Четверть
века назад российским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому
не было в целом мире. Своим появлением он сломал устоявшиеся стереотипы и стал
родоначальником нового класса легковых машин. Его не раз терзали в сравнительных
тестах и пытались обставить на гоночных трассах, но в большинстве случаев "ВАЗ-2121"
выходил победителем, 25-летний юбилей выпуска опытно-промышленной партии "Нивы"
- хороший повод вспомнить, как это было.
Хотя в это трудно поверить, но работы по уникальной
вазовской машине начались в далеком 1971 году, когда завод только-только приступил
к сборке знаменитых "копеек" по фиатовской лицензии. Импульс к созданию "автомобиля
для села" дал тогдашний председатель Совета министров страны Алексей Николаевич
Косыгин. ПРОБНЫЙ
ШАР В
апреле 1972 года на дорожные испытания вышел экспериментальный внедорожник с
тентованным верхом. Это был основной вариант будущего "проходимца". Однако на
техническом совете предпочтение отдали второму, готовившемуся энтузиастами на
свой страх и риск. ДЕШЕВО
ИЛИ СЕРДИТО? 5
апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия
СССР сошла первая серийная полноприводная легковушка, не имевшая аналогов ни
в стране, ни в Европе, ни в мире. Это после нее появились японский "Сузуки Витара"
и румынская "Дачия Дастер", американский "Джип Чероки" и корейский "КИА Спортэйдж".
Но первой была "Нива". СПОРТИВНЫЕ
УСПЕХИ В
1978 году "Нива" появилась во Франции и сразу же завоевала симпатии французов.
В 1981 году, впервые участвуя в супермарофоне "Париж - Дакар", советский вездеход
лидировал но семи этапах и в итоге занял третье место среди внедорожников. В
том же 1981 году "Нива" выиграла престижнейшие гонки "Ралли Туниса" и "Алжирское
ралли". Результат не замедлил отразиться и на объемах продаж: в 1982 году на
"Ниву" приходилось 40 процентов всех регистраций автомобилей 4х4 на французском
рынке. А в Австрии она заняла почти 90 процентов рынка в своем сегменте. ДОСТОЙНО
КНИГИ РЕКОРДОВ Позже
громкую славу нивовских побед поддержали модификации "Спорт" и "Марафон". Они
стали признанными лидерами не только традиционного "Дакара", но и сложнейшего
марафона "Париж - Москва - Пекин". ОБЪЕКТ
ВДОХНОВЕНИЯ Выносливость
"Нивы" превратилась в легенду, и зарубежным импортерам грех было этим не воспользоваться.
Одни в качестве рекламы распечатывали протоколы спортивных соревнований с участием
"Нивы"; другие снимали рекламные ролики, подтверждавшие небывалую проходимость
русского джипа; третьи устраивали показательные покатушки. При этом следует
не забывать, что "Нива" не продавалась в таком же виде, как в СССР. Например,
советско-норвежское акционерное общество "Конела-Норге-Бил" добавляло к серийной
модели высокую крышу, расширенные колесные диски, панорамные зеркала и задний
"дворник" (на первых машинах его не было). Сиденья второго ряда делались складными.
Часть машин комплектовалась люком в крыше, расширителями колесных арок, боковым
резиновым молдингом, новой решеткой радиатора и электрической лебедкой. Другие
фирмы ставили противокамешковую защиту фар, "противотуманки" и "кенгурятник",
меняли штампованные диски на литые, добавляли подножки и даже... срезали крышу. РОГ
ИЗОБИЛИЯ Советский
автопром, у которого, как говорили "не забалуешь", сперва не супил "Ниве" радужных
перспектив. Да и откуда им было взяться, если тот же "ВАЗ" приучал нас к тому,
что "тройка" и "шестерка", а затем и "пятерка" с "семеркой" - едва ли не "принципиально
разные машины". Поначалу казалось, что так будет и с "Нивой". Но какой же вздох
облегчения послышался, едва в 1993 году появилась "Нива-Тайга". А ведь делов-то
всего - изменение задка: горизонтальные фонари уступили место вертикальным,
а порог третьей двери опустили до уровня бампера. ЭПИЛОГА
НЕ БУДЕТ Несмотря
на то, что в России "Нива" первого поколения доживает свой век, а часть зарубежных
дилеров сдала свои позиции, ее песенка еще не спета. Достаточно вспомнить, что
уже начато серийная сборка "213-х" моделей в Бразилии. А 6 апреля 2001 года
в столице Эквадора - городе Кито собрали тысячную "Ниву" с инжекторным двигателем.
