![]() ![]() ![]() |
![]()
![]() |
|
Данный финансовый анализ открывает возможность для понимания результатов деятельности АВТОВАЗа за последние пять лет. В последние пять лет экономика России работала в условиях высокой инфляции. Начиная с 1 января 1997г. кумулятивный показатель инфляции составил около 400%, хотя уровень инфляции постепенно снижался в течение рассматриваемого периода. Однако, в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета ОАО
«АВТОВАЗ» должен составлять годовую бухгалтерскую отчетность без учета
инфляции. Понимая это, в течение последних лет АВТОВАЗ в дополнение к российской бухгалтерской отчетности составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Показатели консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, корректируются с учетом инфляции. В связи с этим, возникает возможность получить сопоставимые результаты деятельности за ряд лет и более однозначно определить основные тенденции деятельности. При проведении анализа, который приводится далее, были использованы показатели консолидированной финансовой отчетности АВТОВАЗа, составленной в соответствии с МСФО. Все показатели отражают масштаб цен на 31 декабря 2001 г. Показатели финансовой отчетности по МСФО за последние пять лет были пересчитаны на основе коэффициентов, полученных из Индекса потребительских цен, опубликованного Государственным комитетом по статистике Российской Федерации, а именно:
|
2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | |
АКТИВЫ Текущие активы: |
||||||
Денежные средства и их эквиваленты | 3 969 | 3 294 | 3 820 | 4 348 | 2 697 | 3 798 |
![]() |
||||||
Расчеты с покупателями, нетто | 7 919 | 8 156 | 9 017 | 13 484 | 14 882 | 16 249 |
![]() |
||||||
Расходы, произведенные авансом, авансы и прочая дебиторская задолженность |
5 939 | 6 069 | 5 612 | 5 817 | 9 084 | 12 524 |
![]() |
||||||
Товарно-материальные запасы | 12 735 | 12 559 | 12 568 | 14 173 | 17 338 | 16 708 |
Всего текущие активы | 30 562 | 30 078 | 31 017 | 37 822 | 44 001 | 49 279 |
Основные средства | 84 655 | 86 488 | 88 041 | 88 532 | 98 642 | 102 850 |
![]() |
||||||
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи | 308 | 1 336 | 1 655 | 1 395 | 503 | 413 |
![]() |
||||||
Инвестиции в зависимые общества | 372 | - | - | - | - | - |
![]() |
||||||
Отложенные налоговые требования | 44 | - | - | - | 3 461 | - |
![]() |
||||||
Прочие активы | 364 | 320 | 428 | 161 | 377 | 282 |
Всего долгосрочные активы | 85 743 | 88 144 | 90 124 | 90 088 | 102 983 | 103 545 |
![]() |
||||||
Всего активы | 116 305 | 118 222 | 121 141 | 127 910 | 146 98 | 152 824 |
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Текущие обязательства: |
||||||
Текущие расчеты с поставщиками | 14 444 | 16 148 | 13 592 | 12 544 | 18 340 | 13 269 |
![]() |
||||||
Прочая задолженность и начисленные расходы | 6 995 | 6 302 | 9 615 | 9 646 | 9 656 | 28 886 |
![]() |
||||||
Текущая задолженность по налогообложению | 5 368 | 9 493 | 9 666 | 18 087 | 44 048 | 44 009 |
![]() |
||||||
Гарантийное обслуживание и прочие резервы | 1 002 | 898 | 1 511 | 3 043 | 3 074 | 3 745 |
![]() |
||||||
Краткосрочные займы | 4 297 | 4 864 | 5 481 | 6 051 | 2 565 | 14 864 |
![]() |
||||||
Авансы от покупателей | 3 674 | 4 176 | 2 144 | 3 474 | 256 | 926 |
Всего текущие обязательства | 35 780 | 41 881 | 42 009 | 52 845 | 77 939 | 105 699 |
Долгосрочные займы | 2 860 | 7 134 | 16 182 | 20 294 | 13 432 | 2 554 |
