Четверть века с "Нивой"

Источник: Автодром, Москва, май 2001 г.
Автор:
Александр ТРОХАЧЕВ

       Четверть века назад российским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в целом мире. Своим появлением он сломал устоявшиеся стереотипы и стал родоначальником нового класса легковых машин. Его не раз терзали в сравнительных тестах и пытались обставить на гоночных трассах, но в большинстве случаев "ВАЗ-2121" выходил победителем, 25-летний юбилей выпуска опытно-промышленной партии "Нивы" - хороший повод вспомнить, как это было.

       СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...

       Хотя в это трудно поверить, но работы по уникальной вазовской машине начались в далеком 1971 году, когда завод только-только приступил к сборке знаменитых "копеек" по фиатовской лицензии. Импульс к созданию "автомобиля для села" дал тогдашний председатель Совета министров страны Алексей Николаевич Косыгин.
       Инженеры ВАЗа изначально замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать беспрецедентный в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса (вдумайтесь в это словосочетание!). Большинство выпускаемых тогда автомобилей 4х4 имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх и низкооборотистый мотор. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный привод на все колеса с межосевым дифференциалом, независимая подвеска, несущий кузов, комфортабельный салон плюс форсированный двигатель.
       "Нива" появилась бы и раньше, но загвоздка была в том, что завод не располагал синхронным карданным шарниром, без которого привод к управляемым передним колесам просто немыслим. В 1975 году ВАЗ приобрел лицензию на выпуск таких изделий марки "Рцеппа-Бирфильд" и проблема была решена. Для ускорения начала производства раздаточную коробку сделали отдельной, а многие детали позаимствовали от серийных машин. В частности, на первых опытных образцах использовали задние фары от "тройки", которые впоследствии заменили на более современные "шестерочные". Подфарники и передние поворотники круглой формы "зарубили", отдав предпочтение блоку от "ВАЗ-2103/06". В пользу алюминиевых бамперов с резиновыми накладками отказались и от хромированных "троечных". В салоне тоже не мудрствовали лукаво, стремясь снизить конечную себестоимость машины.
       Первый прототип "Нивы" нарисовал Лев Петрович Мурашов, а затем к доводочной работе по кузову подключился дизайнер Валерий Павлович Семушкин. Первым испытателем машины стал Вадим Александрович Котляров. Ведущим конструктором "Нивы" был Петр Михайлович Прусов (ныне - главный конструктор "АВТОВАЗа"). Ну а курировал весь проект тогдашний главный конструктор Владимир Сергеевич Соловьев.

       ПРОБНЫЙ ШАР

       В апреле 1972 года на дорожные испытания вышел экспериментальный внедорожник с тентованным верхом. Это был основной вариант будущего "проходимца". Однако на техническом совете предпочтение отдали второму, готовившемуся энтузиастами на свой страх и риск.
       К лету 1973 года были собраны четыре вазовских вездехода. Первый окрасили в ярко-лимонный цвет и... доставили в Москву для показа высшему руководству страны. Состоялись смотрины или нет - неизвестно, поскольку заводских представителей не то что в Кремль или в Гараж особого назначения - даже к Боровицким воротам не подпустили. История умалчивает и о том, что происходило с машиной в течение полутора лет (до возвращения на завод). "Сарафанное радио" донесло слух о том, что на первой "Ниве" неоднократно выезжал на охоту сам Леонид Ильич Брежнев, глава партии и государства.
       Три другие машины, окрашенные в белый, горчичный и вишневый цвета, замаскировали. Чтобы скрыть принадлежность к Волжскому автозаводу, на всех прототипах закрепили таблички с надписью free way (свободный путь), а решетку радиатора увенчали латинской литерой "F" - пусть думают, что это итальянский "Фиат". Для ходовых испытаний выбрали Среднюю Азию. В августе 1973-го температура держалась на отметке +38 по Цельсию, и инженеров это устраивало. Для чистоты эксперимента попросили у коллег из Ульяновска "УАЗ-4695". Конечной точкой экспедиции наметили пограничный город Термез на самом юге Узбекистана.
       Пробег выявил недостатки в системе охлаждения и воздухозабора, передней подвеске и вентиляции салона. Пришлось отказаться от цельных передних боковых окон, которые при опускании то и дело перекашивались (в серию "Нива" пошла с такими же форточками, как на первых "Жигулях"). Предостерег пробег и от ненужных решений. Например, от установки отдельного маслорадиатора. Понадобилось накрутить еще тысячи километров, прежде чем "Нива" была доведена до кондиции.

       ДЕШЕВО ИЛИ СЕРДИТО?

