Только что из увлекательной командировки возвратились двое металлургов: начальник
цеха № 14-3 Иван Шадрин и начальник цеха технического контроля Анатолий Перешивалов.
Командировка не в заморские края, а поблизости - в Ивановскую область, в Кинешму.
На ОАО "Автоагрегат". Но впечатления оказались столь яркими, а информация об
увиденном такой важной, что директор металлургического производства даже собрал
совещание по итогам поездки.
"Автоагрегат" был создан в 67-м как поставщик
АЗЛК. Слыл заштатным, ничем не примечательным заводом. Сейчас же это единственное
в автомобильной отрасли России предприятие, которое сумело внедрить у себя международную
систему качества QS-9000. А так как специфика "Автоагрегата" - производство
поршней колесного цилиндра, пружин - сродни металлургическому производству,
интерес, проявленный специалистами из металлургического производства, вполне
понятен.
Позже Анатолий Викторович напишет в своем отчете,
мол, производство в Кинешме аналогично нашему, специалисты обучались не за кордоном,
рабочие - из местных жителей, а вот поди ж ты, смогли пройти сертификацию еще
в прошлом году германской аудиторской фирмой "ТЮФФ".
Правда, стоит уточнить, что речь пока идет о внедрении
QS-9000 лишь на линии производства поршней колесного цилиндра, к такому же экзамену
готовят линию пружин. (Кстати, среди потребителей этой пружины - российский
филиал "Форда").
И еще раз вернемся к строчкам отчета. "Мы обратили
внимание, что работа по развитию качества на "Автоагрегате" началась в 96-м
году в рамках проекта производства поршней колесного цилиндра".
А дело было так. Французскому филиалу американской
фирмы "TRW" (производство тормозных систем) потребовался недорогой хороший поставщик.
Американцы действовали через посредническую фирму, которая и нашла на просторах
России подходящий завод. Сотрудничество с американцами, с одной стороны, сулило
хорошую прибыль, казалось привлекательным, но с другой - требовалось выполнить
условие: добиться сертификации на QS-9000.
Сегодняшний день подтвердил: ставки пять лет назад
были сделаны верно, сертифицированный поршень себя полностью окупает, за счет
поступающих средств завод уже позволяет себе обновлять оборудование. Правда,
с зарплатой здесь пока туговато: рабочие получают по полторы тысячи, ИТР - до
двух тысяч.
- Что же такое QS-9000 в действии, Анатолий
Викторович?
- Это направленность на удовлетворение потребителя.
Мы-то думаем, что достаточно резко снизить брак - и потребитель у нас в кармане.
Оказывается, необходимо обеспечить выполнение 4-х параметров: надо доставить
свою продукцию нужного качества, нужного количества в нужное место и в нужное
время.
Меня же удивило, что все это возможно и здесь
нет ничего особенного. Я так и написал в выводах: у нас в металлургическом производстве
есть все условия для внедрения системы качества, соответствующего стандарту
QS-9000. Между прочим, их поршень изготавливается на таком же оборудовании,
какое у нас в ХОШе (Холодная объемная штамповка). И линия пружин такая же. Вот
только более четко ведется документация, все тщательнее отслеживается и анализируется.
И очень "продвинутый" в части учебы персонал. Маркетологи, финансисты, мастера
- все владеют языком системы качества, на все смотрят через призму требований
разделов ИСО-9000 и QS-9000. На "Автоагрегате" везде командный способ подхода
к каждой проблеме. После того как о командировке было доложено в нашем производстве,
директор металлургического производства принял решение попробовать такой же
стиль и в цехах кузнечного производства,
Хотели посланцы металлургического посмотреть,
как же на "Автоагрегате" отрабатываются дефекты на сертифицированной линии,
да не повезло. За весь год у потребителей не нашлось ни одного дефекта.