![]() |
||||||
Долгосрочная задолженность по налогообложению |
4 763 | 10 553 | 14 180 | 10 171 | 6 112 | - |
![]() |
||||||
Отложенное налоговое обязательство | 6 742 | 12 512 | 6 334 | 3 619 | - | 1 367 |
Всего долгосрочные обязательства | 14 365 | 30 199 | 36 696 | 34 084 | 19 544 | 3 921 |
![]() |
||||||
Всего обязательства | 50 145 | 72 080 | 78 705 | 86 929 | 97 483 | 109 620 |
![]() |
||||||
Доля меньшинства | 10 671 | 7 672 | 7 376 | 7 200 | 6 703 | 7 193 |
Собственный капитал: Акционерный капитал |
26 227 | 26 243 | 26 306 | 25 958 | 14 285 | 14 306 |
![]() |
||||||
Поправка на валютный курс | 835 | 714 | 965 | 1 001 | 343 | 348 |
![]() |
||||||
Нераспределенная прибыль | 28 427 | 11 513 | 7 789 | 6 822 | 28 170 | 21 357 |
Всего собственный капитал | 55 489 | 38 470 | 35 060 | 33 781 | 42 798 | 36 011 |
![]() |
||||||
Всего обязательства и собственный капитал |
116 305 | 118 222 | 121 141 | 127 910 | 146 984 | 152 824 |
1997 - 2001* | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | |
Чистая выручка от реализации | 500 454 | 112 843 | 98 841 | 90 027 | 89 840 | 108 903 |
![]() |
||||||
Себестоимость реализации | (420 605) | (91 549) | (82 695) | (74 761) | (82 633) | (88 967) |
Валовая прибыль от реализации | 79 849 | 21 294 | 16 146 | 15 266 | 7 207 | 19 936 |
Реализационные, общие и административные расходы | (60 497) | (8 790) | (12 633) | (8 943) | (13 555) | (16 576) |
![]() |
||||||
Резерв под уменьшение стоимости основных средств до оценочной восстановительной стоимости |
(9 323) | - | - | - | (4 600) | (4 723) |
![]() |
||||||
Расходы на НИОКР | (8 840) | (2 496) | (1 375) | (1 500) | (1 657) | (1 812) |
![]() |
||||||
Прочие операционные расходы | (16 559) | (2 842) | (1 974) | (4 789) | (4 028) | (2 926) |
Прибыль (убыток) от основной деятельности | (15 370) | 7 166 | 164 | 34 | (16 633) | (6 101) |
Расходы на выплату процентов | (43 651) | (3 158) | (3 776) | (10 355) | (8 459) | (17 903) |
![]() |
||||||
(Убыток) прибыль от курсовой разницы | (24 299) | (72) | (358) | (6 246) | (18 037) | 414 |
![]() |
||||||
Прибыль по денежной позиции | 72 873 | 5 578 | 7 455 | 15 202 | 37 295 | 7 343 |
![]() |
||||||
Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим заемным средствам |
56 422 | 8 501 | 11 335 | 7 324 | 7 453 | 21 809 |
![]() |
||||||
Эффект от признания финансовых инструментов, нетто |
200 | 200 | - | - | - | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 46 175 | 18 215 | 14 820 | 5 959 | 1 619 | 5 562 |
Текущие расходы по налогу на прибыль | (19 398) | (5 998) | (4 686) | (1 772) | (3 734) | (3 208) |
![]() |
||||||
(Расходы) выгода по отложенному налогу на прибыль |
(6 798) | 4 336 | (6 177) | (2 713) | (7 080) | 4 836 |
Чистая прибыль (убыток) | 19 979 | 16 553 | 3 957 | 1 474 | (9 195) | 7 190 |
Доля меньшинства | (4 532) | (2 726) | (688) | (263) | (496) | (359) |
Чистая прибыль (убыток) акционеров ОАО «АВТОВАЗ» |
15 447 | 13 827 | 3 269 | 1 211 | (9 691) | 6 831 |
Акционерный капитал |
Собственные акции, изъятые из обращения |
Поправка на валютный курс |
Нераспределенная прибыль |
Всего собственный капитал |
|
Сальдо на 1 января 1997 г. | 30 717 | (16 411) | 348 | 21 357 | 36 011 |
![]() |
|||||
Эффект принятия МСФО 39, за вычетом налога на прибыль (Прим. 25A) | - | - | - | 2 804 | 2 804 |
![]() |
|||||
Продажа собственных акций, изъятых из обращения (обыкновенные) | - | 809 | - | (66) | 743 |
