14 февраля в АО "АВТОВАЗ" состоялась первая пресс-конференция новых руководителей
предприятия - президента - генерального директора Виталия Вильчика, первого
вице-президента - первого заместителя генерального директора Юрия Степанова
и вице-президента по персоналу Владимира Пересыпкинского. Руководители рассказали
о своих первостепенных задачах, а также ответили на вопросы почти 60 представителей
более 30 центральных, региональных и городских средств массовой информации.
Пресс-конференцию открыл президент - генеральный директор АО "АВТОВАЗ" Виталий
Вильчик:
- Мы не пришли с задачей коренного переворота деятельности завода. Надо
отдать должное тому руководству, которое было до нас: сформирована нормальная
база для эффективной работы Волжского автозавода и группы "АВТОВАЗ" в целом,
созданы хорошие предпосылки, чтобы значительно поправить финансовое положение
и за счет собственных средств начать решать задачи не только социального плана,
но и технического развития завода. На производстве предстоит сократить непроизводительные
потери. Будет продолжена подготовка выпуска новых моделей. Предстоит совершенствовать
систему логистики, которая уже существует на АВТОВАЗе. К этой работе мы привлекли
иностранные компании, начали сотрудничество с ними. Будет продолжена работа
над качеством - мы должны учитывать желания наших потребителей. В области финансов
предстоит дальнейшее повышение эффективности деятельности нашей компании, оптимизация
финансовых потоков и выход на рынок ценных бумаг. Первый пробный проект, который
мы запустили, - облигационный займ. Им мы начнем работу на рынке ценных бумаг.
Будет продолжено совершенствование нашей оперативно-сбытовой деятельности.
- В чем суть облигационного займа? Каковы его
параметры? Кто будет вашими консультантами?
В. А. Вильчик: Мы никогда еще не работали на рынке
ценных бумаг. Таким образом, мы хотим создать определенную финансовую репутацию
нашей компании, чтобы о ней узнали на рынке. Объем предстоящего займа небольшой
- порядка 300 миллионов рублей, но для нас он важен как инструмент наработки
опыта в такой деятельности. Здесь с нами работают пять компаний, одна из которых
- в качестве консультанта.
- Какие идеи и планы имеются по сокращению
сроков разработки и начала выпуска новых автомобилей?
В.
П. Пересыпкинский: Действительно, это очень важный вопрос - сокращение сроков
разработки проектов автомобилей и постановки их на производство. В свое время
на Волжском автозаводе был создан научно-технический центр. Его задачей является
координация всей деятельность как по разработке, так и по подготовке производства
новых автомобилей.
За последние годы нам удалось многое сделать и
продвинуться в области параллельного инжиниринга. Если раньше мы последовательно
разрабатывали конструкцию, затем - технологию, потом вели подготовку производства,
и все растягивалось на очень длительный срок в 8-10 лет, то с созданием научно-технического
центра и применением там методов параллельного инжиниринга и компьютерного проектирования
нам удалось значительно сократить эти сроки.
По модели ВАЗ-2123 мы уже в этом году должны
начать поставки на совместное предприятие всего сборочного комплекта автомобиля.
АВТОВАЗ, как известно, производит весь кузов - штамповку его деталей и их сварку,
поставку кузова на окраску, а также все механические узлы - силовой агрегат,
ходовую часть, рулевое управление, тормоза. То есть, все основные элементы делаются
на АВТОВАЗе. Сегодня мы находимся в стадии завершения подготовки производства
и начале освоения этого автомобиля.
По семейству "1118" мы значительно ушли
вперед. Основные детали этого автомобиля - особенно кузов - были спроектированы
в компьютерном виде. На сегодня многие чертежи существуют только в виде математических
моделей. Это не только ускоряет проектирование, но и делает его более точным,
более предметным и в будущем сокращает сроки освоения автомобиля на производстве.
- Известно, что качество автомобиля на 70
процентов формируют поставщики. Сегодня ВАЗ имеет одного-двух поставщиков по
каждому из комплектующих изделий. Известно, что в стране не хватает изготовителей
нормальных автокомпонентов. Что собирается делать в этом отношении АВТОВАЗ?
Требуется ли изменение политики государства для того, чтобы в стране появились
изготовители комплектующих изделий?
В. А. Вильчик: Мировой опыт автомобилестроения,
в частности, корпорации "Дженерал Моторс" свидетельствует о том, что компания
как раз стремится работать с одним поставщиком. Как они говорят, это проще и
дешевле, это управляемо.
Мы работу с производителями автокомпонентов ведем уже
давно. На сегодня 90 наших крупнейших поставщиков прошли сертификацию по стандарту
ISO9001. Эту работу мы продолжаем и с другими нашими партнерами. Думаю, что
ни один из этих поставщиков не отвернется от нас. Львиная их доля станет поставщиками
совместного предприятия.
