Мнение руководства
о финансовом состоянии
и результатах хозяйственной деятельности


Благодаря стабильной работе завода, и выполнению стратегии руководства, направленной
на развитие
и укрепление
финансового
положения,
2001 год стал самым успешным годом для АВТОВАЗа за последнее время.







































Данное мнение руководства о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности необходимо рассматривать вместе с консолидированной финансовой отчетностью ОАО «АВТОВАЗ», составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), представленной на страницах 97-120 настоящего годового отчета.

Обзор

В 2001 году руководство добилось значительного улучшения финансового положения АВТОВАЗа за счет следующих мероприятий:

проведена реструктуризация большей части задолженности перед налоговыми органами и ссудодателями;

освоен выпуск нового семейства более рентабельных автомобилей;

проведена реорганизация системы реализации и сбыта, что привело к сокращению безнадежной задолженности;

произошло ускорение финансовых потоков благодаря требованию полной предоплаты за продукцию, отгружаемую потребителям на внутреннем рынке;

создан стратегический альянс с GM и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) для освоения выпуска автомобиля ВАЗ-2123, причем запуск производства запланирован на сентябрь 2002 г.;

успешно проведены переговоры с Правительством РФ, что позволило вернуть из залога акции ОАО «АВТОВАЗ», переданные в обеспечение Договора о реструктуризации задолженности ОАО «АВТОВАЗ» перед федеральным бюджетом. Данное обстоятельство позволяет ОАО «АВТОВАЗ» рассматривать возможности привлечения инвестиций;

сохранялась направленность на сокращение затрат, что позволило улучшить показатель валовой прибыли.

Выручка от реализации автомобилей в 2001 г. составила 93 232 млн. руб.

Результаты хозяйственной деятельности и
их влияние на финансовое состояние ОАО «АВТОВАЗ»

В 2001 г. консолидированный показатель чистой прибыли АВТОВАЗа составил 13 827 млн. руб. (в 2000 г. аналогичный показатель составил 3 269 млн. руб.).

Основными факторами, определившими рост чистой прибыли являются:

Увеличение объема продаж на 10% по сравнению с 2000 г.

Выход на проектную мощность по выпуску более рентабельных автомобилей семейства ВАЗ-2110.

Получение значительной прибыли от дальнейшей реструктуризации и списания налоговой задолженности и реструктуризации прочей долгосрочной задолженности (см. далее в разделе «Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочей задолженности»).

Значительная прибыль по денежной позиции в результате учета влияния инфляции.

Сокращение расходов на уплату налогов, как следствие отложенного налогообложения.

Значительные потоки денежных средств от основной деятельности способствовали улучшению финансового состояния АВТОВАЗа.

Высокие показатели основной деятельности за 2001 г. обеспечили потоки денежных средств от основной деятельности до изменений оборотного капитала в сумме 15 503 млн. руб.
(2000 г.: 9 749 млн. руб.). Прирост денежных средств от основной деятельности до изменений оборотного капитала был направлен на погашение значительной части текущих обязательств. Принимая во внимание успешную реструктуризацию и списание своих обязательств, в течение
2001 г. АВТОВАЗу удалось сократить дефицит оборотного капитала на 6 585 млн.руб.

Чистые денежные средства, полученные от основной деятельности в сумме 7 703 млн.руб.
(2000 г.: 5 794 млн.руб.), в основном были направлены на обновление основных фондов.

Кроме того, продолжение реструктуризации задолженности по заемным средствам и налогам привело к сокращению балансовой стоимости этих обязательств для целей составления отчетности в соответствии с МСФО. Также, сроки погашения номинальных сумм обязательств были изменены в пользу АВТОВАЗа.

В настоящее время руководство АВТОВАЗа рассматривает возможность привлечения новых финансовых ресурсов для своевременного запуска в производство нового семейства автомобилей.

В 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло решение вернуть акции ОАО «АВТОВАЗ» из залога, которые были переданы государству в обеспечение своевременных платежей в бюджет. Данное обстоятельство потенциально способствует АВТОВАЗу в привлечении финансовых ресурсов в дальнейшем.

Увеличение объема реализации

В России сохраняется высокий спрос на автомобили.
По объему реализованной продукции в натуральном выражении АВТОВАЗ контролирует 48,6% российского рынка.

Основным конкурентом АВТОВАЗа на российском автомобильном рынке являются подержанные автомобили иностранного производства, ввозимые в страну. Увеличение объема выпуска более современных и привлекательных для потребителя автомобилей является одним из стратегических направлений деятельности руководства по удержанию и усилению своих позиций на российском автомобильном рынке.
Результатом осуществления этой стратегии является рост объема реализованной продукции на 10%.

