Защита кузова от
коррозии является одной из самых приоритетных для АВТОВАЗа, что и подтвердило
приглашение на недавнюю презентацию в Тольятти сразу двух стальных гигантов
Запада (французская компания "Юзинор - Сосилор") и Востока (японская "Кавасаки
Стил Корпорейшн").
"Юзинор" - одна из крупнейших в мире компаний
по производству автомобильного листа, - рассказывает начальник отдела новых
материалов АВТОВАЗа Дмитрий Рузаев. - В рамках совместного предприятия, созданного
фирмой с металлургическим комбинатом "Север-сталь", с ее консультационной помощью
в Череповце строится мощная линия по производству горячеоцинкованного стального
листа. Она может выпускать и лист с так называемым цинк-железом, когда уже оцинкованный
прокат дополнительно обрабатывается в термической печи и за счет диффузии железа
из листа приобретает некоторые улучшенные технологические свойства, особенно
по свариваемости. Линия строится с прицелом на автозаводы России. Это в первую
очередь, конечно, АВТОВАЗ, Ижмаш-Авто и в будущем, возможно, ГАЗ. Кроме того,
значительная часть продукции пойдет в Европу, ведь качество покрытого места
будет европейского класса.
К сожалению, - продолжает Рузаев, - в стране
пока нет соответствующего по ширине сортамента оцинкованного металла, который
заложен в конструкцию ВАЗ-1118. Новая линия в "Северной Магнитке" поможет решить
эту проблему. А пока на презентации мы договорились о том, что "Юзинор" поставит
нам партию горячеоцинкованного листа, который пойдет на 2 кузова для "Калины"
и 2 - для новой "Нивы". Представители французской фирмы в своих сообщениях говорили
и о других классах сталей, в том числе и повышенной прочности. В конструкцию
и "1118", и "2123" заложены детали из такого материала, партию которого нам
тоже пообещали прислать. Планируется в сентябре сварить кузова из присланных
материалов и произвести испытания автомобилей на удар.
Если с "Юзинором"
мы только познакомились, то "Кавасаки Стил" - наш старый знакомый и поставщик.
Фирма производит все виды сталей, но на презентации представляла в основном
покрытый (оцинкованный) лист. После презентации была рассмотрена возможность
более тесного сотрудничества с этой корпорацией. Оказалось, что гости тоже заинтересованы
в этом. Они, в частности, предложили воспользоваться услугами их инженерного
центра. Мы могли бы передавать им чертежи на те или иные детали, сообщать, какую
функцию будет выполнять эта деталь, в каких условиях работать, а они, имея соответствующий
опыт, могли бы подсказать, из стали какой марки целесообразнее изготовить эту
деталь и даже провести виртуальные испытания ее - на сопротивляемость удару,
смятию, кручению и т.д.
Главный
итог презентаций для нашего отдела, - говорит в заключение Рузаев, - состоит
в том, что мы убедились в правильности нишей оценки перспективности горячеоцинкованных
покрытий. В Европе эта технология защиты автомобильного листа бурно развивается
(есть уже автомобили с кузовом на 90 и даже на 100 процентов покрытых горячим
цинком), в то время как индустрия электроцинковых покрытий находится на одном
уровне. Несомненно, уроки двух презентаций будут учтены в работе над антикоррозионной
защитой наших новых автомобилей.