АВТОВАЗ: эффективная работа на нормальной базе

        14 февраля в АО "АВТОВАЗ" состоялась первая пресс-конференция новых руководителей предприятия - президента - генерального директора Виталия Вильчика, первого вице-президента - первого заместителя генерального директора Юрия Степанова и вице-президента по персоналу Владимира Пересыпкинского. Руководители рассказали о своих первостепенных задачах, а также ответили на вопросы почти 60 представителей более 30 центральных, региональных и городских средств массовой информации. Пресс-конференцию открыл президент - генеральный директор АО "АВТОВАЗ" Виталий Вильчик:
        - Мы не пришли с задачей коренного переворота деятельности завода. Надо отдать должное тому руководству, которое было до нас: сформирована нормальная база для эффективной работы Волжского автозавода и группы "АВТОВАЗ" в целом, созданы хорошие предпосылки, чтобы значительно поправить финансовое положение и за счет собственных средств начать решать задачи не только социального плана, но и технического развития завода. На производстве предстоит сократить непроизводительные потери. Будет продолжена подготовка выпуска новых моделей. Предстоит совершенствовать систему логистики, которая уже существует на АВТОВАЗе. К этой работе мы привлекли иностранные компании, начали сотрудничество с ними. Будет продолжена работа над качеством - мы должны учитывать желания наших потребителей. В области финансов предстоит дальнейшее повышение эффективности деятельности нашей компании, оптимизация финансовых потоков и выход на рынок ценных бумаг. Первый пробный проект, который мы запустили, - облигационный займ. Им мы начнем работу на рынке ценных бумаг. Будет продолжено совершенствование нашей оперативно-сбытовой деятельности.

     - В чем суть облигационного займа? Каковы его параметры? Кто будет вашими консультантами?

     В. А. Вильчик: Мы никогда еще не работали на рынке ценных бумаг. Таким образом, мы хотим создать определенную финансовую репутацию нашей компании, чтобы о ней узнали на рынке. Объем предстоящего займа небольшой - порядка 300 миллионов рублей, но для нас он важен как инструмент наработки опыта в такой деятельности. Здесь с нами работают пять компаний, одна из которых - в качестве консультанта.
     
      - Какие идеи и планы имеются по сокращению сроков разработки и начала выпуска новых автомобилей?

     В. П. Пересыпкинский: Действительно, это очень важный вопрос - сокращение сроков разработки проектов автомобилей и постановки их на производство. В свое время на Волжском автозаводе был создан научно-технический центр. Его задачей является координация всей деятельность как по разработке, так и по подготовке производства новых автомобилей.
     За последние годы нам удалось многое сделать и продвинуться в области параллельного инжиниринга. Если раньше мы последовательно разрабатывали конструкцию, затем - технологию, потом вели подготовку производства, и все растягивалось на очень длительный срок в 8-10 лет, то с созданием научно-технического центра и применением там методов параллельного инжиниринга и компьютерного проектирования нам удалось значительно сократить эти сроки.
      По модели ВАЗ-2123 мы уже в этом году должны начать поставки на совместное предприятие всего сборочного комплекта автомобиля. АВТОВАЗ, как известно, производит весь кузов - штамповку его деталей и их сварку, поставку кузова на окраску, а также все механические узлы - силовой агрегат, ходовую часть, рулевое управление, тормоза. То есть, все основные элементы делаются на АВТОВАЗе. Сегодня мы находимся в стадии завершения подготовки производства и начале освоения этого автомобиля.
      По семейству "1118" мы значительно ушли вперед. Основные детали этого автомобиля - особенно кузов - были спроектированы в компьютерном виде. На сегодня многие чертежи существуют только в виде математических моделей. Это не только ускоряет проектирование, но и делает его более точным, более предметным и в будущем сокращает сроки освоения автомобиля на производстве.

     - Известно, что качество автомобиля на 70 процентов формируют поставщики. Сегодня ВАЗ имеет одного-двух поставщиков по каждому из комплектующих изделий. Известно, что в стране не хватает изготовителей нормальных автокомпонентов. Что собирается делать в этом отношении АВТОВАЗ? Требуется ли изменение политики государства для того, чтобы в стране появились изготовители комплектующих изделий?

      В. А. Вильчик: Мировой опыт автомобилестроения, в частности, корпорации "Дженерал Моторс" свидетельствует о том, что компания как раз стремится работать с одним поставщиком. Как они говорят, это проще и дешевле, это управляемо.
     Мы работу с производителями автокомпонентов ведем уже давно. На сегодня 90 наших крупнейших поставщиков прошли сертификацию по стандарту ISO9001. Эту работу мы продолжаем и с другими нашими партнерами. Думаю, что ни один из этих поставщиков не отвернется от нас. Львиная их доля станет поставщиками совместного предприятия.
     Альтернатива в поставках скорее влияет на стоимость комплектующих, чем на их качество. Эти предприятия конкурируют в цене. А качество их продукции определяется технической оснащенностью производства и теми разработками и техническими условиями, которые выдвигает АВТОВАЗ для этих поставщиков. В первую очередь нам нужно аттестовать своих изготовителей автокомпонентов на соответствие стандартам ISO9001, а потом ужесточить технические условия и требования по поставкам и качеству.