![]() |
|||||
Приобретение собственных акций, изъятых из обращения (привилегированные) |
- | (576) | - | 573 | (3) |
![]() |
|||||
Поправка на валютный курс | - | - | 487 | - | 487 |
![]() |
|||||
Прибыль за период | - | - | - | 15 447 | 15 447 |
![]() |
|||||
Капитализация фондов** | 25 095 | (13 407) | - | (11 688) | - |
Сальдо на 31 декабря 2001 г. | 55 812 | (29 585) | 835 | 28 427 | 55 489 |
1997-2001* | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | |
Потоки денежных средств от операционной
деятельности: Потоки денежных средств от операционной деятельности до изменений оборотного капитала |
76 028 | 15 503 | 9 749 | 10 669 | 27 241 | 12 866 |
![]() |
||||||
Денежные средства, полученные от операционной деятельности |
58 666 | 12 832 | 8 041 | 9 993 | 18 313 | 9 487 |
![]() |
||||||
Налог на прибыль выплаченный | (19054) | (3771) | (618) | (1229) | (10401) | (3035) |
![]() |
||||||
Проценты выплаченные | (8 100) | (1 358) | (1629) | (2 857) | (939) | (1 317) |
![]() |
||||||
Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности |
31 512 | 7 703 | 5 794 | 5 907 | 6 973 | 5 135 |
![]() |
||||||
Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности: Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности: |
(25 243) | (5 815) | (5 474) | (5 673) | (3 498) | (4 783) |
![]() |
||||||
Потоки денежных средств от финансовой деятельности: Чистые денежные средства, (использованные в) полученные от финансовой деятельности |
(2 784) | (1 040) | (600) | (359) | 462 | (1 247) |
![]() |
||||||
Влияние инфляции на денежные средства | (6 810) | (267) | (358) | (1 282) | (4 611) | (292) |
![]() |
||||||
Влияние колебаний валютного курса | 3 496 | 94 | 112 | 879 | 2 325 | 86 |
![]() |
||||||
Чистое (уменьшение) увеличение денежных средств и их эквивалентов |
171 | 675 | (526) | (528) | 1 651 | (1 101) |
![]() |
||||||
Денежные средства и их эквиваленты на начало периода | 3 798 | 3 294 | 3 820 | 4 348 | 2 697 | 3 798 |
![]() |
||||||
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода | 3 969 | 3 969 | 3 294 | 3 820 | 4 348 | 2 697 |
![]() Денежные средства, полученные АВТОВАЗом от основной деятельности за последние пять лет, составляют существенную величину 31 512 млн. руб. АВТОВАЗ также сократил сумму обязательств перед бюджетом и поставщиками на 37 466 млн. руб. Данное обстоятельство, наряду с реструктуризацией налоговых обязательств и задолженности по заемным средствам, позволило АВТОВАЗу сократить разрыв между текущими обязательствами и текущими активами. По состоянию на 31 декабря 2001 г. текущие обязательства были больше текущих активов на 5 218 млн. руб. В силу невозможности привлечения значительных внешних финансовых ресурсов, АВТОВАЗ был вынужден использовать большую часть полученных денежных средств на закупки основных средств. За пять лет чистая сумма денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности, составила 25 243 млн. руб. |
![]() |
Модельный ряд АВТОВАЗ понимает необходимость повысить качество выпускаемых автомобилей с учетом возможного вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и последующего обострения конкурентной борьбы с западными автомобильными фирмами. АВТОВАЗ ведет постоянную работу по повышению качества и потребительских характеристик своей продукции. В течение рассматриваемого периода произошли изменения в модельном ряде