Альтернатива в поставках скорее влияет на стоимость
комплектующих, чем на их качество. Эти предприятия конкурируют в цене. А качество
их продукции определяется технической оснащенностью производства и теми разработками
и техническими условиями, которые выдвигает АВТОВАЗ для этих поставщиков. В
первую очередь нам нужно аттестовать своих изготовителей автокомпонентов на
соответствие стандартам ISO9001, а потом ужесточить технические условия и требования
по поставкам и качеству.
- Какой ожидается чистая прибыль АВТОВАЗа в
2002 году? Что планируется сделать для финансового оздоровления предприятия?
В. А. Вильчик: Нами разработана такая программа до
2011 года. Начнется реализация проекта "Калина". Параллельно будет происходить
модернизация двигателя. На эффективную работу по этим направлениям мы должны
выйти примерно в 2005 году. В 2007 году мы выходим на совершенно новый уровень
тех доходов, которые нам необходимы для решения всех задач.
Ну а то, что в 2002 году чистая прибыль АВТОВАЗа будет
заметно больше, чем в 2001-м, это однозначно.
- Владимир Петрович, Ваше вступление в новую
должность совпало с подготовкой к очередной конференции по обсуждению коллективного
договора. На какой стадии находится этот процесс? Будут ли в новый коллективный
договор внесены изменения в связи с принятием нового КЗоТа?
В. П. Пересыпкинский: Подготовка к колдоговорной конференции
ведется уже давно. На сегодня подведены итоги выполнения этого положения в 2001
году. Проведено несколько заседаний согласительной комиссии. Одновременно разрабатывался
проект коллективного договора на нынешний год. В ближайшее время он будет опубликован
в газете "Волжский автостроитель". В этом документе учтены все новые положения,
которые содержатся в принятом недавно КЗоТе. Но кардинальных изменений не будет.
Коллективный договор, в свое время разработанный на Волжском автозаводе, значительно
опередил нынешние законодательные нормативы. Теперь же закон как бы подтвердил
то, что мы уже давно делаем.
- Было сказано о последнем шаге в процессе
реформирования. На АВТОВАЗе уже состоялось выделение бизнес-единиц и формирование
центров ответственности, разработаны бюджетов доходов и расходов. Что осталось
сделать?
Ю. Б. Степанов: За эти годы в части реформирования предприятия сделано достаточно
много - созданы бизнес-единицы по всем нашим комплексам. В них, как система
управления, внедрено бюджетное планирование. В задачах 2002 года - формирование
и практическое внедрение системы стратегического и среднесрочного планирования,
формирование корпоративного центра управления АО "АВТОВАЗ" и дочерних предприятий.
Главная задача - отладка системы финансовых расчетов внутри корпорации.
- Можно ли уже сейчас сказать, какая ориентировочно
часть прибыли пойдет на подготовку производства семейства "1118"?
В. А. Вильчик: В этом году нашим бюджетом под
эту задачу предусмотрено 200 миллионов долларов. Но этих средств явно недостаточно,
потому что общая стоимость проекта более 800 миллионов долларов. Для того, чтобы
в этом году нам не сорвать начало подготовки производства, необходимо еще привлечь
ресурсы в объеме порядка 70 миллионов долларов. Такая задача поставлена перед
финансовой службой завода. Она выполнима.
- Каким образом вы намереваетесь изыскать те 70 миллионов
долларов, которые необходимы для запуска проекта "Калины"?
В. А. Вильчик: Наш основной партнер, с которым мы работаем
уже давно, - это Внешэкономбанк. Готов предоставить нам кредит Санкт-Петербургский
филиал банка "Менатеп". Местные тольяттинские банки говорят о своем желании
работать с нами в локальных проектах до 10 миллионов долларов. Со всеми ними
мы ведем переговоры. Для этого у нас создано управление инвестиций.
- Как известно, технический совет ВАЗа утвердил концепцию
автомобиля, который сменит на главном конвейере модельный ряд классической компоновки.
Что это за модель? Также много говорилось о разработке ВАЗом автомобиля класса
"D". Есть какие-то результаты этого?
В. П. Пересыпкинский: Мы действительно планируем заменить
нынешнюю "классику" на второй линии главного конвейера. Решено ставить там автомобиль
такой же компоновки, чтобы не переоснащать производство и использовать уже имеющиеся
мощности по выпуску силовых агрегатов и узлов ходовой части, проведя их модернизацию.
"Классика" на ВАЗе изготавливается более двух десятков лет.
Но и сегодня благодаря своим ценовым параметрам и потребительским свойствам
этот модельный ряд востребован на рынке. Заменить такой автомобиль более дорогой
машиной - это значит лишить часть наших потребителей возможности доступной покупки,
а следовательно и потерять часть рынка. Поэтому было принято решение создать
новую модель классической компоновки с ценой, лишь незначительно превышающей
нынешнюю.