     - Какой ожидается чистая прибыль АВТОВАЗа в 2002 году? Что планируется сделать для финансового оздоровления предприятия?

     В. А. Вильчик: Нами разработана такая программа до 2011 года. Начнется реализация проекта "Калина". Параллельно будет происходить модернизация двигателя. На эффективную работу по этим направлениям мы должны выйти примерно в 2005 году. В 2007 году мы выходим на совершенно новый уровень тех доходов, которые нам необходимы для решения всех задач.
     Ну а то, что в 2002 году чистая прибыль АВТОВАЗа будет заметно больше, чем в 2001-м, это однозначно.

     - Владимир Петрович, Ваше вступление в новую должность совпало с подготовкой к очередной конференции по обсуждению коллективного договора. На какой стадии находится этот процесс? Будут ли в новый коллективный договор внесены изменения в связи с принятием нового КЗоТа?

     В. П. Пересыпкинский: Подготовка к колдоговорной конференции ведется уже давно. На сегодня подведены итоги выполнения этого положения в 2001 году. Проведено несколько заседаний согласительной комиссии. Одновременно разрабатывался проект коллективного договора на нынешний год. В ближайшее время он будет опубликован в газете "Волжский автостроитель". В этом документе учтены все новые положения, которые содержатся в принятом недавно КЗоТе. Но кардинальных изменений не будет. Коллективный договор, в свое время разработанный на Волжском автозаводе, значительно опередил нынешние законодательные нормативы. Теперь же закон как бы подтвердил то, что мы уже давно делаем.

     - Было сказано о последнем шаге в процессе реформирования. На АВТОВАЗе уже состоялось выделение бизнес-единиц и формирование центров ответственности, разработаны бюджетов доходов и расходов. Что осталось сделать?

      Ю. Б. Степанов: За эти годы в части реформирования предприятия сделано достаточно много - созданы бизнес-единицы по всем нашим комплексам. В них, как система управления, внедрено бюджетное планирование. В задачах 2002 года - формирование и практическое внедрение системы стратегического и среднесрочного планирования, формирование корпоративного центра управления АО "АВТОВАЗ" и дочерних предприятий. Главная задача - отладка системы финансовых расчетов внутри корпорации.

     - Можно ли уже сейчас сказать, какая ориентировочно часть прибыли пойдет на подготовку производства семейства "1118"?

     В. А. Вильчик: В этом году нашим бюджетом под эту задачу предусмотрено 200 миллионов долларов. Но этих средств явно недостаточно, потому что общая стоимость проекта более 800 миллионов долларов. Для того, чтобы в этом году нам не сорвать начало подготовки производства, необходимо еще привлечь ресурсы в объеме порядка 70 миллионов долларов. Такая задача поставлена перед финансовой службой завода. Она выполнима.

    - Каким образом вы намереваетесь изыскать те 70 миллионов долларов, которые необходимы для запуска проекта "Калины"?

    В. А. Вильчик: Наш основной партнер, с которым мы работаем уже давно, - это Внешэкономбанк. Готов предоставить нам кредит Санкт-Петербургский филиал банка "Менатеп". Местные тольяттинские банки говорят о своем желании работать с нами в локальных проектах до 10 миллионов долларов. Со всеми ними мы ведем переговоры. Для этого у нас создано управление инвестиций.

    - Как известно, технический совет ВАЗа утвердил концепцию автомобиля, который сменит на главном конвейере модельный ряд классической компоновки. Что это за модель? Также много говорилось о разработке ВАЗом автомобиля класса "D". Есть какие-то результаты этого?