автомобилей, выпускаемых АВТОВАЗом. Кроме того, с целью соблюдения строгих требований европейских стандартов качества и экологической безопасности (ISO 9000 и Euro 3), АВТОВАЗ проводит модернизацию собственного технологического оборудования и требует от поставщиков комплектующих обеспечить соответствие их продукции указанным стандартам. В 2001 г. на 121 849 произведенных автомобилях были установлены каталитические конверторы. В 2003 г. мы планируем оснастить 75% продукции каталитическими конверторами и довести уровень оснащенности до 100% в 2004 г. |
![]() |
Использование производственных мощностей Из года в год на протяжении пяти лет нам удавалось сохранить высокий показатель загрузки производственных мощностей несмотря на многочисленные потрясения на макроэкономическом уровне, наиболее значительным из которых является девальвация рубля в 1998 г. Благодаря высокой загрузке производственных мощностей, АВТОВАЗ имеет возможность максимально экономить расходы при росте производства, одновременно поддерживая цены на продукцию на доступном уровне. На фоне общего роста экономики России в 2001 г. АВТОВАЗ выпустил рекордное количество автомобилей - около 768 тыс. автомобилей. Этот показатель превышает проектный объем производственных мощностей - 730 тыс. автомобилей. |
![]() |
Цена реализации В течение пяти лет нам удавалось поддерживать рост цен на автомобили
в пределах роста инфляции, несмотря на постоянный рост доли современных
переднеприводных моделей в общем объеме продаваемой продукции. В 1997-2000 гг. АВТОВАЗ принял на себя часть последствий инфляции, поскольку
темп роста цен на автомобили отставал от темпов инфляции. В 2001 г. АВТОВАЗ смог извлечь выгоду из общего роста покупательной способности
населения. |
![]() |
Результаты операционной деятельности В течение последних пяти лет отношение валовой прибыли к выручке от реализации АВТОВАЗа находилось на хорошем уровне - в среднем 16%. Как показано на диаграмме, на валовую прибыль отрицательно повлиял финансовый кризис 1998 г., когда АВТОВАЗ не повышал цены на автомобили, несмотря на рост инфляции(см. предыдущий раздел). Только в 2001 г. АВТОВАЗу удалось довести показатель процента валовой прибыли до предкризисного значения. Тем не менее, девальвация рубля в 1998 г. оказала значительное положительное влияние на экспортную деятельность. В 1999 г. АВТОВАЗ не смог в полной мере воспользоваться преимуществами стабилизации ситуации. В период до 1998 г. целенаправленно сокращались объемы реализации автомобилей
на внешнем рынке. Это было следствием завышенного курса рубля на валютном
рынке, из-за введенного ЦБ РФ «валютного коридора». В данной ситуации
экспорт стал убыточным. В течение последних пяти лет руководство АВТОВАЗа уделяет особое внимание получению высокой валовой прибыли от реализации автомобилей, что приносит положительные результаты. В 1997-1998 гг. значительный показатель валовой прибыли от основной деятельности в сумме 27 143 млн. руб. был полностью использован и трансформировался в значительные убытки от основной деятельности, как следствие событий, которые не были полностью под контролем руководства. |
Далее приведены основные факторы, в силу которых был получен
убыток от основной деятельности в указанные два года: •
Значительный объем расходов на социальную сферу отражает ответственность
АВТОВАЗа за благосостояние города и области, где расположены основные
производственные мощности. • Значительные расходы на НИОКР.
