Но, как правило, все это - временные явления и легко управляемые процессы. Особенно с внедрением на АВТОВАЗе позаказной сборки и поставки автомобилей.
       Теперь, когда ВАЗ перешел на единые отпускные цены, у него появилась объективная возможность декларировать минимальные розничные цены. Логично, что автомобиль, который вышел с завода по одинаковым для всех дилеров условиям, и продан должен быть примерно одинаково. Разумеется, с покрытием затрат дилеров на транспортировку, хранение, предпродажную подготовку плюс какая-то прибыль. По подсчетам вазовских маркетологов, на каждый автомобиль приходится примерно 2,5 тысячи рублей всех затрат и минимально оптимальная прибыль в тысячу рублей. Эта сумма прибавлялась к отпускной цене и получалась расчетная декларированная минимальная розничная цена. Так как с завода отгружаются автомобили разных вариантов исполнения, для расчета бралась отпускная цена самой дешевой комплектации.
       Сейчас регулярно - раз в месяц-полтора - всем дилерам направляется расчетный уровень минимальных розничных цен. В Тольятти - базовый уровень. В регионах - плюс региональная надбавка. Надо сказать, что сначала были "нарушители" декларированной минимальной розничной цены. Существовали и сомнения, как декларирование цен воспримет покупатель. Но рынок рассудил и тех, и других. Тот дилер, который "сбрасывает" автомобили по ценам, ниже декларированных заводом, явно экономит на предпродажной подготовке, иначе он просто не окупит ее качественное выполнение. Можно сказать, что на тольяттинской площадке декларирование минимальных розничных цен состоялось. Около 90 процентов дилеров здесь продают автомобили дороже, чем по определенному АВТОВАЗом минимальному уровню. За счет качественного сервиса они сформировали вокруг себя постоянную клиентуру, которая готова платить несколько больше за предлагаемые услуги.
       
Здесь стоит заметить, что существующая система сбыта АВТОВАЗа постоянно находится в развитии. И справедливее говорить не просто о торговле автомобилями, но и о их техническом обслуживании. Это неразрывные понятия. По требованиям АВТОВАЗа, каждый дилер должен не только торговать автомобилями, но и выполнять их предпродажную подготовку, гарантийное и послегарантийное обслуживание, обеспечивать запчастями.
       Говорить, как скажется равенство цен на их абсолютной величине, сложно. Сейчас, если брать среднюю цену по России и сравнивать ее со средней ценой в Тольятти, получается существенная разница. Теоретически при выравнивании уровень должен оказаться где-то посередине. На самом деле это не так. По оценкам вазовских маркетологов, в процентном соотношении автомобилей ВАЗ больше в тех регионах, где их продают по низким ценам, чем там, где они продаются по высоким ценам. А поскольку масса денег, которую население отдает за автомобили в течение года, остается примерно одинаковой, следует ожидать, что уровень цен будет где-то ближе к минимальному.
       Сейчас АО "АВТОВАЗ" старается задействовать работу своей дилерской сети таким образом, чтобы определять отпускную цену автомобиля с завода по состоянию рынка. Однако, в условиях постоянного удорожания материалов и комплектующих изделий можно ожидать только ее повышения. Разрабатывается маркетинговая программа АВТОВАЗа на 2002-2007 годы. Согласно ей, 2003-2005 годы - время активного декларирования минимальных розничных цен. А в течение всей пятилетки АО "АВТОВАЗ" намерено выйти на единый уровень розничных цен у всех дилеров.


Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
27.07.2001