АВТОВАЗ открыт для инвесторов

     11 января первый вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению АО "АВТОВАЗ" Виталий Вильчик встретился с журналистами. Темой пресс-конференции стало принятое правительством РФ постановление №927 от 29.12.2001 об изменении условий реструктуризации задолженности АО "АВТОВАЗ". В качестве предисловия Виталий Андреевич рассказал о той работе, которая велась АВТОВАЗом чтобы ускорить принятие такого правительственного решения.

      - На основе маркетинговых исследований рынка специалистами АВТОВАЗа была разработана программа развития легкового автомобилестроения в России, предусматривающая меры по государственной поддержке этой отрасли. Программа была представлена председателем Совета директоров АО "АВТОВАЗ" Владимиром Каданниковым Президенту РФ Владимиру Путину. Но государство не имело возможности поддержать отечественную промышленность путем кредитов или предоставления гарантий под внешние инвестиции, поэтому на рассмотрение был выдвинут вопрос о возврате АВТОВАЗу залогового пакета акций, чтобы завод мог заняться привлечением инвестиций самостоятельно. Сейчас этот вопрос может быть решен благодаря данному постановлению. Кроме того, постановление предусматривает измененный график выплаты реструктурированной задолженности: в 2002 и 2003 годах АВТОВАЗу предстоит погасить по 3,6 процента задолженности, в 2004 и 2005 годах - по 3,8 процентов, в 2006 году - 4 процента, в 2007 - 4,3 процента, в 2008 - 5 процентов, в 2009 - 5,9 процентов и в 2010 - 66 процентов. В 2011 году предполагается поквартальное погашение задолженности по начисленным пеням и штрафам равными долями. Такой график дает нам порядка 100 миллионов долларов. Эти деньги пойдут на развитие действующего производства или для постановки на конвейер новых моделей. Тот пакет акций, который нам возвратят, АВТОВАЗ сможет использовать для повышения инвестиционной привлекательности. Можно провести дополнительную эмиссию акций и использовать ее в качестве залогового инструмента для получения инвестиций. Сейчас на АВТОВАЗе разрабатывается программа мер по привлечению инвестиций для решения первоначальных задач: постановка на производство автомобиля ВАЗ-1118 и коренная модернизация всего модельного ряда двигателей для будущих моделей. Однако, российские банки пока не готовы предоставить АВТОВАЗу долгосрочные кредиты. Как правило, срок возврата средств составляет один-два года, но это невыполнимое условие в рамках запуска массового производства.

      - Прогнозируют ли руководители АВТОВАЗа рост акций предприятия в связи с принятием этого постановления?

      - Прежде чем работать на финансовом рынке, мы должны повысить капитализацию акционерного общества, и я думаю, что решение правительства будет этому способствовать. На сегодня цена обыкновенной акции АО "АВТОВАЗ" превышает 500 рублей, и возможен еще больший рост.

      - Кому будет отдано предпочтение при выборе инвестора: российским или западным компаниям?

      - Мы не устанавливаем никаких приоритетов. Но наша предварительная работа показала, что инвесторов, готовых предоставить те объемы инвестиций, которые требуются заводу, пока нет ни в России, ни на Западе.

      - Львиная доля выплат по реструктурированной задолженности, 66 процентов, приходится на 2010 год. Почему установлены именно такие сроки?

      - На АВТОВАЗе разработан план финансового оздоровления предприятия до 2011 года, согласно которому при реализации всех поставленных задач ожидается получение достаточной для развития прибыли, начиная с 2006 года. Поэтому основные виды платежей были перенесены на конец этого десятилетия. Причин волноваться по поводу отказа предприятия платить в 2010 году быть не должно: стоит только сопоставить сумму долга, 2,140 миллиарда рублей, и ежегодное количество налогов, выплачиваемых АВТОВАзом - в 2001 году эта сумма составила 26,7 миллиардов рублей.

      - Как принятое постановление повлияет на отношения АВТОВАЗа с поставщиками?

      - Несомненно, положительно, и не только на отношения с поставщиками, но и с дилерами. АВТОВАЗ получил возможность самостоятельно решать свои задачи, вести инвестиционную политику, и это, безусловно, вносит ясность в партнерские отношения.

      - Не рассматривает ли АВТОВАЗ вариант размещения обыкновенных акций на открытом рынке среди мелких инвесторов?

      - Мы, по сути дела, еще не работали серьезно на фондовом рынке. Я имею в виду крупные пакеты, а не акции, находящиеся у населения. Думаю, что в ближайшем будущем такая работа начнется.

      - Возможно ли развитие завода без привлечения внешних инвесторов?

      - Сегодня АВТОВАЗ способен самостоятельно финансировать некоторые задачи технического развития. Объемы прибыли позволяют нам ставить на производство новую модель, но срок постановки составляет в таком случае пять лет - это много. Чтобы оставаться конкурентоспособным предприятием, мы должны сократить этот срок до трех лет. Привлечь собственные ресурсы на такой короткий период не представляется возможным.

      - Будет ли отдано предпочтение при выборе стратегического партнера компании, которая привнесет не только денежные средства, но и технологии?

      - Да, конечно, яркий пример в этом случае - совместное предприятие с GM. Ведь данный проект - не только "живые" деньги и оборудование, это и новая культура качества, и передовые технологии.


Подготовила Светлана Лысякова,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
14.01.2002