Основная часть расходов была направлена на освоение производства автомобилей
семейства ВАЗ-2110. • В течение рассматриваемого периода
АВТОВАЗ списал нереальную для взыскания дебиторскую задолженность в сумме
3 738 млн. руб. • Значительная часть «претензий и аналогичных выплат» представлена претензиями за несвоевременный возврат валютной выручки. Однако АВТОВАЗ активно защищает свою позицию по данным претензиям в суде. • Резерв под уменьшение стоимости
основных средств, отраженный в 1998 г., был создан в результате кризиса
1998 г, после которого расчетные значения дисконтированных потоков денежных
средств от будущей деятельности стали ниже балансовой стоимости соответствующих
активов. Руководство понимает необходимость постоянного сокращения затрат для сохранения конкурентоспособного положения на рынке и, кроме мер, названных выше, провело следующие мероприятия: • В 1999 году АВТОВАЗ принял решение
полностью отказаться от бартера. • В течение 1999 и 2000 годах АВТОВАЗ провел работу по замещению импортных материалов. Расходы на комплектующие, закупаемые по импорту, сократились с 20-25% до 3-5%. • Проведена реорганизация системы закупок. АВТОВАЗ проводил более строгий контроль закупочных цен, и добился повышения качества и более выгодных цен на материалы и комплектующие. • АВТОВАЗ передал производство некоторых комплектующих сторонним поставщикам. В целом, это было сделано для того, чтобы высвободить производственные площади для установки нового оборудования и освоения производства деталей и узлов для новых моделей автомобилей. Благодаря проведению такой политики, также отмечается снижение затрат на хранение материалов и ускорение оборачиваемости запасов. • Благодаря оптимизации технологических
процессов и более эффективному распределению ресурсов, отмечается стабильное
снижение производственных накладных расходов около 10 тыс. руб. в 2001
г. • Начиная с кризиса 1998 г., АВТОВАЗ
постоянно наращивал объем производства, что позволило сократить удельный
вес постоянных затрат в себестоимости автомобиля. |
![]() |
Результаты неоперационной деятельности В 1995-1998 гг. в силу высокой инфляции, жесткого «валютного коридора»,
чрезмерной налоговой нагрузки и необходимости освоения производства семейства
ВАЗ-2110, АВТОВАЗ не мог своевременно погашать свои обязательства перед
бюджетом и ссудодателями. Кроме того, в 1998-2001 гг. произошло погашение или реструктуризация
обязательств по кредитам на сумму 504 млн. долл. США с отсрочкой платежа
на период от 18 до 30 лет. |
![]() |
Налогообложение Налогообложение - значительная для АВТОВАЗа статья расходов. Отвлекаемые значительные суммы не позволяют АВТОВАЗу аккумулировать средства для инвестирования в разработку и запуск в производство новых моделей. Более того, значительная часть уже осуществленных расходов на новые модели не принимается в уменьшение налогооблагаемой прибыли. На диаграмме показано уменьшение фактического налогового бремени, имевшее
место в течение рассматриваемого периода: с 26% в 1997 г. до 11% в 2001
г. Снижение данного показателя стало возможным во многом благодаря положительным
изменениям в налоговом законодательстве, которые происходили с 1999 г.
