![]() ![]() ![]() |
![]()
![]() |
![]() ![]() |
Данное мнение руководства о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности необходимо рассматривать вместе с консолидированной финансовой отчетностью ОАО «АВТОВАЗ», составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), представленной на страницах 97-120 настоящего годового отчета. Обзор В 2001 году руководство добилось значительного улучшения финансового положения АВТОВАЗа за счет следующих мероприятий: • проведена реструктуризация большей части задолженности перед налоговыми органами и ссудодателями; • освоен выпуск нового семейства более рентабельных автомобилей; • проведена реорганизация системы реализации и сбыта, что привело к сокращению безнадежной задолженности; • произошло ускорение финансовых потоков благодаря требованию полной предоплаты за продукцию, отгружаемую потребителям на внутреннем рынке; • создан стратегический альянс с GM и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) для освоения выпуска автомобиля ВАЗ-2123, причем запуск производства запланирован на сентябрь 2002 г.; • успешно проведены переговоры с Правительством РФ, что позволило вернуть из залога акции ОАО «АВТОВАЗ», переданные в обеспечение Договора о реструктуризации задолженности ОАО «АВТОВАЗ» перед федеральным бюджетом. Данное обстоятельство позволяет ОАО «АВТОВАЗ» рассматривать возможности привлечения инвестиций; • сохранялась направленность на сокращение затрат, что позволило улучшить показатель валовой прибыли. Выручка от реализации автомобилей в 2001 г. составила 93 232
млн. руб. В 2001 г. консолидированный показатель чистой прибыли АВТОВАЗа составил
13 827 млн. руб. (в 2000 г. аналогичный показатель составил 3 269 млн.
руб.). • Увеличение объема продаж на 10% по сравнению с 2000 г. • Выход на проектную мощность по выпуску более рентабельных автомобилей семейства ВАЗ-2110. • Получение значительной прибыли от дальнейшей реструктуризации и списания налоговой задолженности и реструктуризации прочей долгосрочной задолженности (см. далее в разделе «Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочей задолженности»). • Значительная прибыль по денежной позиции в результате учета влияния инфляции. • Сокращение расходов на уплату
налогов, как следствие отложенного налогообложения. Высокие показатели основной деятельности за 2001 г. обеспечили потоки
денежных средств от основной деятельности до изменений оборотного капитала
в сумме 15 503 млн. руб. Чистые денежные средства, полученные от основной деятельности в сумме
7 703 млн.руб. Кроме того, продолжение реструктуризации задолженности по заемным средствам и налогам привело к сокращению балансовой стоимости этих обязательств для целей составления отчетности в соответствии с МСФО. Также, сроки погашения номинальных сумм обязательств были изменены в пользу АВТОВАЗа. В настоящее время руководство АВТОВАЗа рассматривает возможность привлечения новых финансовых ресурсов для своевременного запуска в производство нового семейства автомобилей. В 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло решение вернуть акции ОАО «АВТОВАЗ» из залога, которые были переданы государству в обеспечение своевременных платежей в бюджет. Данное обстоятельство потенциально способствует АВТОВАЗу в привлечении финансовых ресурсов в дальнейшем. Увеличение объема реализации В России сохраняется высокий спрос на автомобили. Основным конкурентом АВТОВАЗа на российском автомобильном рынке являются
подержанные автомобили иностранного производства, ввозимые в страну. Увеличение
объема выпуска более современных и привлекательных для потребителя автомобилей
является одним из стратегических направлений деятельности руководства
по удержанию и усилению своих позиций на российском автомобильном рынке.
