Финансовый анализ
деятельности
ОАО «АВТОВАЗ»
за пятилетний период


В течение последних лет ОАО «АВТОВАЗ» остается лидером российского автомобилестроения.
Из года в год АВТОВАЗ демонстрирует стабильный рост выручки и прибыли.

Данный финансовый анализ открывает возможность для понимания результатов деятельности АВТОВАЗа за последние пять лет.

В последние пять лет экономика России работала в условиях высокой инфляции. Начиная с 1 января 1997г. кумулятивный показатель инфляции составил около 400%, хотя уровень инфляции постепенно снижался в течение рассматриваемого периода.

Однако, в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета ОАО «АВТОВАЗ» должен составлять годовую бухгалтерскую отчетность без учета инфляции.
Следовательно, годовая бухгалтерская отчетность
ОАО «АВТОВАЗ», составляемая в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, не позволяет ее пользователям проводить содержательный сравнительный анализ показателей за несколько периодов или иметь четкое представление о динамике деятельности.

Понимая это, в течение последних лет АВТОВАЗ в дополнение к российской бухгалтерской отчетности составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Показатели консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, корректируются с учетом инфляции. В связи с этим, возникает возможность получить сопоставимые результаты деятельности за ряд лет и более однозначно определить основные тенденции деятельности.

При проведении анализа, который приводится далее, были использованы показатели консолидированной финансовой отчетности АВТОВАЗа, составленной в соответствии с МСФО.

Все показатели отражают масштаб цен на 31 декабря 2001 г.

Показатели финансовой отчетности по МСФО за последние пять лет были пересчитаны на основе коэффициентов, полученных из Индекса потребительских цен, опубликованного Государственным комитетом по статистике Российской Федерации, а именно:

1996 1997 1998 1999 2000 2001
4.9 3.6 2.0 1.4 1.2 1.0
 
В течение последних пяти лет отношение валовой
прибыли к выручке от реализации
продукции АВТОВАЗа
находилось на хорошем уровне - в среднем 16%.

Консолидированные бухгалтерские балансы по МСФО на 31 декабря
(В миллионах рублей относительно покупательной способности рубля на 31 декабря 2001 г.)
  2001 2000 1999 1998 1997 1996
АКТИВЫ
Текущие активы:
           
Денежные средства и их эквиваленты 3 969 3 294 3 820 4 348 2 697 3 798
Расчеты с покупателями, нетто 7 919 8 156 9 017 13 484 14 882 16 249
Расходы, произведенные авансом, авансы
и прочая дебиторская задолженность
5 939 6 069 5 612 5 817 9 084 12 524
Товарно-материальные запасы 12 735 12 559 12 568 14 173 17 338 16 708
Всего текущие активы 30 562 30 078 31 017 37 822 44 001 49 279
Основные средства 84 655 86 488 88 041 88 532 98 642 102 850
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи 308 1 336 1 655 1 395 503 413
Инвестиции в зависимые общества 372 - - - - -
Отложенные налоговые требования 44 - - - 3 461 -
Прочие активы 364 320 428 161 377 282
Всего долгосрочные активы 85 743 88 144 90 124 90 088 102 983 103 545
Всего активы 116 305 118 222 121 141 127 910 146 98 152 824
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Текущие обязательства:
           