Следуя своей стратегии, ориентированной на производство современных и более рентабельных моделей автомобилей, АВТОВАЗ продолжил вывод производства автомобилей «классической» компоновки с основных конвейеров. Как следствие, в отчетном году было продано больше сборочных автокомплектов.

Сохраняющаяся стабильность российского рубля позволила АВТОВАЗу вести рентабельную внешнеэкономическую деятельность. Тем не менее, постоянно высокий спрос на российском автомобильном рынке привел к сокращению объема экспортных поставок в 2001 г. в совокупном объеме продаж (2001 г.: 11%, 2000 г.: 15%).

Внешний рынок имеет значение прежде всего как источник валютных средств, что диктует необходимость следить за происходящими изменениями на мировых автомобильных рынках.


  2001 2000
Реализация автомобилей на внутреннем рынке, тыс. а/м 689 600
Реализация автомобилей на внешнем рынке, тыс. а/м 85 106
Итого реализация автомобилей, тыс. а/м (производство ОАО «АВТОВАЗ») 774 706
Выручка от реализации автомобилей на внутреннем рынке, млн. руб. 75061 62388
Выручка от реализации автомобилей на внешнем рынке, млн. руб. 7 334 11 095
Выручка от реализации автомобилей сторонних производителей дочерними предприятиями ОАО «АВТОВАЗ», млн. руб. 10 837 9 743
Итого выручка от реализации автомобилей, млн. руб. 93 232 83 226
Выручка от реализации автомобильных запасных частей и сборочных автокомплектов 15 971 11 998
Выручка от прочей реализации, млн. руб. 3 640 3 617

Валовая прибыль

Показатель валовой прибыли 2001 г. составил 21 294 млн. руб. Рентабельность выросла с 16% до 19% в связи с увеличением объема выпуска продукции с сохранением постоянных затрат на прежнем уровне и повышением цен на свою продукцию с опережением роста стоимости закупаемых комплектующих и материалов.
Объем реализации более рентабельных автомобилей «десятого» семейства возрос до 230 тыс. автомобилей (2000 г.: 162 тыс. автомобилей), что составляет 30% от всего объема реализованных автомобилей (2000 г.: 23%).

Реализационные, общие и административные расходы

По сравнению с 2000 г. показатель реализационных, общих и административных расходов АВТОВАЗа сократился на 30%. Наиболее значительные факторы, повлиявшие на сокращение данной статьи - это:

Снижение ставки налога на пользователей автодорог с 2,5% до 1%, что привело к уменьшению выплат этого налога на 1 353 млн. руб.;

Отмена налога на содержание объектов ЖКХ. Это позволило получить экономию средств в сумме 1 021 млн. руб.;

Безнадежная задолженность, ранее списанная как нереальная для взыскания, была взыскана на сумму 183 млн. руб. В прошлом году сумма списанной безнадежной задолженности составила 567 млн. руб. Чистая сумма движения составила 750 млн. руб.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)

Продолжение работ по проекту «Калина» привело к значительному росту расходов на НИОКР за 2001 г. В соответствии с МСФО данные расходы были списаны на консолидированный отчет о прибылях и убытках.






 

Прочие операционные расходы

По сравнению с 2000 г. наиболее важное изменение в составе прочих операционных расходов в 2001 г. связано с отражением убытка в сумме 876 млн. руб. от приведения стоимости инвестиций в зависимое общество ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» справедливой стоимости с использованием дисконтированных потоков денежных средств в соответствии с утвержденными бизнес-планами. Данная корректировка предусмотрена требованиями МСФО 39.

АВТОВАЗ продолжает замену старого оборудования, что приводит к убыткам от выбытия основных средств.

В 2001 г. в состав прочих операционных расходов вошли расходы в сумме 144 млн. руб. на покрытие убытков по претензиям органов валютного контроля за несвоевременный возврат валютной выручки от реализации продукции на внешнем рынке.
В соответствии с валютным законодательством Российской Федерации валютная выручка от экспорта продукции должна была переводиться на счета в уполномоченные банки Российской Федерации в течение 90 дней с момента отгрузки продукции.

Срок действия лицензии, выданной АВТОВАЗу Центральным банком России, продляющей период возврата валютной выручки, истек в 1999 г. Зачастую оплата от зарубежных покупателей поступала более чем через 90 дней. В отчетном периоде АВТОВАЗ поставил на особый контроль соблюдение этого требования валютного законодательства и усилил процедуры, которые обеспечивают своевременный возврат валютной выручки в соответствии с законодательством. Более того, в августе 2001 г. данный 90-дневный лимит был увеличен до трех лет.