       5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая серийная полноприводная легковушка, не имевшая аналогов ни в стране, ни в Европе, ни в мире. Это после нее появились японский "Сузуки Витара" и румынская "Дачия Дастер", американский "Джип Чероки" и корейский "КИА Спортэйдж". Но первой была "Нива".
       Необычным в ней было все, начиная с трехдверного несущего цельнометаллического кузова оригинальной формы и заканчивая внедорожной резиной с развитыми грунтозацепами. Лишь двигатель "ВАЗ-2106" и некоторые детали напоминали о родстве с другими тольяттинскими малолитражками. Стоила новинка 9000 рублей (чуть меньше "Волги"). Машину приняли неоднозначно. Сетуя на шумность, одни именовали ее "вазовским трактором". Другие, взахлеб нахваливая проходимость и выносливость, окрестили "танком во фраке". Что ни говори, это была первая легковушка, позволявшая ехать даже по свежевспаханному полю. Но если хотите знать мнение автора этих строк, то машина очень понравилась. В середине 80-х на Дальнем Востоке мне довелось поездить на "Ниве" не один сезон. И лучшей машины для поездок в тайгу за кедровыми шишками и лимонником было не найти.
       1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и "Нива" потянуло уже на 10300 целковых. Это снизило к ней покупательский интерес, и в дальнейшем ценник вернули в прежнее русло. Однако с началом перестройки, когда взлет цен на бензин и запчасти, сервисные услуги и сами автомобили стал опережать рост доходов населения, спрос на "Нивы" резко упал. Сказался большой "аппетит" машины и устаревающий дизайн. Не стоит забывать и о том, что поначалу до 80 процентов всех собранных "Нив" уходило на экспорт, и купить ее нашим гражданам было не так-то просто. Бытует мнение, что "Ниву", как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке. Но это не больше, чем обывательские бредни. К примеру, в Германии бензиновая "214-я" стоила 22 тысячи немецких марок, а дизельная "215-я" - чуть меньше 26 тысяч.

       СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ

       В 1978 году "Нива" появилась во Франции и сразу же завоевала симпатии французов. В 1981 году, впервые участвуя в супермарофоне "Париж - Дакар", советский вездеход лидировал но семи этапах и в итоге занял третье место среди внедорожников. В том же 1981 году "Нива" выиграла престижнейшие гонки "Ралли Туниса" и "Алжирское ралли". Результат не замедлил отразиться и на объемах продаж: в 1982 году на "Ниву" приходилось 40 процентов всех регистраций автомобилей 4х4 на французском рынке. А в Австрии она заняла почти 90 процентов рынка в своем сегменте.
       "Ниву", что называется, заметили: 16 июня 1980 года ей присудили золотую медаль 52-й международной ярмарки в Познани. Продолжились и спортивные успехи. В 1982 году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в "Дакаре" второе место в абсолютном зачете. Вскоре француз Андре Тресса выиграл на "Ниве" два других первенства: "Ралли Фараонов" в Египте и "Алжирское ралли". На следующий год французская команда "Пок С. А." вновь взяла "серебро" на "Дакаре", а в "Ралли Фараонов" заняла весь подиум! Это был триумф. В 1984 году решено было испытать "Ниву" на ралли "Атлас". О сложности этой гонки по африканскому континенту говорит хотя бы тот факт, что из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось менее 40. А как же "Нива"? Она доминировала на всех участках от французского Лиона до марокканского Агадира и вышла победительницей.
       Но не только иностранцы блистали за рулем гордости советского автопрома. В 1986 году нашим спортсменам довелось участвовать в ралли "Вин-сафари", которое сами участники между собой называли издевательством над людьми и техникой: маршрут протяженностью 6500 км пролегал по диким уголкам Австралии Предвкушая нешуточную борьбу, одна из местных газет сделала недвусмысленный прогноз: "Русские приехали! А просто так они никогда не приезжают". И те, кто поставил но "Ниву", не просчитались: ралли выиграл экипаж Сергея Вуковича. На втором месте оказался австралийский экипаж, причем тоже на "Ниве", а "бронзу" увез с собой Виктор Московских

       ДОСТОЙНО КНИГИ РЕКОРДОВ

       Позже громкую славу нивовских побед поддержали модификации "Спорт" и "Марафон". Они стали признанными лидерами не только традиционного "Дакара", но и сложнейшего марафона "Париж - Москва - Пекин".
       Затем был проект научно-спортивно-технической экспедиции "ТрансГималаи-96", в ходе которого на двух "ВАЗ-2129" и "ВАЗ-2131" участники преодолели 15 тысяч километров по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии. В сентябре 99-го три питерских и один американский альпинист в рамках экспедиции "Тибет-99" но серийной пятидверной "Ниве" покорили Эверест. Своим ходом они добрались до базового лагеря, расположенного на отметке 5350 метров над уровнем моря. Рекорд англичан, зафиксированный в 1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств. Тогда "Лэнд Ровер", не дотянувший до намеченной площадки на отметке 5642 метра над уровнем моря, пришлось втаскивать туда тросами и лебедками. А это, как говорят одесситы, две большие разницы.
       Наконец, в актив "Нивы" следует записать покорение Северного полюса. И хотя машина ("ВАЗ-1922 Марш") часть пути из-за ледяных торосов преодолела в подвешенном состоянии на вертолете, экипаж все-таки смог пройти своим ходом около 100 км и оказаться но самой макушке Земли.