Следуя своей стратегии, ориентированной на производство современных и
более рентабельных моделей автомобилей, АВТОВАЗ продолжил вывод производства
автомобилей «классической» компоновки с основных конвейеров. Как следствие,
в отчетном году было продано больше сборочных автокомплектов. Внешний рынок имеет значение прежде всего как источник валютных средств, что диктует необходимость следить за происходящими изменениями на мировых автомобильных рынках. |
2001 | 2000 | |
Реализация автомобилей на внутреннем рынке, тыс. а/м | 689 | 600 |
![]() |
||
Реализация автомобилей на внешнем рынке, тыс. а/м | 85 | 106 |
Итого реализация автомобилей, тыс. а/м (производство ОАО «АВТОВАЗ») | 774 | 706 |
Выручка от реализации автомобилей на внутреннем рынке, млн. руб. | 75061 | 62388 |
![]() |
||
Выручка от реализации автомобилей на внешнем рынке, млн. руб. | 7 334 | 11 095 |
![]() |
||
Выручка от реализации автомобилей сторонних производителей дочерними предприятиями ОАО «АВТОВАЗ», млн. руб. | 10 837 | 9 743 |
Итого выручка от реализации автомобилей, млн. руб. | 93 232 | 83 226 |
Выручка от реализации автомобильных запасных частей и сборочных автокомплектов | 15 971 | 11 998 |
Выручка от прочей реализации, млн. руб. | 3 640 | 3 617 |
Валовая прибыль
Показатель валовой прибыли 2001 г. составил 21 294 млн. руб. Рентабельность
выросла с 16% до 19% в связи с увеличением объема выпуска продукции с
сохранением постоянных затрат на прежнем уровне и повышением цен на свою
продукцию с опережением роста стоимости закупаемых комплектующих и материалов.
Реализационные, общие и административные расходы По сравнению с 2000 г. показатель реализационных, общих и административных расходов АВТОВАЗа сократился на 30%. Наиболее значительные факторы, повлиявшие на сокращение данной статьи - это: • Снижение ставки налога на пользователей автодорог с 2,5% до 1%, что привело к уменьшению выплат этого налога на 1 353 млн. руб.; • Отмена налога на содержание объектов ЖКХ. Это позволило получить экономию средств в сумме 1 021 млн. руб.; • Безнадежная задолженность, ранее списанная как нереальная для взыскания, была взыскана на сумму 183 млн. руб. В прошлом году сумма списанной безнадежной задолженности составила 567 млн. руб. Чистая сумма движения составила 750 млн. руб. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Продолжение работ по проекту «Калина» привело к значительному росту расходов на НИОКР за 2001 г. В соответствии с МСФО данные расходы были списаны на консолидированный отчет о прибылях и убытках. |
Прочие операционные расходы По сравнению с 2000 г. наиболее важное изменение в составе прочих операционных расходов в 2001 г. связано с отражением убытка в сумме 876 млн. руб. от приведения стоимости инвестиций в зависимое общество ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» справедливой стоимости с использованием дисконтированных потоков денежных средств в соответствии с утвержденными бизнес-планами. Данная корректировка предусмотрена требованиями МСФО 39. АВТОВАЗ продолжает замену старого оборудования, что приводит к убыткам от выбытия основных средств. В 2001 г. в состав прочих операционных расходов вошли расходы в сумме
144 млн. руб. на покрытие убытков по претензиям органов валютного контроля
за несвоевременный возврат валютной выручки от реализации продукции на
внешнем рынке. Срок действия лицензии, выданной АВТОВАЗу Центральным банком России, продляющей период возврата валютной выручки, истек в 1999 г. Зачастую оплата от зарубежных покупателей поступала более чем через 90 дней. В отчетном периоде АВТОВАЗ поставил на особый контроль соблюдение этого требования валютного законодательства и усилил процедуры, которые обеспечивают своевременный возврат валютной выручки в соответствии с законодательством. Более того, в августе 2001 г. данный 90-дневный лимит был увеличен до трех лет. Прибыль от основной деятельности Рост валовой прибыли и снижение налогового бремени привели к тому, что за 2001 г. АВТОВАЗом была получена высокая прибыль от основной деятельности в сумме 7 166 млн. руб. (2000 г.: 164 млн. руб.). Расходы на выплату процентов В течение 2001 г. произошло сокращение на 16% (на 618 млн. руб.) расходов на выплату процентов. Основной причиной является сокращение суммы задолженности, выраженной в долларах США, после того, как в 2001 г. АВТОВАЗ продолжил реструктуризацию задолженности. Реструктуризация задолженности, выраженной в долларах США, рассматривается далее в разделе «Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим обязательствам». Кроме того, в результате мер, принятых руководством АВТОВАЗа, по усилению платежной дисциплины в расчетах с бюджетом, снижены суммы начисленных пеней. |