Прибыль от основной деятельности

Рост валовой прибыли и снижение налогового бремени привели к тому, что за 2001 г. АВТОВАЗом была получена высокая прибыль от основной деятельности в сумме 7 166 млн. руб. (2000 г.: 164 млн. руб.).

Расходы на выплату процентов

В течение 2001 г. произошло сокращение на 16% (на 618 млн. руб.) расходов на выплату процентов. Основной причиной является сокращение суммы задолженности, выраженной в долларах США, после того, как в 2001 г. АВТОВАЗ продолжил реструктуризацию задолженности. Реструктуризация задолженности, выраженной в долларах США, рассматривается далее в разделе «Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим обязательствам».

Кроме того, в результате мер, принятых руководством АВТОВАЗа, по усилению платежной дисциплины в расчетах с бюджетом, снижены суммы начисленных пеней.






Курсовая разница

Благодаря переводу задолженности АВТОВАЗа, выраженной в долларах США, в состав рублевой задолженности, стало возможным уменьшить подверженность АВТОВАЗа влиянию девальвации рубля по отношению к доллару США. Кроме того, на уменьшение курсовой разницы повлияла относительная стабильность обменного курса рубля к доллару США.

Инфляционный эффект и
прибыль по денежной позиции

В условиях инфляционной экономики общая покупательная способность денежных средств снижается, в то время как общий уровень цен на товары и услуги растет.

Результатом снижения покупательной способности денежных средств является прибыль или убыток по денежной позиции.
В период инфляции покупательная способность у предприятия, имеющего чистые денежные активы, снижается, а у предприятия, имеющего чистые денежные обязательства, увеличивается.

Согласно МСФО, финансовые отчеты, подготавливаемые в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, должны быть составлены на основе текущих цен на дату составления бухгалтерского баланса.

Прибыль по денежной позиции АВТОВАЗа, отраженная в консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, уменьшилась с 7 455 млн. руб. в 2000 г.
до 5 578 млн. руб. в 2001 г. в связи с постоянным сокращением разницы между денежными обязательствами и активами.

Положение дел в российской экономике продолжает улучшаться. В течение последних двух лет отмечается постепенное снижение уровня инфляции (2001 г.: 18,82%, 2000 г.: 20,13%). Предполагается, что данная тенденция к снижению инфляции продолжится в 2002 г.
В экономике Российской Федерации по-прежнему присутствуют элементы инфляционных процессов.

Можно предположить, что необходимость отражения в отчетности эффекта инфляции сохранится и в 2002 г.
Тем не менее, есть основания полагать, что потребность в учете эффекта инфляции отпадет в 2003 г.
Данное обстоятельство, наряду с постепенным сокращением чистых денежных обязательств АВТОВАЗа, вероятно, приведет к уменьшению прибыли по денежной позиции в 2002 г. и отсутствию этой статьи в 2003 г.






Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочей задолженности

Уменьшение и списание задолженности по налогам

В период после приватизации первой необходимостью стало обеспечение конкурентоспособности АВТОВАЗа по отношению к западным производителям, проявляющим возрастающий интерес к российскому рынку, для чего требовались значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, капитальные вложения на модернизацию технологических процессов и освоение производства новых моделей автомобилей.

Значительные расходы были произведены в связи с разработкой «Шевроле-Нивы» (выпуск запланирован на зависимом обществе ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ») и запуском в производство семейства автомобилей ВАЗ-2110. Однако, АВТОВАЗ был не в состоянии одновременно покрывать такие расходы и своевременно производить платежи в бюджеты разных уровней.

К 1998 году образовалась существенная задолженность по неуплаченным налогам. На эту сумму задолженности по неуплаченным налогам АВТОВАЗ начислял пени по средней ставке 70% годовых.

В качестве компенсации российским компаниям завышенных ставок пени, Правительство Российской Федерации пошло на списание 80% пеней по непогашенной налоговой задолженности всех российских компаний. В результате этого в течение 1997 и 1998 гг. задолженность АВТОВАЗа по налогам сократилась на 11 882 млн. руб.

По инициативе руководства АВТОВАЗа были начаты переговоры с Правительством Российской Федерации о реструктуризации оставшейся части задолженности перед бюджетом путем рассрочки выплаты обязательств на срок от 10 до 15 лет без начисления процентов или с применением льготной процентной ставки. В результате успешно проведенных переговоров в течение 1997-2001 гг., обязательства по налогам перед различными бюджетами были реструктуризированы.

