Конечно, котлованы сподручнее рыть летом, а не в крещенские морозы. Но строителям
будущего автогиганта на Волге на все про все отводилось три года. Не то что
день - каждый час на учете. Так что лета ждать было недосуг...
14 января 67-го года - одна из самых значимых
дат в истории ВАЗа. В этот день был вынут первый ковш грунта под котлован первого
вазовского объекта - корпуса вспомогательных цехов. Тогдашний "Гидростроитель"
так описывал это событие: "Момент, запечатленный на этом снимке, уже никогда
не повторится. Экскаватор Э-1251 № 3845 только что вынул первый ковш грунта
из котлована под первый объект Волжского автозавода. Машину обслуживал экипаж
в составе Владимира Топора, Ильи Шепелева, Николая Верясова, Вадима Безгачева
с третьего участка управления механизации. Шофер АТУ-5 Анатолий Ежак принял
грунт на борт своего самосвала. На 17 января из котлована под будущий КВЦ уже
было вынуто около трех тысяч кубов грунта".
А вот то же событие глазами корреспондента "Советской
России" Александра Воробьева (свои впечатления он опубликовал в 70-м году в
книге "Волжский автомобильный
строится"):
"14 января 67-го произошло на вид совершенно
будничное, но очень знаменательное событие: ковш экскаватора вынул первый кубометр
грунта. Припорошенная снегом, очень небольшим в том году, дрогнула твердая,
словно каменная, приволжская степь, нехотя подчиняясь людям. Так называемый
нулевой цикл стройки начался. Это период "войны" с землей. Сколько ее надо разрыхлить,
погрузить в машины и вывезти за пределы площадки! Миллионы кубометров!
Не испугались люди астрономических цифр, ведь
страна вооружила их могучей техникой. 10 тыс. грабарей с лошадьми и лопатами
строили Горьковский автозавод - теперь на берегу Куйбышевского моря действуют
200 бульдозеров, около 500 строительных кранов, больше сотни ковшовых экскаваторов
и более двух тысяч автомашин, не считая нескольких тысяч различных средств малой
механизации..."
Заглянем еще в одну книгу - академически изданный
"Технический отчет о строительстве Волжского автомобильного" под редакцией двух
тогдашних министров: энергетики - П.С. Непорожнего и автомобилестроения - А.М.
Тарасова. Здесь-то и сообщаются те самые астрономические цифры:
- По сути, 67-й год явился периодом разворота
этих работ на всех первоочередных объектах автозавода. Объем этих работ на строительстве
первой очереди составил 55370 тыс. кубов, в том числе выемка - 33210 тыс. кубов,
насыпи - 22160 тыс. кубов. Общепереработанный объем земли - 114,3 млн. кубов.
(А землица-то была плодородная. Ее свезли в своеобразное
хранилище - на площадку за КВЦ. К сожалению, государство ею распорядилось впоследствии
не очень рационально, лишь часть была использована под рекультивацию почвы в
других местах).
Некоторые фамилии тогдашних строителей Куйбышевгидростроя
были на слуху у всех, гремели так, что иным сегодняшним эстрадным звездам и
не снилось: Герой Соцтруда Любовь Сиверская - бригада мамы Любы, как говорили
в то время, занималась кровельными работами на многих корпусах АвтоВАЗа. Бульдозерист,
Герой Соцтруда Петр Досаев - его трактор, как мне рассказывали, поставлен на
вечную стоянку возле управления механизации; водитель "КРАЗа" Виктор Быков...
Из этой же когорты Александр Миневич, экскаваторщик.
С Александром Васильевичем мы встречались буквально вчера. И услышал вот такую
историю. Рабочий трудился на третьем участке управления механизации. Как и полагалось
в то время, соревновался с ребятами по участку, брал трудовые обязательства.
Правда, очень необычные - кругом только ахали. К примеру, он заявил, что со
своим стареньким Э-2665, с которым вот уже 20 лет не расставался, "отработает
весь автозавод".
И с 67-го по 71-й год они трудились вместе: Александр
Миневич и его железный друг. Старший прораб не раз уговаривал - мол, Александр,
бери новый, вон целый ряд красавцев! А он ухаживал за своим, пылинки с него
сдувал и всегда выдавал по полторы-две нормы:
- А что, емкость ковша и у новых, и у моего одинаковая
- 0,65. Зато у меня цикл работы быстрей. Когда делали засыпку, я "КРАЗ" за полторы
минуты нагружал, другие не поспевали...
Пройдет несколько лет со дня выемки
первого ковша, и в 1974 году Международная ассоциация "INGER-SOLL-RAND" присудит
и вручит Волжскому автозаводу приз за самое грандиозное сооружение мира в 74-м
году. Впрочем, в дипломе к призу записано более точно: "За яркий пример строительного
искусства исключительного социального значения, за символ нашей эпохи".