       ОБЪЕКТ ВДОХНОВЕНИЯ

       Выносливость "Нивы" превратилась в легенду, и зарубежным импортерам грех было этим не воспользоваться. Одни в качестве рекламы распечатывали протоколы спортивных соревнований с участием "Нивы"; другие снимали рекламные ролики, подтверждавшие небывалую проходимость русского джипа; третьи устраивали показательные покатушки. При этом следует не забывать, что "Нива" не продавалась в таком же виде, как в СССР. Например, советско-норвежское акционерное общество "Конела-Норге-Бил" добавляло к серийной модели высокую крышу, расширенные колесные диски, панорамные зеркала и задний "дворник" (на первых машинах его не было). Сиденья второго ряда делались складными. Часть машин комплектовалась люком в крыше, расширителями колесных арок, боковым резиновым молдингом, новой решеткой радиатора и электрической лебедкой. Другие фирмы ставили противокамешковую защиту фар, "противотуманки" и "кенгурятник", меняли штампованные диски на литые, добавляли подножки и даже... срезали крышу.
       "Ниву" по достоинству оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. В странах Восточной Европы на нее вообще была предварительная запись, а прохождение очереди исчислялось годами.

       РОГ ИЗОБИЛИЯ

       Советский автопром, у которого, как говорили "не забалуешь", сперва не супил "Ниве" радужных перспектив. Да и откуда им было взяться, если тот же "ВАЗ" приучал нас к тому, что "тройка" и "шестерка", а затем и "пятерка" с "семеркой" - едва ли не "принципиально разные машины". Поначалу казалось, что так будет и с "Нивой". Но какой же вздох облегчения послышался, едва в 1993 году появилась "Нива-Тайга". А ведь делов-то всего - изменение задка: горизонтальные фонари уступили место вертикальным, а порог третьей двери опустили до уровня бампера.
       К счастью, жизнь не стоит на месте. Вслед за первой ласточкой появились и другие. В 1994 году на ВВЦ, в рамках III Московского международного мотор-шоу демонстрировался удлиненный трехдверный "ВАЗ-2129". Интерес к нему превзошел ожидания создателей, и машину пристроили для мелкосерийной сборки в Опытно-промышленное производство Научно-технического центра "ВАЗа". Спустя полгода в Тольятти уже отмечали выпуск тысячной "Нивы-2129", а в дополнение к ней появились "ВАЗ-2129У" с грузовым отсеком за спинками передних сидений и "ВАЗ-2130". Но 1994 год ознаменовался и другими вариантами на тему модернизации "Нивы". На конвейере прописались "двести пятнадцатая" ("ВАЗ-21215") с дизельным мотором "Пежо" и "двести четырнадцатая" с инжектором "Дженерал Моторс", электропроводкой "Бош" и салоном от "девяносто девятой".
       А в 1995-м посетители 2-го Российского Автосалона с удивлением обнаружили на Красной Пресне невиданные вариации на тему а-ля "Нива". Мудреное название шестиколесного "Трэкол-3929" некоторые автомобилисты не расшифруют даже под дулом пистолета. Между тем, имя машине дала программа "Транспорт ЭКОЛогический". Все дело в том, что экзотические для рядового обывателя гигантские колеса этого вездехода выполнены по специальной технологии и не оказывают разрушающего воздействия на поверхностный слой почвы. Таким же монстром, но только в четырехколесном исполнении, предстал перед публикой снегоболотоход "ВАЗ-1922 Марш" от "Бронто". Не меньшим откровением стал и вездеход-бигфут "Черный Принц", созданный фирмой "Мега-Лада". Это разбудило фантазию отечественных гениев, и переделки на базе "Нивы" посыпались как из рога изобилия. Русский тюнинг и сейчас представлен на рынке вариантами "Хантер", "Карат", "Ф1", "Пик" и другими.
       Не дремлют и заводчане. В 1996 году старт приняла длиннобазная пятидверка "ВАЗ-2131 Кедр", которую можно назвать вершиной развития своей прародительницы. По заказу Министерства обороны на базе "Нивы" был разработан плавающий внедорожник "ВАЗ-2122 Иван". Затем свет увидели двухместный пикап "ВАЗ-2328" и четырехместный "ВАЗ-2329". Двухместный "ФВК-2302 Бизон" передал эстафету грузовичкам "ВИС-2345" и "ВИС-2346" с одинарной и полуторной кабинами. Прямое отношение к "Ниве" имеют инкассаторский броневик "ВАЗ-212180 Фора", карета скорой помощи "ВАЗ-2931 СП", открытая версия "ВАЗ-212183 Ландоле" - всего и не упомнишь.

       ЭПИЛОГА НЕ БУДЕТ

       Несмотря на то, что в России "Нива" первого поколения доживает свой век, а часть зарубежных дилеров сдала свои позиции, ее песенка еще не спета. Достаточно вспомнить, что уже начато серийная сборка "213-х" моделей в Бразилии. А 6 апреля 2001 года в столице Эквадора - городе Кито собрали тысячную "Ниву" с инжекторным двигателем. Недалек тот день, когда на рынок поступит и "русская сенсация" второго поколения - "ВАЗ-2123". Ей, будущей "ШевиНиве", уже не придется доказывать свою состоятельность с чистого листа: старшей "сестрицей" проложен хорошо укатанный путь.