Тем не менее, налоговая нагрузка по-прежнему остается значительной. Она
состоит из налога на пользователей автодорог, социальных налогов, налога
на имущество, налога на прибыль, а также штрафов и пеней. В дальнейшем Договор реструктуризации задолженности не будет сопровождаться выпуском дополнительных акций акционерного общества. По состоянию на 31 декабря 2001 г. АВТОВАЗ полностью выполнял условия реструктуризации задолженности по платежам в федеральный, региональный и местный бюджеты. |
![]() |
Ликвидность На протяжении пяти лет АВТОВАЗ сталкивается с постоянными трудностями, связанными с недостатком оборотных средств. Как показано на диаграмме, АВТОВАЗу не хватает имеющихся оборотных средств на поддержание текущей деятельности, не говоря уже об обеспечении необходимых инвестиций для постановки в производство новых моделей автомобилей. Благодаря реорганизации системы сбыта, мы значительно улучшили поступление
оплаты от покупателей, расположив сбытовые точки ближе к потребителю. • Стабильно высоких показателей рентабельности продаж. • Сокращения операционных издержек. • Реструктуризации некоторых статей текущих (и долгосрочных) обязательств. • Улучшения ситуации с поступлением оплаты от покупателей благодаря реструктуризации системы сбыта. • Снижения требуемых объемов поступающей оплаты по валютной дебиторской задолженности, что в некоторой степени связано с жесткими требованиями валютного контроля. |
![]() |
Как показано на диаграмме эти меры позволили сократить срок поступления оплаты за продукцию с 50 дней в 1997 г. до 26 дней в 2001 г. Большинство операций по реализации автомобилей в 2001 г. осуществлялось на условиях предоплаты. Однако, эффект данных мероприятий был недостаточным для получения необходимых средств для финансирования текущей деятельности АВТОВАЗа. Как следствие, в целях получения дополнительных средств нам пришлось увеличивать сроки оплаты поставщикам. На протяжении последних пяти лет разница в сроках оплаты поставщикам и поступления оплаты от покупателей, как показано на диаграмме, являлась основным источником финансирования текущей деятельности АВТОВАЗа. Тем не менее, данное преимущество носило краткосрочный характер, так как поставщики, в качестве ответной меры, повышали цены на свою продукцию в целях компенсации несвоевременной оплаты. Руководство понимает существование указанных проблем и, кроме вышеназванных мер, проводит дополнительные мероприятия, а именно: • АВТОВАЗ улучшает отношения с поставщиками
за счет сокращения задержек в осуществлении оплаты за продукцию. • АВТОВАЗ занимает активную позицию
в отстаивании своих финансовых интересов в ходе судебных разбирательств
по вопросам правомерности претензий налоговых органов. • Подписание соглашения с GM и Европейским Банком Реконструкции и Развития, а также общее улучшение общественного мнения об АВТОВАЗе позволили ему обсуждать возможность привлечения долгосрочного финансирования с потенциальными ссудодателями. |
Инвестиции в будущее Руководство
понимает, что инвестиции являются основным фактором поддержания конкурентоспособности
продукции.
Основная часть инвестиций была направлена на запуск в производство автомобилей семейства ВАЗ-2110, которое было начато в 1997 г. Со времени освоения производства этого семейства АВТОВАЗ выпустил более 579 тыс. автомобилей. Семейство представлено автомобилями с кузовами «седан», «универсал» и «хетчбэк». Следующий инвестиционный проект предусматривал создание нового полноприводного
внедорожника. «Шевроле-Нива» (в ОАО «АВТОВАЗ» проект 2123) будет выпускаться
на ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» с участием GM и Европейского Банка Реконструкции
и Развития. Образование ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» относится к числу самых крупных
инвестиционных проектов в реальный сектор российской экономики до настоящего
времени. Существенная часть новых полноприводных внедорожников будет экспортироваться в страны Европы и Латинской Америки. В настоящее время задачей АВТОВАЗа на среднесрочную перспективу является
освоение в конце 2004 г. серийного производства семейства автомобилей
ВАЗ-1119 «Калина». Хотя значительная часть этих средств будет получена из собственных средств
предприятия, в настоящее время руководство акционерного общества рассматривает
варианты привлечения дополнительно необходимых инвестиционных средств.
Руководство уверено в том, что данные меры позволят ОАО «АВТОВАЗ» обеспечить рост объемов производства с учетом прогнозируемого роста спроса на российском автомобильном рынке и таким образом сохранить лидирующее положение в российском автомобилестроении в обозримой перспективе. |