Архивы | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
У Казахстана будет собственное автомобилестроение

       Такими словами пестрели алматинские газеты после IV Международной выставки автомобилей и аксессуаров "Автошоу-2001", официальное закрытие которой состоялось 23 сентября с.г. Повод этому дала проведенная в рамках автосалона встреча журналистов Алматы с представителями делегации АО "АВТОВАЗ".
       В третьем квартале 2002 года в городе Усть-Каменогорск для отработки техпроцесса должен запуститься сборочный конвейер по производству автомобилей ВАЗ из автокомплектов, поставляемых из Тольятти. Этот проект взялась реализовывать молодая, динамично развивающаяся компания "БИПЭК АВТО", которая в настоящее время является эксклюзивным дилером АО "АВТОВАЗ" в Казахстане. Учитывая положительное влияние на социальную и экономическую сферы Казахстана, этот проект имеет поддержку как местных властей - акима (губернатора) Восточно-Казахстанской области Виталия Метте, так и республиканских - правительства Казахстана. Две тысячи рабочих мест и дополнительные налоговые отчисления - существенны для страны с населением в 17 миллионов человек.
        Запланированный объем производства в 30 000 автомобилей в год первоначально вызывал вопрос о целесообразности введения таких мощностей, поскольку рынок новых автомобилей в Казахстане достаточно емкий и реализовать все произведенные в Усть-Каменогорске малолитражки представлялось нереальным. Но специалисты фирмы БИПЭК уверены в том, что все автомобили будут реализованы. Во-первых, из-за снижения таможенных и транспортных расходов стоимость малолитражек из Усть-Каменогорска будет ниже, чем импортируемых из России, что должно расширить группу потенциальных покупателей. Во-вторых, количество поставляемых АВТОВАЗом автомобилей в соседние с Казахстаном государства не полностью удовлетворяет спрос - дорога к экспорту автомобилей, при определенных условиях, может быть открыта. Хотя окончательная цена автомобилей, произведенных в Усть-Каменогорске, пока не определена и будет специально оговорена в условиях договора между АО "АВТОВАЗ" и ЗАО "БИПЭК АВТО", перспективы у казахского автомобиля есть.
        На первом этапе АВТОВАЗ планирует поставлять в Усть-Каменогорск кузова 1-ой комплектации, а в дальнейшем перейти на поставки штамповок - сам кузов будет свариваться и окрашиваться уже на заводе БИПЭК АВТО. Стоит заметить, что именно наличием таких процессов как сварка кузова и окраска полноценное автомобильное производство отличается от сборочного завода. Намерения руководителей БИПЭК АВТО никак нельзя назвать несерьезными, поэтому все производство должно быть оснащено хорошим оборудованием. Для этого, учитывая краткие сроки запуска сборочного конвейера, было принято решение приобрести сварочное оборудование и сборочную линию, используя которые на заводе "Валмет" (Финляндия) собрали всего 15 000 ЕвроСамар. В качестве партнеров для поставки окрасочного оборудования рассматриваются на условиях тендера два германских концерна "Дюрр" и "Айзенманн". По словам генерального директора ЗАО "БИПЭК АВТО" Анатолия Балушкина, обе фирмы готовы поставить полный комплекс именно такого оборудования, которое нужно заводу в Усть-Каменогорске.
        В ближайшее время должен определиться перечень моделей, автокомплекты которых будут поставляться в Казахстан. По всей видимости, БИПЭК получит право собирать популярные в Казахстане автомобили классической компоновки. Однако, вполне вероятно, будет рассматриваться вопрос о поставках сборочных комплектов автомобилей семейства Самара, поскольку закупленный в Финляндии производственный комплекс уже настроен под выпуск ВАЗ-2109 и не требует больших затрат по переналадке оборудования.
       Хотя переговоры и продолжаются, уже сейчас понятно, что у Казахстана будет собственное автомобилестроение. Благодаря АВТОВАЗу.


Денис Метальников,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
28.09.2001