Постановление правительства от 29.12.2001 об изменении условий реструктуризации задолженности АО "АВТОВАЗ" комментирует главный бухгалтер, директор по налогам, учету и аудиту АО "АВТОВАЗ" Николай Хатунцов:
- Первоначальная сумма долга государству на 1.01.97 составляла 2 млрд 855 млн
рублей. В соответствии с постановлением №1316 от 15.09.97 года был составлен
договор о погашении этой задолженности. В результате регулярных выплат по погашению
задолженности на 1.01.2002 сумма долга была снижена до 2 млрд 141 млн рублей.
Фактически мы выплатили 714 миллионов рублей плюс срочные платежи по процентам
в размере 516 миллионов. То есть АВТОВАЗ выполнял свои обязательства в полной
мере, но в связи с уплатой долгов заводу не хватало средств на развитие. Наличие
пакета акций в залоге у государства связывало нам руки, лишало возможности по
привлечению инвестиций, ведь ни один серьезный инвестор не проявит интереса
к предприятию, у которого половина активов, 16 миллиардов рублей, находится
в залоге. В соответствии с условиями реструктуризации АВТОВАЗ не мог осуществлять
эмиссию акций, совершать облигационные займы и какие-либо другие финансовые
операции, связанные с ценными бумагами. В первом квартале 2001 года на АВТОВАЗе
была подготовлена программа технического развития, для реализации которой было
необходимо изменение условий реструктуризации - мы вышли с этим предложением
в правительство.
Принятое постановление №927 от 29.12.2001, во-первых,
дает нам возможность возвращения залогового пакета акций. Это очень важно для
имиджа АВТОВАЗа, как предприятия, определяющего свою инвестиционную политику,
работающего на фондовых рынках. Теперь у нашего акционерного общества появится
возможность размещать свои акции, делать облигационные займы - все формы финансовых
инструментов, разрешенные законодательством РФ, станут нам доступны. Во-вторых,
согласно постановлению, изменен график выплаты реструктурированной задолженности.
В 2002 и 2003 годах АВТОВАЗу предстоит погасить по 3,6 процента задолженности,
в 2004 и 2005 годах - по 3,8 процентов, в 2006 году - 4 процента, в 2007 - 4,3
процента, в 2008 - 5 процентов, в 2009 - 5,9 процентов и в 2010 - 66 процентов.
Таким образом, основная сумма выплат придется на 2010 год и составит 1 млрд
413 млн рублей. В 2011 году предполагается поквартальное погашение задолженности
по начисленным пеням и штрафам равными долями. Хочу отметить, что никаких привилегий
по сравнению с другими предприятиями России нам не предоставлено. Выгода измененного
графика реструктуризации очевидна - известно, что для постановки на производство
автомобилей семейства "Калина" необходимо 850 миллионов долларов. 350 миллионов
сможет вложить АВТОВАЗ, остальные 500 миллионов нужно брать извне в качестве
заемных средств. Часть из этих 500 миллионов долларов можно обеспечить как раз
в результате изменения условий реструктуризации.
АВТОВАЗ добросовестно выполняет свои обязательства
и по выплате налогов: в 2001 году во все уровни бюджетов и внебюджетных фондов
предприятие выплатило 26,7 миллиардов рублей. Ежегодно, в силу того, что растут
объемы производства, количество налогов, выплачиваемых АВТОВАЗом, увеличивается,
поэтому данное решение правительства более чем оправдано.