Текущие расчеты с поставщиками 14 444 16 148 13 592 12 544 18 340 13 269
Прочая задолженность и начисленные расходы 6 995 6 302 9 615 9 646 9 656 28 886
Текущая задолженность по налогообложению 5 368 9 493 9 666 18 087 44 048 44 009
Гарантийное обслуживание и прочие резервы 1 002 898 1 511 3 043 3 074 3 745
Краткосрочные займы 4 297 4 864 5 481 6 051 2 565 14 864
Авансы от покупателей 3 674 4 176 2 144 3 474 256 926
Всего текущие обязательства 35 780 41 881 42 009 52 845 77 939 105 699
Долгосрочные займы 2 860 7 134 16 182 20 294 13 432 2 554
Долгосрочная задолженность
по налогообложению
4 763 10 553 14 180 10 171 6 112 -
Отложенное налоговое обязательство 6 742 12 512 6 334 3 619 - 1 367
Всего долгосрочные обязательства 14 365 30 199 36 696 34 084 19 544 3 921
Всего обязательства 50 145 72 080 78 705 86 929 97 483 109 620
Доля меньшинства 10 671 7 672 7 376 7 200 6 703 7 193
Собственный капитал:
Акционерный капитал
26 227 26 243 26 306 25 958 14 285 14 306
Поправка на валютный курс 835 714 965 1 001 343 348
Нераспределенная прибыль 28 427 11 513 7 789 6 822 28 170 21 357
Всего собственный капитал 55 489 38 470 35 060 33 781 42 798 36 011
Всего обязательства и
собственный капитал
116 305 118 222 121 141 127 910 146 984 152 824

Консолидированные отчеты о прибылях и убытках по МСФО
за годовые периоды, истекшие 31 декабря

(В миллионах рублей относительно покупательной способности рубля на 31 декабря 2001 г.)
  1997 - 2001* 2001 2000 1999 1998 1997
Чистая выручка от реализации 500 454 112 843 98 841 90 027 89 840 108 903
Себестоимость реализации (420 605) (91 549) (82 695) (74 761) (82 633) (88 967)
Валовая прибыль от реализации 79 849 21 294 16 146 15 266 7 207 19 936
Реализационные, общие и административные расходы (60 497) (8 790) (12 633) (8 943) (13 555) (16 576)
Резерв под уменьшение стоимости основных средств до оценочной
восстановительной стоимости
(9 323) - - - (4 600) (4 723)
Расходы на НИОКР (8 840) (2 496) (1 375) (1 500) (1 657) (1 812)
Прочие операционные расходы (16 559) (2 842) (1 974) (4 789) (4 028) (2 926)
Прибыль (убыток) от основной деятельности (15 370) 7 166 164 34 (16 633) (6 101)
Расходы на выплату процентов (43 651) (3 158) (3 776) (10 355) (8 459) (17 903)
(Убыток) прибыль от курсовой разницы (24 299) (72) (358) (6 246) (18 037) 414
Прибыль по денежной позиции 72 873 5 578 7 455 15 202 37 295 7 343
Прибыль в результате уменьшения и списания
задолженности по налогам и прочим заемным средствам
56 422 8 501 11 335 7 324 7 453 21 809
Эффект от признания финансовых
инструментов, нетто
200 200 - - - -
Прибыль (убыток) до налогообложения 46 175 18 215 14 820 5 959 1 619 5 562
Текущие расходы по налогу на прибыль (19 398) (5 998) (4 686) (1 772) (3 734) (3 208)
(Расходы) выгода по отложенному
налогу на прибыль
(6 798) 4 336 (6 177) (2 713) (7 080) 4 836
Чистая прибыль (убыток) 19 979 16 553 3 957 1 474 (9 195) 7 190
Доля меньшинства (4 532) (2 726) (688) (263) (496) (359)
Чистая прибыль (убыток) акционеров
ОАО «АВТОВАЗ»
15 447 13 827 3 269 1 211 (9 691) 6 831
* - здесь и далее выделен кумулятивный результат за период с 1997 г. по 2001 г. включительно.

Консолидированные отчеты об изменениях собственного капитала
по МСФО за пятилетний период, истекший 31 декабря 2001г.

(В миллионах рублей относительно покупательной способности рубля на 31 декабря 2001 г.)
  Акционерный
капитал
Собственные
акции, изъятые
из обращения
Поправка
на валютный
курс
Нераспределенная
прибыль
Всего
собственный
капитал
Сальдо на 1 января 1997 г. 30 717 (16 411) 348 21 357 36 011
Эффект принятия МСФО 39, за вычетом налога на прибыль (Прим. 25A) - - - 2 804 2 804
Продажа собственных акций, изъятых из обращения (обыкновенные) - 809 - (66) 743
Приобретение собственных акций,
изъятых из обращения (привилегированные)
- (576) - 573 (3)
Поправка на валютный курс - - 487 - 487
Прибыль за период - - - 15 447 15 447
Капитализация фондов** 25 095 (13 407) - (11 688) -
Сальдо на 31 декабря 2001 г. 55 812 (29 585) 835 28 427 55 489
** В течение 1998 г. ОАО «АВТОВАЗ» увеличило номинальную стоимость своих акций
с 1 руб. до 500 руб. за одну акцию.
Увеличение номинальной стоимости было проведено за счет переоценки основных фондов.


