Английское слово "маркетинг"
стало на АВТОВАЗе обозначением одного из важнейших звеньев в цепи "производство
автомобилей - реализация их конечному потребителю". Об этом говорит и деятельность
отдела сбора и обработки маркетинговой информации, одной из задач которого является
проведение массовых опросов в регионах и на тольяттинской площадке через специалистов
соответствующего профиля дилерских предприятий. График опросов столь плотен,
что они набегают один на другой, как морские волны или даже идут параллельными
курсом, то есть организуются в одно и то же время. Такие исследования позволяют
выяснить потребность рынка в тех или иных основных моделях Волжского автозавода
с обязательным изучением приоритетов внутри каждого семейства, будь то "десятка"
или "Самара", чтобы, если это необходимо, внести изменения в формирование цены
на автомобили, а может быть, и коррективы в план производства. Много опросов
посвящено различным комплектациям автомобилей, а также опциям, которые уже присутствуют
в автомобиле или планируются к установке (тонированным стеклам, электроусилителям
руля, подогреву сидений и т. д.). Какие из них предпочитают автовладельцы? По
какой допустимой цене?
Показательным
в этом плане стал опрос, призванный выяснить потребность владельцев "десяток"
и автомобилей "Нива" в литых дисках для своих "коней". Переход на позаказную
сборку этих моделей выявил, что люксовые комплектации внешне не очень отличаются
от комплектации "норма", и литые диски должны были помочь в решении проблемы.
С особым волнением результатов исследований ожидали в Красноярске и Белой Калитве,
чьи предприятия выпускают эту выразительную деталь автомобильного экстерьера.
Исследования
проводились в 40 регионах на пространстве от Санкт-Петербурга до Благовещенска.
Обобщенные мнения автовладельцев тут же по электронной почте передавались в
управление по маркетингу АВТОВАЗа. Точкой в опросе, как это принято на АВТОВАЗе,
стало приглашение экспертной группы из числа специалистов крупных дилерских
компаний, были выставлены автомобили с литыми дисками вместо штампованных, предлагалось
высказываться по допустимой цене, по дизайну, по объемам выпуска. В итоге лидером
среди дисков на "десятку" стали изделия красноярцев, по "Ниве" особого перевеса
кого-то из "соперников" не было. Были получены ответы и на другие вопросы.
Массовые
опросы в регионах проводятся АВТОВАЗом с 1995 года, а с созданием отдела сбора
и обработки маркетинговой информации они стали системой - разнообразной по тематике
и широкой по географии. Для организаторов опросов нет заведомо известных результатов,
хотя итоговые данные по желающим приобрести ту же "Ниву" с дизелем "Пежо" легко,
казалось бы, прогнозировались - автомобиль дорог, а разница в цене между дизтопливом
и бензином в России не столь существенна, как во Франции. И все же такой опрос
был проведен: прогноз - хорошо, но опрос - более надежный инструмент. На АВТОВАЗе
научились считать деньги. Здесь маркетинг, что называется, рубль бережет. И
если бы только рубль!