Поскольку АВТОВАЗ является градообразующим предприятием, социальное обеспечение
более ста тысяч его сотрудников - одно из приоритетных направлений политики
предприятия. Такие обязательства завод взял на себя еще во времена строительства
автогиганта, чтобы предоставить достойные условия жизни молодым специалистам,
приехавшим в город на Волге, начав все "с нуля". Развернулось масштабное строительство
домов, школ, больниц, детских садов - город рос вместе с ВАЗом. Сегодня Тольятти
- современный промышленный комплекс, где практически все сферы - экономическая,
социальная - "завязаны" на АВТОВАЗе. Ежегодно завод выделяет огромные средства
на строительство, отдых, санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских
садах.
О том, с какими результатами завод закончил
первое полугодие в сфере социального обеспечения и о дальнейших перспективах
в этом направлении рассказал на пресс-конференции директор по быту и социальным
вопросам АО "АВТОВАЗ" Виктор Энс. Также на вопросы журналистов ответили заместители
директора.
Тема строительства как наиболее актуальная была
рассмотрена достаточно широко. Проблема нехватки жилья, особенно для молодых
семей, в городе чувствуется особенно остро. В 2001 году предусмотрено строительство
62 тысяч кв.метров жилья. Семьи заводчан, проживающие в общежитиях, которых
уже насчитывается 1600, представляют собой особую категорию, находящуюся под
пристальным вниманием дирекции по быту и социальным вопросам. Схема участия
этих людей в строительстве жилья через производственный кооператив "Социальный"
позволяет накопить до 50 процентов стоимости квартиры, а потом получить субсидию,
причем основная субсидия составляет 5 процентов, а дополнительная учитывает
срок накопления. Если срок, когда человек копит свой пай, составляет 1 год,
размер дополнительной субсидии равен 20 процентов, если два года - 30 процентов,
если три года - порядка 40 процентов.
В настоящее время строятся два дома: один
из них рассчитан на 125 семей, другой - на 140. В этом году планируется закончить
еще один дом с малометражными квартирами. Такая программа позволит отчасти решить
проблему семей, живущих в общежитиях.
Сейчас совместно с "Лада-Дом" прорабатывается
схема участия населения в строительстве домов, которое начнется с 2004 года.
У них будет двухгодичный срок накопления, затем дом строится в течение двух
лет, таким образом, суммарный срок накопления составит четыре года. Затем выдается
кредит на три года, и получается, что процесс накопления денег и погашение стоимости
квартиры будет составлять порядка семи - десяти лет. Такой вариант позволит
практически каждой молодой семье решить свои жилищные проблемы.
Нужно также сказать, что в этом году заключено
генеральное соглашение между заводом, ФСК "Лада-Дом" и "Фиа-Банком" на ипотечное
кредитование. Кроме того, недавно компания "Лада-Дом" выиграла конкурс по управлению
проектами строительства жилья для муниципальных очередников.
Что касается объединения соцкультбыта, отвечающего
за отдых заводчан и досуговые мероприятия, процессы реформирования не обошли
эту сферу стороной. В сентябре прошлого года управление соцкультбыта было реформировано
в бизнес-единицу, которая получила название объединения соцкультбыта. В объединение
вошел Дворец культуры и техники как центр ответственности. Развитие объектов
отдыха является глобальной задачей этого объединения. Постоянно совершенствуется
материально-техническая база объектов отдыха, три года назад была открыта база
отдыха "Стрежень", в этом году заканчивается строительство базы отдыха "Фортуна".
На заводских базах могут отдохнуть до 18 тысяч вазовцев в год.
Не меньше внимания АВТОВАЗ уделяет и самому младшему
поколению заводчан - сегодня на балансе завода находится 60 детских садов с
численностью 12 тысяч детей, из которых 10 580 - дети работников ВАЗа и дочерних
предприятий. Стоимость содержания одного ребенка в месяц по итогам 2000 года
составила 2029 рублей, родители же платят по 144 рубля, остальную сумму доплачивает
завод. В этом году планируется капитальный ремонт двух детских сада.
Спортивная жизнь АВТОВАЗа остается яркой и насыщенной:
на заводе действуют 6 клубов по интересам, регулярно проводятся различные спортивные
мероприятия. С каждым годом спортсооружениям требуется обновление: их реконструкция
с помощью ВАЗа ведется постоянно. Сегодня материальная база наиболее популярных
видов спорта - футбола, хоккея, гандбола - является одной из лучших в России.
Большая работа ведется по совершенствованию материальной базы стадиона "Торпедо":
уже сделано поле с подогревом, произведена замена кресел, освещение и раздевалки
тоже претерпели изменения, проводится развитие полей. На этом процесс облагораживания
стадиона не заканчивается.
Вопрос транспорта для горожан всегда был из разряда
"наболевших", но завод старается по мере сил решить и эту проблему. 101 тысяча
вазовцев пользуется льготными проездными билетами, работающие по трехсменному
режиму ездят бесплатно. Ежедневно заводской транспорт выполняет 3663 "пиковых"
рейсов.
Что касается перспектив развития социальной сферы,
постепенно претворяются в жизнь и новые идеи. В частности, продажа в кредит
работникам завода дорогостоящих товаров длительного пользования, таких как телевизор,
холодильник, стиральная машина. К тому же, обойдутся они вазовцам на 7-10 процентов
дешевле, чем в магазине. Такой проект, несомненно, важен, особенно для молодых
семей, начинающих жить отдельно - для них эти вещи являются предметами первой
необходимости.