Консолидированные отчеты о движении денежных средств по МСФО
за годовые периоды, истекшие 31 декабря

(В миллионах рублей относительно покупательной способности рубля на 31 декабря 2001 г.)
  1997-2001* 2001 2000 1999 1998 1997
Потоки денежных средств от операционной
деятельности:

Потоки денежных средств
от операционной деятельности
до изменений оборотного капитала
76 028 15 503 9 749 10 669 27 241 12 866
Денежные средства, полученные
от операционной деятельности
58 666 12 832 8 041 9 993 18 313 9 487
Налог на прибыль выплаченный (19054) (3771) (618) (1229) (10401) (3035)
Проценты выплаченные (8 100) (1 358) (1629) (2 857) (939) (1 317)
Чистые денежные средства, полученные
от операционной деятельности
31 512 7 703 5 794 5 907 6 973 5 135
Потоки денежных средств
от инвестиционной деятельности:

Чистые денежные средства, использованные
в инвестиционной деятельности:
(25 243) (5 815) (5 474) (5 673) (3 498) (4 783)
Потоки денежных средств
от финансовой деятельности:

Чистые денежные средства, (использованные в) полученные от финансовой деятельности
(2 784) (1 040) (600) (359) 462 (1 247)
Влияние инфляции на денежные средства (6 810) (267) (358) (1 282) (4 611) (292)
Влияние колебаний валютного курса 3 496 94 112 879 2 325 86
Чистое (уменьшение) увеличение денежных
средств и их эквивалентов
171 675 (526) (528) 1 651 (1 101)
Денежные средства и их эквиваленты на начало периода 3 798 3 294 3 820 4 348 2 697 3 798
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода 3 969 3 969 3 294 3 820 4 348 2 697


Денежные средства, полученные АВТОВАЗом от основной деятельности за последние пять лет, составляют существенную величину 31 512 млн. руб. АВТОВАЗ также сократил сумму обязательств перед бюджетом и поставщиками на 37 466 млн. руб.
Данное обстоятельство, наряду с реструктуризацией налоговых обязательств и задолженности по заемным средствам, позволило АВТОВАЗу сократить разрыв между текущими обязательствами и текущими активами.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. текущие обязательства были больше текущих активов на 5 218 млн. руб.

В силу невозможности привлечения значительных внешних финансовых ресурсов, АВТОВАЗ был вынужден использовать большую часть полученных денежных средств на закупки основных средств. За пять лет чистая сумма денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности, составила 25 243 млн. руб.




Модельный ряд

АВТОВАЗ понимает необходимость повысить качество выпускаемых автомобилей с учетом возможного вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и последующего обострения конкурентной борьбы с западными автомобильными фирмами. АВТОВАЗ ведет постоянную работу по повышению качества и потребительских характеристик своей продукции.

В течение рассматриваемого периода произошли изменения в модельном ряде автомобилей, выпускаемых АВТОВАЗом.
В частности, производство значительной части заднеприводных моделей «классической» компоновки было выведено с главного конвейера. Запустив в производство семейство автомобилей ВАЗ-2110 в 1997 г., АВТОВАЗ вышел на проектную мощность по выпуску этого семейства в 2001 году. Кроме того, в рамках проекта «САМАРА-2» была осуществлена модернизация семейства автомобилей ВАЗ-2109.

Кроме того, с целью соблюдения строгих требований европейских стандартов качества и экологической безопасности (ISO 9000 и Euro 3), АВТОВАЗ проводит модернизацию собственного технологического оборудования и требует от поставщиков комплектующих обеспечить соответствие их продукции указанным стандартам.

