В 1974 году, когда Волжский автозавод вышел на проектную мощность, начался отсчет
его другой жизни: первый автомобиль полностью освоен, и пора заняться его достойным
продолжением. За прошедшие с того времени четверть с небольшим века здесь были
созданы ВАЗ-1111 "Ока", ВАЗ-2121 "Нива", семейства "Самары" и "2110", ВАЗ-2123,
которые почти сразу же обзаводились модификациями. При этом "десятка" и новая
"Нива" появились в отсутствие государственного финансирования и в нестабильный
период. Что бы ни говорили недоброжелатели, а факты - упрямая вещь: Волжский
автозавод достойно вписался в ритм мирового автомобилестроения, создавая в среднем
каждые 5 лет новую базовую модель.
Все это было бы невозможно без солидного научно-технического
потенциала, которым изначально славился ВАЗ. В каждом его производстве были
созданы цехи мелких серий. Появилось свое станкостроение как для долевого участия
совместно с инофирмами, так и для самостоятельного изготовления технологического
оборудования для новых автомобилей. А при постановке на производство семейства
автомобилей "Самара" рядом с главным был организован тренировочный конвейер,
где отрабатывались приемы сборки. Со временем эти технологии найдут свое воплощение
в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа. На Волжском автозаводе действовало
управление технического развития. Это инженерное подразделение координировало
всю подготовку производства новых моделей.
Когда в 1986 году во время визита на Волжский
автозавод Михаил Горбачев говорил о необходимости создания на базе этого предприятия
научно-технического центра для всего отечественного автопрома, это было лишь
озвучиванием идеи, носителями которой являлись вазовские руководители. Примерно
в это же время ведущие мировые автопроизводители начали создавать подобные центры
- объединять специалистов в отдельные структуры, создавать нужные коммуникации,
ликвидировать разобщенность. Уже имевшийся на Волжском автозаводе материальный
и интеллектуальный потенциал, а также развитие мировой автоиндустрии обусловили
появление на ВАЗе научно-технического центра, который в этом году отмечает свое
15-летие. 4 сентября 1986 года правительством СССР было принято решение о создании
в объединении "АВТОВАЗ" отраслевого научно-технического центра по легковому
автомобилестроению. Вскоре началось строительство корпусов НТЦ.
Как принято было на Волжском автозаводе,
проект научно-технического центра разрабатывали инженеры, которые впоследствии
и работали здесь. Это было большой удачей, когда специалист с самого начала
создавал себе условия для работы. Так строились корпуса исследовательского центра,
дизайн-центра. Объекты специализированных испытаний - аэродинамическая труба,
аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера
по исследованию шумов - были спроектированы вазовскими специалистами с использованием
мирового опыта. Многое из этого оборудования и сегодня называют уникальным.
Нынешний научно-технический центр на АВТОВАЗе
это, по сути дела, инжиниринговая фирма, аналогов которой в нашей стране не
существует. А специалисты подобной структуры на "Опеле" признают, что концентрация
услуг у вазовского НТЦ выше, чем у них.
Опытно-промышленное производство, также
входящее в состав научно-технического центра АВТОВАЗа, имеем возможность ежегодно
выпускать порядка 15 тысяч оригинальных и специальных автомобилей. В здесь также
отрабатывается технология сборки будущих серийных автомобилей. Сейчас с конвейера
ОПП сходит новая "Нива" ВАЗ-2123 для конструкторско-технологической доводки
модели. В 2003 году начнется отработка "Калины".
Действует и постоянно совершенствуется
автополигон в окрестностях Тольятти. В сентябре здесь назначена сдача в эксплуатацию
скоростной кольцевой дороги. Подобный комплекс испытательных автодорог был мечтой
первых вазовских водителей-испытателей. Рядом с полигоном создана несколько
необычная инфраструктура. Построены столовая, цехи по производству подсолнечного
масла, мясных полуфабрикатов. В этом году начали выращивать зерно. Работая в
сельской местности, вазовцы стараются гармонично вписываться в эту среду, а
не вызывать у нее отторжения.
Также специалистам вазовского НТЦ принадлежит
идея создания в Тольятти музея техники. Его первую экспозицию совсем скоро увидят
посетители. Кстати, подобное развитие собственной инфраструктуры не противоречит
принципам работы научно-технических комплексов многих известных автопроизводителей,
имеющих в активе таких подразделений самые разные объекты соцкультбыта.
Вице-президент по техническому развитию
АО "АВТОВАЗ" Константин Сахаров, возглавляющий вазовский научно-технический
центр с 1990 года, так говорит о его главной ценности:
- Люди, которые здесь работают. Все остальное
неодушевленные предметы, которые созданы теми же людьми и действуют только благодаря
им.