Степь дрогнула, нехотя подчиняясь людям

     Конечно, котлованы сподручнее рыть летом, а не в крещенские морозы. Но строителям будущего автогиганта на Волге на все про все отводилось три года. Не то что день - каждый час на учете. Так что лета ждать было недосуг...
      14 января 67-го года - одна из самых значимых дат в истории ВАЗа. В этот день был вынут первый ковш грунта под котлован первого вазовского объекта - корпуса вспомогательных цехов. Тогдашний "Гидростроитель" так описывал это событие: "Момент, запечатленный на этом снимке, уже никогда не повторится. Экскаватор Э-1251 № 3845 только что вынул первый ковш грунта из котлована под первый объект Волжского автозавода. Машину обслуживал экипаж в составе Владимира Топора, Ильи Шепелева, Николая Верясова, Вадима Безгачева с третьего участка управления механизации. Шофер АТУ-5 Анатолий Ежак принял грунт на борт своего самосвала. На 17 января из котлована под будущий КВЦ уже было вынуто около трех тысяч кубов грунта".
      А вот то же событие глазами корреспондента "Советской России" Александра Воробьева (свои впечатления он опубликовал в 70-м году в книге "Волжский автомобильный строится"):
      "14 января 67-го произошло на вид совершенно будничное, но очень знаменательное событие: ковш экскаватора вынул первый кубометр грунта. Припорошенная снегом, очень небольшим в том году, дрогнула твердая, словно каменная, приволжская степь, нехотя подчиняясь людям. Так называемый нулевой цикл стройки начался. Это период "войны" с землей. Сколько ее надо разрыхлить, погрузить в машины и вывезти за пределы площадки! Миллионы кубометров!
      Не испугались люди астрономических цифр, ведь страна вооружила их могучей техникой. 10 тыс. грабарей с лошадьми и лопатами строили Горьковский автозавод - теперь на берегу Куйбышевского моря действуют 200 бульдозеров, около 500 строительных кранов, больше сотни ковшовых экскаваторов и более двух тысяч автомашин, не считая нескольких тысяч различных средств малой механизации..."
      Заглянем еще в одну книгу - академически изданный "Технический отчет о строительстве Волжского автомобильного" под редакцией двух тогдашних министров: энергетики - П.С. Непорожнего и автомобилестроения - А.М. Тарасова. Здесь-то и сообщаются те самые астрономические цифры:
      - По сути, 67-й год явился периодом разворота этих работ на всех первоочередных объектах автозавода. Объем этих работ на строительстве первой очереди составил 55370 тыс. кубов, в том числе выемка - 33210 тыс. кубов, насыпи - 22160 тыс. кубов. Общепереработанный объем земли - 114,3 млн. кубов.
      (А землица-то была плодородная. Ее свезли в своеобразное хранилище - на площадку за КВЦ. К сожалению, государство ею распорядилось впоследствии не очень рационально, лишь часть была использована под рекультивацию почвы в других местах).
      Некоторые фамилии тогдашних строителей Куйбышевгидростроя были на слуху у всех, гремели так, что иным сегодняшним эстрадным звездам и не снилось: Герой Соцтруда Любовь Сиверская - бригада мамы Любы, как говорили в то время, занималась кровельными работами на многих корпусах АвтоВАЗа. Бульдозерист, Герой Соцтруда Петр Досаев - его трактор, как мне рассказывали, поставлен на вечную стоянку возле управления механизации; водитель "КРАЗа" Виктор Быков...
      Из этой же когорты Александр Миневич, экскаваторщик. С Александром Васильевичем мы встречались буквально вчера. И услышал вот такую историю. Рабочий трудился на третьем участке управления механизации. Как и полагалось в то время, соревновался с ребятами по участку, брал трудовые обязательства. Правда, очень необычные - кругом только ахали. К примеру, он заявил, что со своим стареньким Э-2665, с которым вот уже 20 лет не расставался, "отработает весь автозавод".
      И с 67-го по 71-й год они трудились вместе: Александр Миневич и его железный друг. Старший прораб не раз уговаривал - мол, Александр, бери новый, вон целый ряд красавцев! А он ухаживал за своим, пылинки с него сдувал и всегда выдавал по полторы-две нормы:
      - А что, емкость ковша и у новых, и у моего одинаковая - 0,65. Зато у меня цикл работы быстрей. Когда делали засыпку, я "КРАЗ" за полторы минуты нагружал, другие не поспевали...
      Пройдет несколько лет со дня выемки первого ковша, и в 1974 году Международная ассоциация "INGER-SOLL-RAND" присудит и вручит Волжскому автозаводу приз за самое грандиозное сооружение мира в 74-м году. Впрочем, в дипломе к призу записано более точно: "За яркий пример строительного искусства исключительного социального значения, за символ нашей эпохи".


Тамара Пищулева, Рина Маркова,
газета "Волжский автостроитель"
Информация предоставлена пресс-центром АО "АВТОВАЗ"
14.01.2002
Снимки из фонда музея АО "АВТОВАЗ"