В 2001 г. на 121 849 произведенных автомобилях были установлены каталитические конверторы. В 2003 г. мы планируем оснастить 75% продукции каталитическими конверторами и довести уровень оснащенности до 100% в 2004 г.




Использование производственных мощностей

Из года в год на протяжении пяти лет нам удавалось сохранить высокий показатель загрузки производственных мощностей несмотря на многочисленные потрясения на макроэкономическом уровне, наиболее значительным из которых является девальвация рубля в 1998 г.

Благодаря высокой загрузке производственных мощностей, АВТОВАЗ имеет возможность максимально экономить расходы при росте производства, одновременно поддерживая цены на продукцию на доступном уровне.

На фоне общего роста экономики России в 2001 г. АВТОВАЗ выпустил рекордное количество автомобилей - около 768 тыс. автомобилей. Этот показатель превышает проектный объем производственных мощностей - 730 тыс. автомобилей.




Цена реализации

В течение пяти лет нам удавалось поддерживать рост цен на автомобили в пределах роста инфляции, несмотря на постоянный рост доли современных переднеприводных моделей в общем объеме продаваемой продукции.
В целом, можно сказать, что сегодня АВТОВАЗ как никогда раньше выпускает более качественные автомобили за приемлемую для российского покупателя цену.

В 1997-2000 гг. АВТОВАЗ принял на себя часть последствий инфляции, поскольку темп роста цен на автомобили отставал от темпов инфляции.
Такая ситуация была в пользу покупателя , но не позволяла нам вкладывать достаточные средства в техническое развитие.

В 2001 г. АВТОВАЗ смог извлечь выгоду из общего роста покупательной способности населения.
Впервые за историю АВТОВАЗа цены на автомобили обогнали инфляцию.




Результаты операционной деятельности

В течение последних пяти лет отношение валовой прибыли к выручке от реализации АВТОВАЗа находилось на хорошем уровне - в среднем 16%. Как показано на диаграмме, на валовую прибыль отрицательно повлиял финансовый кризис 1998 г., когда АВТОВАЗ не повышал цены на автомобили, несмотря на рост инфляции
(см. предыдущий раздел).
Только в 2001 г. АВТОВАЗу удалось довести показатель процента валовой прибыли до предкризисного значения.
Тем не менее, девальвация рубля в 1998 г. оказала значительное положительное влияние на экспортную деятельность.
В 1999 г. АВТОВАЗ не смог в полной мере воспользоваться преимуществами стабилизации ситуации.

В период до 1998 г. целенаправленно сокращались объемы реализации автомобилей на внешнем рынке. Это было следствием завышенного курса рубля на валютном рынке, из-за введенного ЦБ РФ «валютного коридора». В данной ситуации экспорт стал убыточным.
Нам потребовался один год на то, чтобы нарастить объемы продаж на новых рынках, в основном, в странах СНГ. За два последних года отгружено на экспорт более 191 тыс. автомобилей.

В течение последних пяти лет руководство АВТОВАЗа уделяет особое внимание получению высокой валовой прибыли от реализации автомобилей, что приносит положительные результаты.

В 1997-1998 гг. значительный показатель валовой прибыли от основной деятельности в сумме 27 143 млн. руб. был полностью использован и трансформировался в значительные убытки от основной деятельности, как следствие событий, которые не были полностью под контролем руководства.


Далее приведены основные факторы, в силу которых был получен убыток от основной деятельности в указанные два года:

Значительный объем расходов на социальную сферу отражает ответственность АВТОВАЗа за благосостояние города и области, где расположены основные производственные мощности.
Даже во время финансового кризиса АВТОВАЗ не сокращал численность персонала. В будущем финансовая поддержка социальной инфраструктуры будет продолжена - руководство рассматривает свою ответственность за благосостояние семей работников, горожан и жителей области в числе самых важных обязательств.

Значительные расходы на НИОКР. Основная часть расходов была направлена на освоение производства автомобилей семейства ВАЗ-2110.
Кроме того, еще одна часть расходов на НИОКР была направлена на создание новой «Нивы», заложив основы для создания ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ».

