Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
Водородный автомобиль АВТОВАЗа

       Посетители 5-го Российского международного "Автосалона-2001" в Москве первыми увидели очередную новинку конструкторов АО "АВТОВАЗ" - автомобиль с энергоустановкой на топливных элементах "Лада-АНТЭЛ". А сегодня на полигоне в Дмитрове для журналистов проводился тест-драйв этого уникального автомобиля.
       В августе 1999 года в дирекции по техническому развитию АВТОВАЗа были организованы работы по такому автомобилю. Это решение обусловили перспективы ужесточения международных норм по токсичности автотранспорта. Проект возглавил советник вице-президента по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" Георгий Мирзоев. Как альтернатива бензиновому двигателю была выбрана энергоустановка, где основным топливом является водород. Ее коэффициент полезного действия составляет 60-65 процентов, что в два раза больше аналогичного показателя двигателя внутреннего сгорания. Применение такой энергоустановки на автомобиле делает его практически бесшумным и весьма долговечным, а в "выхлопе" такой установки - одна лишь вода.
      
Конструкторы отдела электромобилей АВТОВАЗа разрабатывали "Ладу-АНТЭЛ" совместно со специалистами Уральского электрохимического комбината и Ракетно-космической корпорации "Энергия". В результате этого сотрудничества на базе выпускаемого на Уральском ЭХК электрохимического генератора "Фотон" была создана энергоустановка на водородно-кислородных топливных элементах. Уральские специалисты доработали ее в соответствии с требованиями автомобиля. В РКК "Энергия" изготовили специальные баллоны для хранения водорода и кислорода на борту, а также смонтировали всю установку на базе электромобиля ВАЗ-2131Э. В багажном отделении расположен электрохимический генератор, где в топливных элементах происходит химическая реакция между водородом и кислородом. Продуктами этого процесса являются электрический ток, который подается на электродвигатель, и вода.
       Вазовские специалисты провели лабораторно-дорожные испытания "Лады-АНТЭЛ", при которых определили ее максимальные скорость и мощность, динамические характеристики. Максимальная мощность этого автомобиля составляет 25 киловатт. Она позволяет развить максимальную скорость 80 километров в час. Запас хода составляет 200 километров. "Лада-АНТЭЛ" способна перевозить почти 400 килограммов полезного груза. Топливо подается из трех водородных баллонов емкостью 20,2 литра и стольких же кислородных 12-литровых баллонов.
       Все же нынешнюю "Ладу-АНТЭЛ" ее разработчики пока называют ходовым макетом, у которого очень высокие шансы стать полноценным автомобилем. В планах создание практически самостоятельных блоков - электрохимического генератора, который для реакции будет использовать кислород из воздуха, риформера для получения водорода из жидкого углеводородного топлива непосредственно на борту автомобиля. С решением этих и других проблем специалисты АВТОВАЗа намерены создать прототип на топливных элементах, который по тяговым характеристикам и запасу хода не уступит обычному автомобилю, но будет превосходить его по комфорту езды и экологической чистоте.


Евгений Веретин,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
31 августа 2001 г.