    В. П. Пересыпкинский: Мы действительно планируем заменить нынешнюю "классику" на второй линии главного конвейера. Решено ставить там автомобиль такой же компоновки, чтобы не переоснащать производство и использовать уже имеющиеся мощности по выпуску силовых агрегатов и узлов ходовой части, проведя их модернизацию.
   "Классика" на ВАЗе изготавливается более двух десятков лет. Но и сегодня благодаря своим ценовым параметрам и потребительским свойствам этот модельный ряд востребован на рынке. Заменить такой автомобиль более дорогой машиной - это значит лишить часть наших потребителей возможности доступной покупки, а следовательно и потерять часть рынка. Поэтому было принято решение создать новую модель классической компоновки с ценой, лишь незначительно превышающей нынешнюю.
    Это задача довольно сложная и с точки зрения техники, и с точки зрения экономики. Но она сегодня решается нашим научно-техническим центром. Созданы стилевые модели автомобиля - новый кузов, новый интерьер. Модернизация существующих узлов позволяет нам в будущем в течение как минимум 10-15 лет соответствовать всем новым требованиям по экологичности, безопасности, шуму и всем остальным, которые существуют сейчас на мировом рынке. Инвестиции в этот проект также будут нужны, но они в несколько раз ниже, чем если бы мы ставили переднеприводный автомобиль.
    После завершения освоения "Калины" начнется подготовка производства нового автомобиля классической компоновки. Его ходовой макет можно будет увидеть уже в этом году на Московском автосалоне.
    В проектах АВТОВАЗа также есть автомобиль класса "D". Его концепция разрабатывается в научно-техническом центре. Нельзя сказать, что этот класс АВТОВАЗу просто необходим. Такие автомобили чаще всего делаются представительскими, они дорогие. Вряд ли АВТОВАЗ уйдет из ниши недорогих и доступных автомобилей в тот класс.

    - Как будут строиться отношения АВТОВАЗа с его дочерними предприятиями автосервиса в компании с многочисленными дилерами?

    В. А. Вильчик: Нам удалось в прошлом году наработать целостную программу, которую мы продолжим реализовывать. Мы хотим пойти по пути предоставления предприятиям фирменного вазовского автосервиса большей свободы в принятии решений на местах. Тем не менее, контрольный пакет этих предприятий останется у АВТОВАЗа.

    - В течение прошлого года на АВТОВАЗе звучало такое понятие как единая розничная цена на вазовские автомобили на всей территории России. Будет ли продолжена работа в этом направлении? Реально ли в нынешних условиях добиться решения этой задачи?

    В. А. Вильчик: Мы стараемся работать так, как работает весь мир. Но, продекларировав цену на рынке автомобилей, необходимо и продекларировать цену на закупаемые материалы и комплектующие. Эти две задачи нужно решать одновременно.

    - ВАЗ всегда активно участвовал в развитии социальной инфраструктуры города. Будете ли вы и дальше заниматься этой работой? Как у вас складываются отношения с городскими властями?

    В. А. Вильчик: Наши отношения с местными властями всегда строились на основе конструктивного диалога. АВТОВАЗ на протяжении всей своей истории активно участвовал в создании городских социальных объектов. В свое время весь жилой массив, все объекты соцкультбыта были построены Волжским автозаводом. С изменением экономических условий изменилась и стратегия АВТОВАЗа. Но для своих работников и для всего города автозавод продолжает вкладывать средства в сооружение новых объектов и содержать уже существующие. Дворец культуры и техники, Дворец спорта "Волгарь", универсальный спортивный комплекс "Олимп", стадион "Торпедо" - все они находятся на балансе Волжского автозавода.
    АВТОВАЗ продолжает строительство жилья, создав дочернюю компанию "Лада-Дом". Строительство коммуникационных сетей для этих объектов ведется за счет Волжского автозавода. Такова нынешняя позиция АВТОВАЗа. Она будет продолжаться и дальше.

    - Во время недавнего визита мэра Тольятти в Голландию была достигнута договоренность о производстве на площадях ВАЗа сельскохозяйственной техники. Как скоро это может случиться?

    В. А. Вильчик: Речь идет об отдельных элементах и узлах сельскохозяйственной техники. В этой программе участвует не только наш завод, но и целый ряд других предприятий Самары и Сызрани. Такое решение было принято с согласия руководителей вазовских производств. Но пока конкретных наработок по объему, спецификации не было.
    Доля этого проекта очень невелика по отношению к основной деятельности АВТОВАЗа. Это просто помощь и участие вазовцев в решении задач села.

    - Какова судьба дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям? Будете ли вы их выплачивать? Какая часть прибыли пойдет на обыкновенные и привилегированные акции?

    В. А. Вильчик: По предварительным итогам нашей деятельности в 2001 году, мы имеем чистую прибыль около 3 миллиардов рублей. Вопрос о том, сколько процентов пойдет этих средств и на какие акции, будет вынесен на совет директоров за месяц до проведения ежегодного собрания акционеров. И только акционеры примут окончательное решение, сколько потратить средств на выплату дивидендов.

    - Кто сегодня является стратегическим партнером АО "АВТОВАЗ"?

    В. А. Вильчик: Нашим стратегическим партнером на сегодня является корпорация "Дженерал Моторс", с которой мы совместно ставим на производство автомобиль "Шевроле-Нива". В дальнейшем нам предстоит решать задачи, связанные с постановкой на производство "Калины" и заменой на главном конвейере автомобилей классической компоновки. Для этого мы также ищем партнера.


Подготовил Евгений Веретин
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
19.02.2002