В течение рассматриваемого периода АВТОВАЗ списал нереальную для взыскания дебиторскую задолженность в сумме 3 738 млн. руб.
Основная часть этой задолженности относится к отгрузкам, имевшим место до этого периода.
За последние пять лет АВТОВАЗ внедрил более жесткие процедуры контроля за получением оплаты от покупателей, в результате чего вновь возникшая безнадежная задолженность составила ничтожно малую величину.

Значительная часть «претензий и аналогичных выплат» представлена претензиями за несвоевременный возврат валютной выручки. Однако АВТОВАЗ активно защищает свою позицию по данным претензиям в суде.

Резерв под уменьшение стоимости основных средств, отраженный в 1998 г., был создан в результате кризиса 1998 г, после которого расчетные значения дисконтированных потоков денежных средств от будущей деятельности стали ниже балансовой стоимости соответствующих активов.
Тем не менее, впоследствии было принято решение о нецелесообразности создания дополнительного резерва благодаря улучшению финансовых потоков.

Руководство понимает необходимость постоянного сокращения затрат для сохранения конкурентоспособного положения на рынке и, кроме мер, названных выше, провело следующие мероприятия:

В 1999 году АВТОВАЗ принял решение полностью отказаться от бартера.
При бартерных расчетах поставщики поднимали цены на свою продукцию для того, чтобы компенсировать задержку в поступлении оплаты.

В течение 1999 и 2000 годах АВТОВАЗ провел работу по замещению импортных материалов. Расходы на комплектующие, закупаемые по импорту, сократились с 20-25% до 3-5%.

Проведена реорганизация системы закупок. АВТОВАЗ проводил более строгий контроль закупочных цен, и добился повышения качества и более выгодных цен на материалы и комплектующие.

АВТОВАЗ передал производство некоторых комплектующих сторонним поставщикам. В целом, это было сделано для того, чтобы высвободить производственные площади для установки нового оборудования и освоения производства деталей и узлов для новых моделей автомобилей. Благодаря проведению такой политики, также отмечается снижение затрат на хранение материалов и ускорение оборачиваемости запасов.

Благодаря оптимизации технологических процессов и более эффективному распределению ресурсов, отмечается стабильное снижение производственных накладных расходов около 10 тыс. руб. в 2001 г.
Однако, эффект значительного сокращения производственных накладных расходов был нивелирован из-за роста переменных издержек (цены на комплектующие и материалы), который опережал темпы роста инфляции. По этой причине общий показатель валовой прибыли существенно не изменился.

Начиная с кризиса 1998 г., АВТОВАЗ постоянно наращивал объем производства, что позволило сократить удельный вес постоянных затрат в себестоимости автомобиля.

Благодаря данным мероприятиям, проведенным руководством АВТОВАЗа, показатель прибыли от основной деятельности находился на уровне безубыточности в 1999-2000 гг., а в 2001 г. он достиг высокого значения 7166 млн. руб.



Результаты неоперационной деятельности

В 1995-1998 гг. в силу высокой инфляции, жесткого «валютного коридора», чрезмерной налоговой нагрузки и необходимости освоения производства семейства ВАЗ-2110, АВТОВАЗ не мог своевременно погашать свои обязательства перед бюджетом и ссудодателями.
В результате, сформировалась существенная сумма задолженности (штрафы и пени по налогам и штрафные санкции за несвоевременный возврат кредитов).
Несмотря на это, с конца 1997 г. руководство АВТОВАЗа добилось значительного улучшения ситуации за счет благоприятных изменений в налоговом законодательстве, а также договоренностей с Правительством Российской Федерации о списании и реструктуризации обязательств.

Кроме того, в 1998-2001 гг. произошло погашение или реструктуризация обязательств по кредитам на сумму 504 млн. долл. США с отсрочкой платежа на период от 18 до 30 лет.

Благодаря отсрочке выплаты налоговых обязательств и обязательств перед ссудодателями, АВТОВАЗом были получены реальные экономические выгоды, что показано на диаграмме.