![]() ![]() |
Курсовая разница Благодаря переводу задолженности АВТОВАЗа, выраженной в долларах США, в состав рублевой задолженности, стало возможным уменьшить подверженность АВТОВАЗа влиянию девальвации рубля по отношению к доллару США. Кроме того, на уменьшение курсовой разницы повлияла относительная стабильность обменного курса рубля к доллару США. Инфляционный эффект и В условиях инфляционной экономики общая покупательная способность денежных средств снижается, в то время как общий уровень цен на товары и услуги растет. Результатом снижения покупательной способности денежных средств является
прибыль или убыток по денежной позиции. Согласно МСФО, финансовые отчеты, подготавливаемые в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, должны быть составлены на основе текущих цен на дату составления бухгалтерского баланса. Прибыль по денежной позиции АВТОВАЗа, отраженная в консолидированной
финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, уменьшилась
с 7 455 млн. руб. в 2000 г. Положение дел в российской экономике продолжает улучшаться. В течение
последних двух лет отмечается постепенное снижение уровня инфляции (2001
г.: 18,82%, 2000 г.: 20,13%). Предполагается, что данная тенденция к снижению
инфляции продолжится в 2002 г. Можно предположить, что необходимость отражения в отчетности эффекта
инфляции сохранится и в 2002 г. |
Прибыль в результате уменьшения
и списания задолженности по налогам и прочей задолженности • Уменьшение и списание задолженности по налогам В период после приватизации первой необходимостью стало обеспечение конкурентоспособности АВТОВАЗа по отношению к западным производителям, проявляющим возрастающий интерес к российскому рынку, для чего требовались значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, капитальные вложения на модернизацию технологических процессов и освоение производства новых моделей автомобилей. Значительные расходы были произведены в связи с разработкой «Шевроле-Нивы» (выпуск запланирован на зависимом обществе ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ») и запуском в производство семейства автомобилей ВАЗ-2110. Однако, АВТОВАЗ был не в состоянии одновременно покрывать такие расходы и своевременно производить платежи в бюджеты разных уровней. К 1998 году образовалась существенная задолженность по неуплаченным налогам. На эту сумму задолженности по неуплаченным налогам АВТОВАЗ начислял пени по средней ставке 70% годовых. В качестве компенсации российским компаниям завышенных ставок пени, Правительство Российской Федерации пошло на списание 80% пеней по непогашенной налоговой задолженности всех российских компаний. В результате этого в течение 1997 и 1998 гг. задолженность АВТОВАЗа по налогам сократилась на 11 882 млн. руб. По инициативе руководства АВТОВАЗа были начаты переговоры с Правительством Российской Федерации о реструктуризации оставшейся части задолженности перед бюджетом путем рассрочки выплаты обязательств на срок от 10 до 15 лет без начисления процентов или с применением льготной процентной ставки. В результате успешно проведенных переговоров в течение 1997-2001 гг., обязательства по налогам перед различными бюджетами были реструктуризированы. Реструктуризированные налоговые обязательства, номинальная стоимость
которых составляла 11 571 млн. руб., были дисконтированы по ставкам, действовавшим
на дату вступления в силу МСФО 39 (1 января 2001 г.), или на дату реструктуризации,
если она проходила после 1 января 2001 г. На 31 декабря 2001 г. балансовая
стоимость долгосрочной задолженности по налогам составила 4 763 млн. руб.
(2000 г.: 10 553 млн. руб.). Для расчета были использованы ставки дисконтирования
в пределе от 26% до 30%. • Прочие обязательства На балансе АВТОВАЗа числились займы на сумму около 630 млн. долл. США.
Эта сумма представляла собой стоимость инвестиций, предоставленных Правительством
Российской Федерации в период до приватизации. |
![]() ![]() |
Налогообложение • Текущие обязательства по налогам В 2001 г. АВТОВАЗ начислил налог на прибыль на сумму 5 998 млн. руб.
(2000 г.: 4 686 млн. руб.). • Учет отложенных налогов Понятие «отложенное налогообложение» поясняется в Примечании 4«К» к консолидированной
финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. |