Недалек тот день, когда на рынок поступит и "русская сенсация" второго поколения
- "ВАЗ-2123". Ей, будущей "ШевиНиве", уже не придется доказывать свою состоятельность
с чистого листа: старшей "сестрицей" проложен хорошо укатанный путь.
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...
Инженеры ВАЗа изначально замахнулись на
немыслимое: в сжатые сроки создать беспрецедентный в мировой практике комфортабельный
внедорожник малого класса (вдумайтесь в это словосочетание!). Большинство выпускаемых
тогда автомобилей 4х4 имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску,
рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх и низкооборотистый
мотор. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный привод
на все колеса с межосевым дифференциалом, независимая подвеска, несущий кузов,
комфортабельный салон плюс форсированный двигатель.
"Нива" появилась бы и раньше, но загвоздка
была в том, что завод не располагал синхронным карданным шарниром, без которого
привод к управляемым передним колесам просто немыслим. В 1975 году ВАЗ приобрел
лицензию на выпуск таких изделий марки "Рцеппа-Бирфильд" и проблема была решена.
Для ускорения начала производства раздаточную коробку сделали отдельной, а многие
детали позаимствовали от серийных машин. В частности, на первых опытных образцах
использовали задние фары от "тройки", которые впоследствии заменили на более
современные "шестерочные". Подфарники и передние поворотники круглой формы "зарубили",
отдав предпочтение блоку от "ВАЗ-2103/06". В пользу алюминиевых бамперов с резиновыми
накладками отказались и от хромированных "троечных". В салоне тоже не мудрствовали
лукаво, стремясь снизить конечную себестоимость машины.
Первый прототип "Нивы" нарисовал Лев Петрович
Мурашов, а затем к доводочной работе по кузову подключился дизайнер Валерий
Павлович Семушкин. Первым испытателем машины стал Вадим Александрович Котляров.
Ведущим конструктором "Нивы" был Петр Михайлович Прусов (ныне - главный конструктор
"АВТОВАЗа"). Ну а курировал весь проект тогдашний главный конструктор Владимир
Сергеевич Соловьев.
К лету 1973 года были собраны четыре
вазовских вездехода. Первый окрасили в ярко-лимонный цвет и... доставили в Москву
для показа высшему руководству страны. Состоялись смотрины или нет - неизвестно,
поскольку заводских представителей не то что в Кремль или в Гараж особого назначения
- даже к Боровицким воротам не подпустили. История умалчивает и о том, что происходило
с машиной в течение полутора лет (до возвращения на завод). "Сарафанное радио"
донесло слух о том, что на первой "Ниве" неоднократно выезжал на охоту сам Леонид
Ильич Брежнев, глава партии и государства.
Три другие машины, окрашенные в белый,
горчичный и вишневый цвета, замаскировали. Чтобы скрыть принадлежность к Волжскому
автозаводу, на всех прототипах закрепили таблички с надписью free way (свободный
путь), а решетку радиатора увенчали латинской литерой "F" - пусть думают, что
это итальянский "Фиат". Для ходовых испытаний выбрали Среднюю Азию. В августе
1973-го температура держалась на отметке +38 по Цельсию, и инженеров это устраивало.
Для чистоты эксперимента попросили у коллег из Ульяновска "УАЗ-4695". Конечной
точкой экспедиции наметили пограничный город Термез на самом юге Узбекистана.