Показанное сокращение обязательств в иностранной валюте дало ряд дополнительных положительных эффектов: значительное сокращение расходов на выплату процентов и убытков от курсовой разницы.
Результатом снижения покупательной способности денежных средств является прибыль или убыток по денежной позиции. За счет того, что АВТОВАЗ имеет чистые денежные обязательства
(в основном представлены задолженностью перед поставщиками и государством), его покупательная способность возросла. В силу постоянного сокращения чистых денежных обязательств и снижения показателя инфляции, в рассматриваемом периоде также отмечалось постоянное снижение прибыли по денежной позиции.




Налогообложение

Налогообложение - значительная для АВТОВАЗа статья расходов.

Отвлекаемые значительные суммы не позволяют АВТОВАЗу аккумулировать средства для инвестирования в разработку и запуск в производство новых моделей. Более того, значительная часть уже осуществленных расходов на новые модели не принимается в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

На диаграмме показано уменьшение фактического налогового бремени, имевшее место в течение рассматриваемого периода: с 26% в 1997 г. до 11% в 2001 г. Снижение данного показателя стало возможным во многом благодаря положительным изменениям в налоговом законодательстве, которые происходили с 1999 г. Тем не менее, налоговая нагрузка по-прежнему остается значительной. Она состоит из налога на пользователей автодорог, социальных налогов, налога на имущество, налога на прибыль, а также штрафов и пеней.
АВТОВАЗ обратился в Правительство Российской Федерации со своей долгосрочной программой развития и повышения инвестиционной привлекательности. Одним из пунктов этой программы было предложено отменить требование о выпуске дополнительных акций ОАО «АВТОВАЗ» в количестве, обеспечивающем 50% плюс один голос на общем собрании акционеров, и передачи их Российскому фонду федерального имущества в обеспечение Договора о реструктуризации задолженности АВТОВАЗа перед федеральным бюджетом.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 927
от 29 декабря 2001 г. изменены условия реструктуризации задолженности АВТОВАЗа перед федеральным бюджетом.

В дальнейшем Договор реструктуризации задолженности не будет сопровождаться выпуском дополнительных акций акционерного общества.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. АВТОВАЗ полностью выполнял условия реструктуризации задолженности по платежам в федеральный, региональный и местный бюджеты.



Ликвидность

На протяжении пяти лет АВТОВАЗ сталкивается с постоянными трудностями, связанными с недостатком оборотных средств. Как показано на диаграмме, АВТОВАЗу не хватает имеющихся оборотных средств на поддержание текущей деятельности, не говоря уже об обеспечении необходимых инвестиций для постановки в производство новых моделей автомобилей.

Благодаря реорганизации системы сбыта, мы значительно улучшили поступление оплаты от покупателей, расположив сбытовые точки ближе к потребителю.

В течение рассматриваемого периода АВТОВАЗ сократил разрыв между текущими обязательствами и текущими активами за счет:

Стабильно высоких показателей рентабельности продаж.

Сокращения операционных издержек.

Реструктуризации некоторых статей текущих (и долгосрочных) обязательств.

Улучшения ситуации с поступлением оплаты от покупателей благодаря реструктуризации системы сбыта.

Снижения требуемых объемов поступающей оплаты по валютной дебиторской задолженности, что в некоторой степени связано с жесткими требованиями валютного контроля.




Как показано на диаграмме эти меры позволили сократить срок поступления оплаты за продукцию с 50 дней в 1997 г. до 26 дней в 2001 г. Большинство операций по реализации автомобилей в 2001 г. осуществлялось на условиях предоплаты. Однако, эффект данных мероприятий был недостаточным для получения необходимых средств для финансирования текущей деятельности АВТОВАЗа. Как следствие, в целях получения дополнительных средств нам пришлось увеличивать сроки оплаты поставщикам. На протяжении последних пяти лет разница в сроках оплаты поставщикам и поступления оплаты от покупателей, как показано на диаграмме, являлась основным источником финансирования текущей деятельности АВТОВАЗа. Тем не менее, данное преимущество носило краткосрочный характер, так как поставщики, в качестве ответной меры, повышали цены на свою продукцию в целях компенсации несвоевременной оплаты.

