... будущее
НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ


  Перед ОАО «АВТОВАЗ» поставлены серьезные задачи, но мы набрали нужный темп. Наше будущее в наших руках,
и сейчас все зависит от нас.


А.В. Николаев,
президент - генеральный директор


Прошлый год стал для ОАО «АВТОВАЗ» успешным как по объему произведенной продукции, так и по финансовым показателям. Эти достижения - следствие преданности всего коллектива акционерного общества решению задачи улучшения финансового состояния и повышения эффективности деятельности. Должен особо сказать о своей гордости за людей, труд которых позволяет нам наращивать свои результаты с каждым годом.

В прошедшем году произведено 768 тыс. автомобилей, около 116 тыс. сборочных комплектов автомобилей и 105 тысяч силовых агрегатов.
Уровень рентабельности реализованной продукции и услуг составил 19% и вырос по сравнению с 2000г. на 3%.

Добиться таких показателей нам удалось благодаря активной реализации нашей стратегии.
За последние годы многое было достигнуто:

Проведена реструктуризация задолженности перед бюджетом и основными кредиторами, при этом в декабре 2001 г. контрольный пакет акций ОАО «АВТОВАЗ» освобожден из состояния залога.

Осуществлены в срок и в полном объеме все обязательные налоговые и другие платежи.

Завершен первый этап реформирования ситемы управления, организационно завершено формирование бизнес - единиц, без образования юридических лиц, что обеспечило переход ОАО «АВТОВАЗ» на двухуровневую систему управления «корпоративный центр - бизнес-единица».

Ускорено поступление оплаты от покупателей, что произошло благодаря реорганизации системы сбыта ОАО «АВТОВАЗ» и расположению сбытовых точек ближе к потребителю. Освоенная позаказная сборка достигает уже 90 процентов от общего объема выпуска. Для ускорения оборачиваемости денежных средств в ближайшее время мы переведем все автомобили, отгружаемые на внутренний рынок, на предварительную оплату. Кроме того, ввиду жестких требований со стороны органов валютного контроля АВТОВАЗ значительно сократил период возврата валютной выручки.

Продолжила свое изменение в сторону более современных и рентабельных автомобилей структура выпускаемого модельного ряда. В 2001 году полностью освоены производственные мощности по производству автомобилей семейства ВАЗ-2110, произведено более 45 тысяч автомобилей ВАЗ-2115.

Преодолена, благодаря скоординированной работе с поставщиками в 2001г., многолетняя тенденция опережения роста цен и тарифов на потребляемые ресурсы относительно роста отпускных цен на автомобили. Всячески способствуя развитию отечественной автомобильной отрасли, нам удалось добиться снижения затрат на импортные материалы - комплектующие до120 долларов США на один автомобиль при существенном изменении структуры выпуска в сторону увеличения современных автомобилей.

Списана безнадежная дебиторская задолженность.

В целом исключены бартерные операции.

В результате чистая прибыль ОАО «АВТОВАЗ» составила 13 827 млн. руб. (2000 г.: 3 269 млн. руб.). Кроме того, финансовые результаты акционерного общества в соответствии с российским законодательством позволили нам объявить дивиденды на привилегированные акции в размере 47,58 руб. за одну акцию.


Однако, в автомобилестроении, развитие которого предопределяют запросы потребителей, нет ничего более опасного, чем создать свой мир и оторваться от действительности.

Вероятнее всего, что через пять лет Россия - наш основной рынок - уже вступит во Всемирную торговую организацию. Многие препятствия, которые сегодня стоят на пути наших конкурентов, уйдут в прошлое. Если мы не будем готовы, это событие окажет на промышленность страны не меньшее влияние, чем падение «железного занавеса».

Поэтому для нас будущее начинается сегодня.

В связи с этим, перед нами стоят новые задачи, и раскрываются новые возможности.
Задача заключается в том, чтобы мы смогли на равных конкурировать с другими автомобилестроительными компаниями. Преимущество в том, что у нас есть пять лет, в течение которых будут действовать высокие ввозные пошлины. За этот срок мы должны обеспечить свою конкурентоспособность.

Эта ситуация заставляет нас вновь серьезно задуматься об основах нашего бизнеса, таких как:

качество;
потребители;
коллектив;
продукция и производственные мощности.

Качество производства будет оказывать все возрастающее влияние на долю отечественного рынка, которую мы будем способны контролировать в течение предстоящих пяти лет и далее.

По мере вступления страны в ВТО, на рынке будет неизбежно отмечаться существенное увеличение объема импорта автомобилей, как подержанных, так и новых.

Кроме того, международные автомобилестроительные компании отчетливо понимают, что наш рынок является одним из немногих, где количество автомобилей в частной собственности остается по-прежнему низким. Они попытаются создать собственное производство или сборочные заводы в России для того, чтобы приблизить свою продукцию к потребителю. Агрессивного ценообразования нам будет недостаточно. Цена должна будет соответствовать качеству.






