Посетители 5-го Российского
международного "Автосалона-2001" в Москве первыми увидели очередную новинку
конструкторов АО "АВТОВАЗ" - автомобиль с энергоустановкой на топливных элементах
"Лада-АНТЭЛ". А сегодня на полигоне в Дмитрове для журналистов проводился тест-драйв
этого уникального автомобиля.
В августе 1999 года в дирекции по техническому
развитию АВТОВАЗа были организованы работы по такому автомобилю. Это решение
обусловили перспективы ужесточения международных норм по токсичности автотранспорта.
Проект возглавил советник вице-президента по техническому развитию АО "АВТОВАЗ"
Георгий Мирзоев. Как альтернатива бензиновому двигателю была выбрана энергоустановка,
где основным топливом является водород. Ее коэффициент полезного действия составляет
60-65 процентов, что в два раза больше аналогичного показателя двигателя внутреннего
сгорания. Применение такой энергоустановки на автомобиле делает его практически
бесшумным и весьма долговечным, а в "выхлопе" такой установки - одна лишь вода.
Конструкторы отдела электромобилей АВТОВАЗа разрабатывали "Ладу-АНТЭЛ" совместно
со специалистами Уральского электрохимического комбината и Ракетно-космической
корпорации "Энергия". В результате этого сотрудничества на базе выпускаемого
на Уральском ЭХК электрохимического генератора "Фотон" была создана энергоустановка
на водородно-кислородных топливных элементах. Уральские специалисты доработали
ее в соответствии с требованиями автомобиля. В РКК "Энергия" изготовили специальные
баллоны для хранения водорода и кислорода на борту, а также смонтировали всю
установку на базе электромобиля ВАЗ-2131Э. В багажном отделении расположен электрохимический
генератор, где в топливных элементах происходит химическая реакция между водородом
и кислородом. Продуктами этого процесса являются электрический ток, который
подается на электродвигатель, и вода.
Вазовские специалисты провели лабораторно-дорожные
испытания "Лады-АНТЭЛ", при которых определили ее максимальные скорость и мощность,
динамические характеристики. Максимальная мощность этого автомобиля составляет
25 киловатт. Она позволяет развить максимальную скорость 80 километров в час.
Запас хода составляет 200 километров. "Лада-АНТЭЛ" способна перевозить почти
400 килограммов полезного груза. Топливо подается из трех водородных баллонов
емкостью 20,2 литра и стольких же кислородных 12-литровых баллонов.
Все же нынешнюю "Ладу-АНТЭЛ" ее разработчики
пока называют ходовым макетом, у которого очень высокие шансы стать полноценным
автомобилем. В планах создание практически самостоятельных блоков - электрохимического
генератора, который для реакции будет использовать кислород из воздуха, риформера
для получения водорода из жидкого углеводородного топлива непосредственно на
борту автомобиля. С решением этих и других проблем специалисты АВТОВАЗа намерены
создать прототип на топливных элементах, который по тяговым характеристикам
и запасу хода не уступит обычному автомобилю, но будет превосходить его по комфорту
езды и экологической чистоте.