Руководство понимает существование указанных проблем и, кроме вышеназванных мер, проводит дополнительные мероприятия, а именно:

АВТОВАЗ улучшает отношения с поставщиками за счет сокращения задержек в осуществлении оплаты за продукцию.

В последние годы АВТОВАЗ ведет активные переговоры о реструктуризации задолженности по налогам и кредитам.
В результате проведенной работы удалось перенести сроки погашения задолженности на последующие периоды, что, в свою очередь, привело к снижению справедливой стоимости этой задолженности и сокращению средств, отвлекаемых на обслуживание задолженности.

АВТОВАЗ занимает активную позицию в отстаивании своих финансовых интересов в ходе судебных разбирательств по вопросам правомерности претензий налоговых органов.
В настоящее время значительная часть судебных разбирательств заканчивается в пользу АВТОВАЗа - более 70%.

Подписание соглашения с GM и Европейским Банком Реконструкции и Развития, а также общее улучшение общественного мнения об АВТОВАЗе позволили ему обсуждать возможность привлечения долгосрочного финансирования с потенциальными ссудодателями.


Инвестиции в будущее

Руководство понимает, что инвестиции являются основным фактором поддержания конкурентоспособности продукции.

На протяжении последних пяти лет, вопреки уже упоминавшемуся дефициту оборотного капитала, были осуществлены существенные вложения в НИОКР в сумме 8 840 млн. руб. и новое оборудование в сумме 28 899 млн. руб. (см. таблицу ниже).

Остаточная стоимость,
млн. руб
Здания Машины и оборудования Прочие основные средства Незавершенное строительство Итого
Остаток на 31 декабря 1996 г. 38 930 21 620 4 260 38 040 102 850
Поступило / введено 12 564 39 366 1 921 28 997 82 848
Выбыло / передано (6 948) (3 492) (2 138) (53 949) (66 527)
Амортизация (7 905) (16 152) (1 133) - (25 190)
Резерв под уменьшение
стоимости основных средств
(2 965) - (981) (5 380) (9 326)
Остаток на 31 декабря 2001 г. 33 676 41 342 1 929 7 708 84 655

Основная часть инвестиций была направлена на запуск в производство автомобилей семейства ВАЗ-2110, которое было начато в 1997 г. Со времени освоения производства этого семейства АВТОВАЗ выпустил более 579 тыс. автомобилей. Семейство представлено автомобилями с кузовами «седан», «универсал» и «хетчбэк».

Следующий инвестиционный проект предусматривал создание нового полноприводного внедорожника. «Шевроле-Нива» (в ОАО «АВТОВАЗ» проект 2123) будет выпускаться на ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» с участием GM и Европейского Банка Реконструкции и Развития. Образование ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» относится к числу самых крупных инвестиционных проектов в реальный сектор российской экономики до настоящего времени.
Проектом предусматривается строительство нового завода в Тольятти, который в конце 2002 г. начнет выпуск пяти-дверного варианта вазовского внедорожника. Предполагается, что новое предприятие выйдет на проектную мощность, составляющую 75 000 автомобилей в год, через два-три года после начала производства.

Существенная часть новых полноприводных внедорожников будет экспортироваться в страны Европы и Латинской Америки.

В настоящее время задачей АВТОВАЗа на среднесрочную перспективу является освоение в конце 2004 г. серийного производства семейства автомобилей ВАЗ-1119 «Калина».
Предполагается построить новую нитку конвейера с высоким уровнем автоматизации производства.
В создание данного семейства уже были сделаны значительные капиталовложения.
Тем не менее, для реализации данного проекта необходим существенный объем дополнительных инвестиций.

Хотя значительная часть этих средств будет получена из собственных средств предприятия, в настоящее время руководство акционерного общества рассматривает варианты привлечения дополнительно необходимых инвестиционных средств.

Руководство уверено в том, что данные меры позволят ОАО «АВТОВАЗ» обеспечить рост объемов производства с учетом прогнозируемого роста спроса на российском автомобильном рынке и таким образом сохранить лидирующее положение в российском автомобилестроении в обозримой перспективе.