Пробег выявил недостатки в системе
охлаждения и воздухозабора, передней подвеске и вентиляции салона. Пришлось
отказаться от цельных передних боковых окон, которые при опускании то и дело
перекашивались (в серию "Нива" пошла с такими же форточками, как на первых "Жигулях").
Предостерег пробег и от ненужных решений. Например, от установки отдельного
маслорадиатора. Понадобилось накрутить еще тысячи километров, прежде чем "Нива"
была доведена до кондиции.
Необычным
в ней было все, начиная с трехдверного несущего цельнометаллического кузова
оригинальной формы и заканчивая внедорожной резиной с развитыми грунтозацепами.
Лишь двигатель "ВАЗ-2106" и некоторые детали напоминали о родстве с другими
тольяттинскими малолитражками. Стоила новинка 9000 рублей (чуть меньше "Волги").
Машину приняли неоднозначно. Сетуя на шумность, одни именовали ее "вазовским
трактором". Другие, взахлеб нахваливая проходимость и выносливость, окрестили
"танком во фраке". Что ни говори, это была первая легковушка, позволявшая ехать
даже по свежевспаханному полю. Но если хотите знать мнение автора этих строк,
то машина очень понравилась. В середине 80-х на Дальнем Востоке мне довелось
поездить на "Ниве" не один сезон. И лучшей машины для поездок в тайгу за кедровыми
шишками и лимонником было не найти.
1
июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и "Нива" потянуло уже
на 10300 целковых. Это снизило к ней покупательский интерес, и в дальнейшем
ценник вернули в прежнее русло. Однако с началом перестройки, когда взлет цен
на бензин и запчасти, сервисные услуги и сами автомобили стал опережать рост
доходов населения, спрос на "Нивы" резко упал. Сказался большой "аппетит" машины
и устаревающий дизайн. Не стоит забывать и о том, что поначалу до 80 процентов
всех собранных "Нив" уходило на экспорт, и купить ее нашим гражданам было не
так-то просто. Бытует мнение, что "Ниву", как и большинство советских машин,
за рубежом продавали по дешевке. Но это не больше, чем обывательские бредни.
К примеру, в Германии бензиновая "214-я" стоила 22 тысячи немецких марок, а
дизельная "215-я" - чуть меньше 26 тысяч.
"Ниву",
что называется, заметили: 16 июня 1980 года ей присудили золотую медаль 52-й
международной ярмарки в Познани. Продолжились и спортивные успехи. В 1982 году
гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в "Дакаре" второе место в абсолютном зачете.
Вскоре француз Андре Тресса выиграл на "Ниве" два других первенства: "Ралли
Фараонов" в Египте и "Алжирское ралли". На следующий год французская команда
"Пок С. А." вновь взяла "серебро" на "Дакаре", а в "Ралли Фараонов" заняла весь
подиум! Это был триумф. В 1984 году решено было испытать "Ниву" на ралли "Атлас".
О сложности этой гонки по африканскому континенту говорит хотя бы тот факт,
что из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось менее 40. А как же "Нива"?
Она доминировала на всех участках от французского Лиона до марокканского Агадира
и вышла победительницей.
Но
не только иностранцы блистали за рулем гордости советского автопрома. В 1986
году нашим спортсменам довелось участвовать в ралли "Вин-сафари", которое сами
участники между собой называли издевательством над людьми и техникой: маршрут
протяженностью 6500 км пролегал по диким уголкам Австралии Предвкушая нешуточную
борьбу, одна из местных газет сделала недвусмысленный прогноз: "Русские приехали!