При условии неизменности восстановления экономики России произойдет рост доходов населения. Как следствие, на отечественном рынке возникнет новый вид потребителя, более состоятельный и разборчивый, который будет искать автомобиль, отвечающий требованиям лучшего качества, более высокой безопасности, лучших ценовых параметров и надежности.
Как только российский потребитель поймет, что «время - деньги», он перестанет мириться с ремонтом своего автомобиля в свободное время.

Мы должны вести поиск возможностей повышения качества на нашем производстве и на производствах наших поставщиков.

В течение 2001 г. большинство производственных подразделений основного общества получили сертификат соответствия международным стандартам качества серии ISO 9002.

Кроме того, UTAC выразила положительное мнение о состоянии систем качества ОАО «АВТОВАЗ» в целом.
Мы продолжили оценку работы наших поставщиков. В годовом отчете за прошлый год мы подчеркнули, что по сравнению с 1999 годом отмечалось увеличение количества поставщиков с самым высоким качеством продукции. Следует заметить, что в течение 2001 года данная категория увеличилась на 12 процентов.
В отчетном году также отмечается рост числа поставщиков, прошедших сертификацию своего производства на соответствие ISO 9002.

Повышение эффективности работы сети поставщиков позволит сократить издержки на хранение материальных запасов, а также устранить «узкие места» в сфере производства.

Мы знаем проблемы своих поставщиков. Недостаток современных технологий и недостаточные финансовые ресурсы препятствуют росту качества.

Мы прогнозируем, что в отрасли производства автомобильных компонентов сохранится тенденция создания отраслевых объединений, призванных представлять интересы производителей. Подобные ассоциации позволят решить многие проблемы организационного характера, а также преодолеть различия в менталитете при ведении в будущем серьезных переговоров между российскими производителями комплектующих и стратегическими партнерами из-за рубежа. Данная отрасль обладает хорошим потенциалом для создания взаимовыгодных совместных предприятий с иностранными поставщиками.




Отношения с потребителем имеют ключевое значение для поддержания наших позиций на рынке.
Потребителям нужно не только качество продукции, но и общее качество обслуживания
,
например, технического обслуживания (гарантийное обслуживание и обслуживание по истечении гарантийного срока).

Кроме того, существуют возможности повышения доходов ОАО «АВТОВАЗ» за счет повышения качества сервисного обслуживания. Эти возможности нельзя упустить.

В настоящее время мы проводим серьезный анализ возможностей организации системы потребительского кредитования. Приход на российский рынок наших зарубежных конкурентов ознаменует собой не только использование ими своих технических знаний и технологий производства. Они используют всю свою финансовую мощь для того, чтобы помочь потребителям профинансировать покупку автомобилей. Мы понимаем, что если мы не сможем предложить подобные условия, то вполне можем потерять существенную долю собственного рынка.

Неотъемлемой составляющей успеха акционерного общества всегда был наш коллектив. Работники АВТОВАЗа внесли в его работу свое упорство и талант. Молодые люди, которые приехали в Тольятти в 1960-е и 1970-е годы, построили этот завод на пустом месте. Они построили город, в котором мы все живем.

Моих слов благодарности никогда не хватит на то, чтобы выразить свою признательность трудовому коллективу нашего акционерного общества и коллективам дочерних предприятий.

В свою очередь, завод продолжает уделять большое внимание социальным нуждам своего коллектива.
Мы оказываем и будем оказывать финансовую поддержку социальной инфраструктуре (детские сады, школы, профессиональные учебные заведения, колледжи и университеты).

Мы понимаем, что АВТОВАЗ неизбежно несет ответственность за благосостояние своих работников и их семей.

И наконец, несколько слов о нашей продукции и новых автомобилях, которые можно предложить потребителю.
Одна из новых разработок, новая «Шевроле-Нива», будет выпускаться на совместном предприятии с GM.
В соответствии с планом сотрудничества начало производства намечено на сентябрь 2002 г.




Последующей перспективной разработкой является семейство «Калина». В настоящее время мы уже осуществляем значительные закупки оборудования и готовимся к запуску производства этого семейства в конце 2004 г.
Этот проект требует значительных капиталовложений, и самостоятельно АВТОВАЗ не сможет его осилить в указанные сроки. Мы приветствуем предложения со стороны потенциальных стратегических партнеров в данном проекте и рассматриваем различные варианты привлечения заемного капитала для его реализации.

В нашем акционерном обществе сложилась почти уникальная для современного мирового автомобилестроения ситуация - АВТОВАЗ испытывает нехватку производственных мощностей.
Ожидается, что спрос на рынке вырастет намного выше уровня возможностей наших производственных мощностей.
Более того, уже сейчас загрузка наших производственных мощностей превышает проектное значение.

Одним из решений этой проблемы, над которым мы автивно работаем, является перевод производства устаревших моделей на дополнительные мощности в России, на Украине и в ряде зарубежных стран.


 


Мы планируем увеличить производственные мощности, особенно для выпуска более современных автомобилей. Тем самым мы расширим модельный ряд и обеспечим высокий уровень конкурентноспособности на российском автомобильном рынке.