Реструктуризированные налоговые обязательства, номинальная стоимость которых составляла 11 571 млн. руб., были дисконтированы по ставкам, действовавшим на дату вступления в силу МСФО 39 (1 января 2001 г.), или на дату реструктуризации, если она проходила после 1 января 2001 г. На 31 декабря 2001 г. балансовая стоимость долгосрочной задолженности по налогам составила 4 763 млн. руб. (2000 г.: 10 553 млн. руб.). Для расчета были использованы ставки дисконтирования в пределе от 26% до 30%.
После принятия МСФО 39 разница в сумме 2 648 млн. руб., возникшая между балансовой стоимостью обязательств в 2000 г. и переоцененной в соответствии с МСФО 39 стоимостью, отражена в консолидированном отчете об изменениях собственного капитала.
В 2001 г. была произведена дальнейшая реструктуризация как ранее реструктуризированной налоговой задолженности, так и задолженности, которая не была ранее реструктуризирована. Разница между приведенной стоимостью указанных реструктуризированных налоговых обязательств и их балансовой стоимостью была признана как доход в консолидированном отчете о прибылях и убытках. Доход составил 4 125 млн. руб.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации сумма пеней за несвоевременную уплату налогов не может превышать размер основного долга. В силу данного положения и других договоренностей с налоговыми органами, в 2001 и 2000 гг. произошло списание задолженности по пеням в сумме 2 976 млн. руб. и 4 379 млн. руб., соответственно.

Прочие обязательства

На балансе АВТОВАЗа числились займы на сумму около 630 млн. долл. США. Эта сумма представляла собой стоимость инвестиций, предоставленных Правительством Российской Федерации в период до приватизации.
Несмотря на то, что процентная ставка в долларах США варьировалась от 3,8% до 8,6%, в результате резкой девальвации рубля, вызванной кризисом в 1998 г., АВТОВАЗ получил значительные убытки от курсовой разницы.
Руководство АВТОВАЗа понимало необходимость минимизации риска курсовой разницы, и поэтому в течение трех последних лет погасило свои текущие и долгосрочные обязательства в сумме 504 млн. долл. США (2001 г.: 126 млн. долл. США, 2000 г.: 260 млн. долл. США и 1999 г.: 118 млн. долл. США), уплатив при этом денежными средствами 4 347 млн. руб. и выпустив беспроцентные векселя, стоимость которых выражена в рублях, на сумму 1 276 млн. руб., подлежащие погашению в течение одного года, и беспроцентные векселя, стоимость которых выражена в рублях, на сумму 11 132 млн. руб., подлежащие погашению в течение 18-20 лет. АВТОВАЗ дисконтировал стоимость указанных рублевых беспроцентных векселей по ставкам, которые действовали на дату вступления МСФО 39 в силу (1 января 2001 г.) или дату реструктуризации, если таковая была проведена после 1 января 2001 г. По состоянию на 31 декабря 2001 г. номинальная стоимость указанных дисконтированных рублевых беспроцентных векселей составила 9 129 млн. руб. (2000 г.: 7 648 млн.руб.) и отражена в составе долгосрочной задолженности по балансовой стоимости в сумме 132 млн.руб. (2000 г.: 619 млн. руб.).
Для дисконтирования использовались ставки в пределах от 22,5% до 24,5%.
После принятия МСФО 39 разница в сумме 431 млн. руб., возникшая между балансовой стоимостью обязательств в 2000 г. и переоцененной в соответствии с МСФО 39 стоимостью, отражена в консолидированном отчете об изменениях собственного капитала.
Доход от реструктуризации обязательств на сумму 1 400 млн.руб. в 2001 г. был отражен в консолидированном отчете о прибылях и убытках за 2001 г. как доход от уменьшения задолженности.




Налогообложение

Текущие обязательства по налогам

В 2001 г. АВТОВАЗ начислил налог на прибыль на сумму 5 998 млн. руб. (2000 г.: 4 686 млн. руб.).
В состав расходов на уплату налогов за 2000 г. были включены различные претензии налоговых органов в сумме 2 733 млн. руб. Руководство продолжает принимать активные меры по защите интересов АВТОВАЗа по предъявленным претензиям.

Учет отложенных налогов

Понятие «отложенное налогообложение» поясняется в Примечании 4«К» к консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. чистые отложенные налоговые обязательства АВТОВАЗа составляют 6 742 млн. руб., а чистое отложенное налоговое требование составляет 44 млн. руб. Отложенные налоговые обязательства сложились главным образом за счет превышения балансовой стоимости основных средств над стоимостью, принимаемой в целях налогообложения. Кроме того, их возникновение объясняется поправкой, выполненной с целью отражения суммы задолженности по справедливой стоимости, о чем упоминалось в разделе «Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочей задолженности».
Уменьшение расходов по отложенным налогам в 2001 г. на 4 336 млн. руб. произошло в результате значительного изменения стоимости основных средств (2 781 млн. руб.) после проведенной переоценки и уменьшения ставки налога на прибыль с 35% до 24% (3 070 млн. руб.).