А просто так они никогда не приезжают". И те, кто поставил но "Ниву", не просчитались:
ралли выиграл экипаж Сергея Вуковича. На втором месте оказался австралийский
экипаж, причем тоже на "Ниве", а "бронзу" увез с собой Виктор Московских
Затем
был проект научно-спортивно-технической экспедиции "ТрансГималаи-96", в ходе
которого на двух "ВАЗ-2129" и "ВАЗ-2131" участники преодолели 15 тысяч километров
по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии. В сентябре 99-го три питерских
и один американский альпинист в рамках экспедиции "Тибет-99" но серийной пятидверной
"Ниве" покорили Эверест. Своим ходом они добрались до базового лагеря, расположенного
на отметке 5350 метров над уровнем моря. Рекорд англичан, зафиксированный в
1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств. Тогда "Лэнд
Ровер", не дотянувший до намеченной площадки на отметке 5642 метра над уровнем
моря, пришлось втаскивать туда тросами и лебедками. А это, как говорят одесситы,
две большие разницы.
Наконец,
в актив "Нивы" следует записать покорение Северного полюса. И хотя машина ("ВАЗ-1922
Марш") часть пути из-за ледяных торосов преодолела в подвешенном состоянии на
вертолете, экипаж все-таки смог пройти своим ходом около 100 км и оказаться
но самой макушке Земли.
"Ниву"
по достоинству оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. В странах
Восточной Европы на нее вообще была предварительная запись, а прохождение очереди
исчислялось годами.
К
счастью, жизнь не стоит на месте. Вслед за первой ласточкой появились и другие.
В 1994 году на ВВЦ, в рамках III Московского международного мотор-шоу демонстрировался
удлиненный трехдверный "ВАЗ-2129". Интерес к нему превзошел ожидания создателей,
и машину пристроили для мелкосерийной сборки в Опытно-промышленное производство
Научно-технического центра "ВАЗа". Спустя полгода в Тольятти уже отмечали выпуск
тысячной "Нивы-2129", а в дополнение к ней появились "ВАЗ-2129У" с грузовым
отсеком за спинками передних сидений и "ВАЗ-2130". Но 1994 год ознаменовался
и другими вариантами на тему модернизации "Нивы". На конвейере прописались "двести
пятнадцатая" ("ВАЗ-21215") с дизельным мотором "Пежо" и "двести четырнадцатая"
с инжектором "Дженерал Моторс", электропроводкой "Бош" и салоном от "девяносто
девятой".
А
в 1995-м посетители 2-го Российского Автосалона с удивлением обнаружили на Красной
Пресне невиданные вариации на тему а-ля "Нива". Мудреное название шестиколесного
"Трэкол-3929" некоторые автомобилисты не расшифруют даже под дулом пистолета.
Между тем, имя машине дала программа "Транспорт ЭКОЛогический". Все дело в том,
что экзотические для рядового обывателя гигантские колеса этого вездехода выполнены
по специальной технологии и не оказывают разрушающего воздействия на поверхностный
слой почвы. Таким же монстром, но только в четырехколесном исполнении, предстал
перед публикой снегоболотоход "ВАЗ-1922 Марш" от "Бронто". Не меньшим откровением
стал и вездеход-бигфут "Черный Принц", созданный фирмой "Мега-Лада". Это разбудило
фантазию отечественных гениев, и переделки на базе "Нивы" посыпались как из
рога изобилия. Русский тюнинг и сейчас представлен на рынке вариантами "Хантер",
"Карат", "Ф1", "Пик" и другими.
Не
дремлют и заводчане. В 1996 году старт приняла длиннобазная пятидверка "ВАЗ-2131
Кедр", которую можно назвать вершиной развития своей прародительницы. По заказу
Министерства обороны на базе "Нивы" был разработан плавающий внедорожник "ВАЗ-2122
Иван". Затем свет увидели двухместный пикап "ВАЗ-2328" и четырехместный "ВАЗ-2329".
Двухместный "ФВК-2302 Бизон" передал эстафету грузовичкам "ВИС-2345" и "ВИС-2346"
с одинарной и полуторной кабинами. Прямое отношение к "Ниве" имеют инкассаторский
броневик "ВАЗ-212180 Фора", карета скорой помощи "ВАЗ-2931 СП", открытая версия
"ВАЗ-212183 Ландоле" - всего и не упомнишь.