Это задача довольно сложная и с точки зрения техники,
и с точки зрения экономики. Но она сегодня решается нашим научно-техническим
центром. Созданы стилевые модели автомобиля - новый кузов, новый интерьер. Модернизация
существующих узлов позволяет нам в будущем в течение как минимум 10-15 лет соответствовать
всем новым требованиям по экологичности, безопасности, шуму и всем остальным,
которые существуют сейчас на мировом рынке. Инвестиции в этот проект также будут
нужны, но они в несколько раз ниже, чем если бы мы ставили переднеприводный
автомобиль.
После завершения освоения "Калины" начнется подготовка
производства нового автомобиля классической компоновки. Его ходовой макет можно
будет увидеть уже в этом году на Московском автосалоне.
В проектах АВТОВАЗа также есть автомобиль класса "D".
Его концепция разрабатывается в научно-техническом центре. Нельзя сказать, что
этот класс АВТОВАЗу просто необходим. Такие автомобили чаще всего делаются представительскими,
они дорогие. Вряд ли АВТОВАЗ уйдет из ниши недорогих и доступных автомобилей
в тот класс.
-
Как будут строиться отношения АВТОВАЗа с его дочерними предприятиями автосервиса
в компании с многочисленными дилерами?
В. А. Вильчик: Нам удалось в прошлом году наработать
целостную программу, которую мы продолжим реализовывать. Мы хотим пойти по пути
предоставления предприятиям фирменного вазовского автосервиса большей свободы
в принятии решений на местах. Тем не менее, контрольный пакет этих предприятий
останется у АВТОВАЗа.
- В течение прошлого года на АВТОВАЗе звучало такое
понятие как единая розничная цена на вазовские автомобили на всей территории
России. Будет ли продолжена работа в этом направлении? Реально ли в нынешних
условиях добиться решения этой задачи?
В. А. Вильчик: Мы стараемся работать так, как работает
весь мир. Но, продекларировав цену на рынке автомобилей, необходимо и продекларировать
цену на закупаемые материалы и комплектующие. Эти две задачи нужно решать одновременно.
- ВАЗ всегда активно участвовал в развитии социальной
инфраструктуры города. Будете ли вы и дальше заниматься этой работой? Как у
вас складываются отношения с городскими властями?
В. А. Вильчик: Наши отношения с местными властями всегда
строились на основе конструктивного диалога. АВТОВАЗ на протяжении всей своей
истории активно участвовал в создании городских социальных объектов. В свое
время весь жилой массив, все объекты соцкультбыта были построены Волжским автозаводом.
С изменением экономических условий изменилась и стратегия АВТОВАЗа. Но для своих
работников и для всего города автозавод продолжает вкладывать средства в сооружение
новых объектов и содержать уже существующие. Дворец культуры и техники, Дворец
спорта "Волгарь", универсальный спортивный комплекс "Олимп", стадион "Торпедо"
- все они находятся на балансе Волжского автозавода.
АВТОВАЗ продолжает строительство жилья, создав дочернюю
компанию "Лада-Дом". Строительство коммуникационных сетей для этих объектов
ведется за счет Волжского автозавода. Такова нынешняя позиция АВТОВАЗа. Она
будет продолжаться и дальше.
- Во время недавнего визита мэра Тольятти в Голландию
была достигнута договоренность о производстве на площадях ВАЗа сельскохозяйственной
техники. Как скоро это может случиться?
В. А. Вильчик: Речь идет об отдельных элементах и узлах
сельскохозяйственной техники. В этой программе участвует не только наш завод,
но и целый ряд других предприятий Самары и Сызрани. Такое решение было принято
с согласия руководителей вазовских производств. Но пока конкретных наработок
по объему, спецификации не было.
Доля этого проекта очень невелика по отношению к основной
деятельности АВТОВАЗа. Это просто помощь и участие вазовцев в решении задач
села.
- Какова судьба дивидендов по обыкновенным и привилегированным
акциям? Будете ли вы их выплачивать? Какая часть прибыли пойдет на обыкновенные
и привилегированные акции?
В. А. Вильчик: По предварительным итогам нашей деятельности
в 2001 году, мы имеем чистую прибыль около 3 миллиардов рублей. Вопрос о том,
сколько процентов пойдет этих средств и на какие акции, будет вынесен на совет
директоров за месяц до проведения ежегодного собрания акционеров. И только акционеры
примут окончательное решение, сколько потратить средств на выплату дивидендов.
- Кто сегодня является стратегическим партнером АО
"АВТОВАЗ"?
В. А. Вильчик: Нашим стратегическим партнером на сегодня
является корпорация "Дженерал Моторс", с которой мы совместно ставим на производство
автомобиль "Шевроле-Нива". В дальнейшем нам предстоит решать задачи, связанные
с постановкой на производство "Калины" и заменой на главном конвейере автомобилей
классической компоновки. Для этого мы также ищем партнера.